|
От
|
IGA
|
|
К
|
IGA
|
|
Дата
|
26.08.2003 14:14:02
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
В_России_разлюбиливодку
http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2003/08/26/44215
<<<
RBC daily: Рынки
26.08.2003
В России разлюбили водку
Сегодня ее все активнее вытесняют с рынка особые средства бытовой химии
и продукты парфюмерно-косметического назначения, которые по своим
потребительским свойствам часто почти не отличаются от традиционной водки
В России продолжается снижение производства крепких алкогольных
напитков: в июле размер падения составил 5%. По мнению производителей,
одной из основных причин является, в частности, появление на рынке
огромного количества суррогатных спиртосодержащих жидкостей.
Производимая на многих российских гидролизных и спиртовых заводах,
парфюмерно-косметических фабриках продукция в ряде случаев практически
не отличается от традиционного крепкого алкоголя, цена же ее в 4-5 раз
ниже стоимости водки. Однако никакими специальными акцизами и налогами
эта продукция не облагается. В результате ?экономный? потребитель
подрывает свое здоровье, легальные производители горячительного несут
убытки и теряют рынок, а государственная казна - доходы от сбора
акцизов. Как сообщили RBC daily, в ближайшее время производители водки
могут представить в правительство предложения по борьбе с суррогатным
?алкоголем?.
Согласно данным Госкомстата, в прошлом году россияне употребляли по 50
литров пива, 6 литров вина и около 20 литров крепких алкогольных
напитков на душу населения. При этом потребление вина и пива планомерно
возрастало уже в течение последних нескольких лет на фоне снижения
спроса на водку. ?Хотя на продукцию нашего завода снижения спроса пока
нет, в целом по отрасли за первые семь месяцев текущего года уровень
производства упал на 1%, - сказал RBC daily сотрудник столичного завода
?Кристалл?. - А в июле производство крепких алкогольных напитков в
стране вообще ?рухнуло? на 5% по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года?. По мнению специалистов, снижение спроса на крепкие
горячительные напитки связано, в первую очередь, с изменением
предпочтений потребителей. ?Вероятнее всего, снижение доли водки в общем
объеме потребляемых алкогольных напитков идет за счет сокращения
потребления дешевой продукции, - сказал RBC daily специалист Института
исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР). -
Планомерный рост доходов населения приводит к тому, что потребители
начинают отдавать предпочтение более дорогому, высококачественному
крепкому алкоголю, пиву и вину?.
Тем не менее есть и другое, менее оптимистичное объяснение. Сегодня все
активнее идет замещение заводского горячительного суррогатами, качество
и потребительские свойства которых мало отличаются от традиционной водки
низшей ценовой категории. ?Сегодня активно развивается рынок
спиртосодержащих жидкостей, которые по своим вкусовым свойствам
практически не отличаются от водки, - сказал RBC daily президент
Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. - Как правило, это
товары парфюмерно-косметического назначения, например лосьоны, зубные
эликсиры. Или, например, жидкости для принятия ванн. Интересно,
кому-нибудь в голову приходило добавлять почти неразведенный спирт в
воду, в которой предстоит купаться?? Также в ряду этих товаров
встречаются и средства бытовой химии. Все эти товары ?широкого?
назначения представляют собой спиртосодержащие жидкости, крепостью от 60
до 96%, а содержание в них примесей, оправдывающих их парфюмерное или
бытовое назначение, - чисто символическое, считает Павел Шапкин.
Правда, по мнению представителей парфюмерно-косметических фабрик,
претензии к их продукции необоснованны. Они считают, что использование
ее не по прямому назначению - скорее беда потребителей, нежели вина
производителей. ?Уже долгие годы производителей парфюмерии, косметики,
бытовой химии обвиняют в том, что ряд своих товаров они целенаправленно
создают как альтернативу алкогольным напиткам, - сказал RBC daily
технолог московской парфюмерно-косметической фабрики. - И хотя,
действительно, содержание спирта в некоторых образцах может достигать 90
с лишним процентов, назвать эту продукцию алкогольной язык не
повернется. Ведь, согласно технологии, все парфюмерно-косметические
жидкости должны быть денатурированы (добавляется диэтилфталат) и,
естественно, содержать парфюмерные добавки?. В то же время, по словам
специалистов, диэтилфтолат добавляется в эту продукцию в таких дозах,
что вкусовых отличий от водки практически не возникает.
?Что касается парфюмерных добавок, то чаще всего в эти жидкости
добавляют экстракты трав и растений, например женьшеня, - говорит Павел
Шапкин. - В результате этого происходит даже улучшение потребительских
свойств ?напитка?. А особую привлекательность этой продукции придает ее
?смешная? цена, которая колеблется от 10 до 16 рублей за флакон емкостью
до 270 мл (продукция в более емкой таре облагается акцизом). Если
разбавить такую бутылочку, получится 0,7 литра 40-градусного напитка.
Самая дешевая бутылка водки такого объема стоит порядка 80 рублей, а
здесь максимум 16?. При этом, по словам Павла Шапкина, никакими акцизами
(на бутылку водки приходится до 30 рублей налогов) этот товар не
облагается, поэтому-то его производитель и может устанавливать такие
мизерные цены.
Совершенно неудивительно, что ряд потребителей, в первую очередь
малоимущие и больные алкоголизмом, активно переходят на эту продукцию.
Подтверждение тому - спад производства алкоголя. Зато наблюдается
небывалый рост производства ?серого? алкоголя, для которого
используется, в числе прочего, и денатурированный технический этиловый
спирт. В первом полугодии текущего года его производство составило 9, 4
млн декалитров, что на 5% больше по сравнению с прошлогодним
показателем. По мнению специалистов, львиная доля производимой
спиртосодержащей продукции ?широкого? назначения употребляется
?вовнутрь?. Понятно, что в результате этого в стопроцентном выигрыше
оказываются только ее производители, которые, фактически продавая
алкоголь, экономят на каждом флакончике в среднем 45 рублей (акцизы и
налоги). Экономный же потребитель расплатится своим здоровьем,
производитель водки потеряет долю рынка, а государство - доходы казны от
сбора акцизов.
Сегодня чиновники и производители водки предлагают массу способов
?поставить на место? производителей ?серого? алкоголя. Однако ни один из
них пока не нашел всеобщего одобрения. Лицензирование торговли и
обложение акцизом такой спиртосодержащей продукции заметно повысит ее
цену. А это, в свою очередь, отразится на малоимущих потребителях,
использующих ее по назначению. Тогда, кроме воды и мыла, у них может не
остаться в обиходе никакой косметики и парфюмерии. В этой ситуации
разумным представляется ужесточение требований к технологии
производства, составу продукта (включение ряда обязательных компонентов
в определенных концентрациях, ограничение до минимума содержания
спирта), что привело бы не только к некоторому естественному росту цены,
но и к переходу потребителя на более безопасную водку или другие
алкогольные напитки.
Отдел экономики
Лада Федорова, 26.08.2003
<<<