От Pout Ответить на сообщение
К И.Л.П. Ответить по почте
Дата 11.08.2003 19:57:18 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Крах СССР; Образы будущего; Версия для печати

"Социологический роман"


И.Л.П. сообщил в новостях
следующее:99372@kmf...
> Насколько я понимаю, речь идет все-таки о социальном романе. К таковым
можно отнести и ряд произведений Зиновьева. Конечно, в худ. произведении
можно отразить те или иные научные постулаты и взгляды, но оно не
превращается благодаря этому в научную работу.

Термин , по-моему, им самим предложен (и обоснован, в том числе в самом
тексте произведения) в отношении "Зияющих высот". Он написал несколько
СР,имхо последний и итоговый -"Русская трагедия", о жизни сов.интеля и
его семьи в современнной Москве, ее Кудинов выкладывал в Копилку.
Название жанра -СР -вроде теперь уже прижилось, другие тоже
употребляют,хотя жанр редкий

Признаки жанра - наличие в произведении вполне наукообразных и научных
построений,расставленных по канве книги, но не только это. Особый тип
героев и способы их поведения, близкие к
модельным-"среднестатистическим" или социологическим. Так описана "моя
семья" и поведение "новых москвичей"в Русской трагедии.

Порой в таком романе собственно социология прописана лучше,
ясней,ярче,чем в специальных эссе. Это ж дисциплина об обществе людей,а
отсюда - не совсем наука, стыковая область,между гуманитарией и
"наукой-как- сайенс".Я только что приводил пример - в Зияющих высотах
там есть такие куски ( в основном от лица двух-трех персонажей. они
названы "социальными именами" -Критик,Болтун, Шизофреник и пр.), которые
лучше проясняют что такое законы социальности. Написано с таким напором
и яркостью, что "эссе" смотрится бледней. А собственно худ.проза у
Зиновьева - и подавно. Зиновьев сам говорил, что когда он писал
"научную""Коммунизм как реальность",эти отрывки из Зияющих высот он
просто взял и немного шлифанул.
>
> Иначе почему бы не ввести физические, химические и математические
романы?

Про химических индивидов с химическими законами поведения путной
книжки,даже памфлета,никто не напишет. Физического тоже. Физики - они
"шутят", причем ан масс,многоголово, такой жанр тоже самозародился,
несколько раньше СР

отрывок (это написано его женой)

Когда Александр начал писать "Зияющие высоты", к этому времени он имел
за плечами более пятидеяти лет жизненного опыта, богатый опыт
литературного фольклора и научной работы, да еще плюс к тому
разработанную теорию советского общества. Были, правда, некоторые
колебания: писать ли научный трактат или литературное произведение. Но
колебания отпали сами собой: начав писать практически, Александр стал
писать и то и другое одновременно. Не параллельно роман и трактат, а в
одном и том же тексте, вернее - один и тот же текст стал писаться и как
научный трактат, и как художественное литературное произведение. Как в
самом Зиновьеве совместились два творческих начала, казавшиеся (и
считавшиеся) принципиально несовместимыми, так они и слились во единое в
его произведении...
Александр сознательно писал роман, но роман особого рода -
социологический. Надо сказать, что отношение социологического романа
Зиновьева к социологии как науке похоже на отношение исторического
романа к науке истории или психологического романа к науке психологии.
Но в случае с "Высотами" дело не так обстояло, будто независимо и до
него уже существовала социологическая наука о советском обществе, и от
Зиновьева якобы требовалось лишь использовать ее результаты в романе...
Перед ним встала проблема изложения результатов своих исследований в
форме, доступной для других людей, и он в качестве таковой избрал особую
литературную форму. Он изобрел ее, введя в литературу особый, абсолютно
новый стиль языка и мышления, которым он владел высокопрофессионально, -
научный стиль образного мышления или образный стиль научного мышления. И
первым образцом этого творческого открытия явились "Зияющие высоты".
....СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН Александра Зиновьева отличается от обычного
романа (включая социальные романы, вышедшие из-под пера Достоевского,
Толстого, Тургенева, Рабле, Свифта) как по содержанию, так и по
изобразительным средствам. Литературными персонажами в нем становятся
социальные объекты, определяемые социологическими понятиями, и
объективные социальные законы. Люди в нем фигурируют лишь как
представители различных социальных категорий, как носители социальных
закономерностей и материал их функционирования. А с другой стороны,
традиционно литературные средства (образы, метафоры, стихи, новеллы,
анекдоты, фельетоны) становятся средствами выражения научных
социологических понятий, утверждений, теорий и гипотез. Примеры тому
читатель может в изобилии найти во всех литературных сочинениях,
опубликованных в этом 10-томнике.
http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/01/401/71.html