ПРОЗРАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ БЮЛЛЕТЕНЯМИ
Аннотация
В историю избирательных кампаний многих стран мира вписаны многочисленные позорно-скандальные страницы. Скандалы, связанные с подведением итогов голосования, много раз сотрясали своды судов различных инстанций, выплескивались на страницы прессы, широко обсуждались на радио и телевидении. В некоторых странах после оглашения результатов голосования дело доходило до вооруженных стычек, погромов, мятежей и даже гражданской войны.
Непосредственным поводом для начала гражданской войны в Мексике 1910-1917 годов послужила циничная и грубая фальсификация итогов выборов Президента Мексики 1910 года. На этих выборах победил тогдашний президент генерал Порфирио Диас. Официально было заявлено, что на выборах 26 июня 1910 года народ Мексики “единогласно” переизбрал Диаса президентом на очередной шестилетний срок.
Генерал Порфирио Диас (1830-1915) видный участник боев против французских интервентов был президентом Мексики в1876-1880 гг. Вновь став президентом в 1884 году, Диас фактически установил диктатуру в Мексике. Он оставался у власти вплоть до 1911 года. Свергнут в ходе Мексиканской революции 1910-1917 гг.
Будучи в начале своего правления стеснен дополнением к конституции, запрещающим переизбрание президента на следующий срок, Диас издал в 1887 г. закон, разрешающий одно переизбрание. В 1890 г. последовала отмена всяких ограничений в отношении переизбрания одного и того же лица президентом. В 1904 г. была принята еще одна поправка к конституции, которая предусматривала увеличение срока полномочий президента до шести лет .
Рекорд фальсификации итогов выборов был в 1927 году в Либерии. Там действующий президент победил конкурента со счетом, в 15 раз превышающим общее число избирателей в стране.
Такого рода эксцессы - явления вполне закономерные, так как в настоящее время во всем мире используются архаичные системы тайного голосования бюллетенями, позволяющие в той или иной степени фальсифицировать итоги выборов. Причем различного рода “корректировки” итогов голосования могут осуществляться как рядовыми избирателями и избирательными комиссиями, так и третьими лицами. Даже без ведома членов территориальных избирательных комиссий разного уровня
Всеобщее тайное голосование на президентских, парламентских выборах или референдумах является основной формой выражения воли народа и изучения мнения общества. Свободные выборы на альтернативной основе являются одним из определяющих, базовых элементов демократии. Именно они укрепляют моральный авторитет власти и придают статус легитимности будущей политике избранной власти и дальнейшим действиям политиков. Однако, при проведении выборов с использованием существующих избирательных технологий всегда остается открытым вопрос: а не искажена ли воля избирателей при подведении итогов голосования? При проведении выборов с использованием существующих способов тайного голосования в любой стране мира этот вопрос остаётся открытым. Поэтому легитимность президентов, правительств, парламентов и т.д. всех стран мира сегодня можно поставить под сомнение. Проведение выборов с использованием существующих технологий тайного голосования бюллетенями потенциально гипотетически создаёт взрывоопасную ситуацию в любой стране мира. Ведь достаточно проигравшей стороне заявить, что результаты выборов подтасованы, как любая страна может полыхнуть огнем гражданской войны от края до края. В качестве яркого примера достаточно вспомнить последние события в Карачаево-Черкессии (Россия) и Югославии.
Роскошь использовать эти технологии голосования могут позволить себе только страны со стабильной государственной системой, политической ситуацией, здоровой экономикой и консолидированным обществом. Однако, президентские выборы в США 2000 года наглядно показали, что даже такие благополучные страны могут увязнуть в скандалах и судебных разбирательствах по поводу фальсификации итогов выборов. Эти скандалы спровоцированы архаичными системами тайного голосования.
Технологии тайного голосования и, прежде всего, процесс подсчета числа голосов должны быть прозрачными для избирателей и соответствовать требованиям социально-политической безопасности государства. К большому сожалению, принятый в последние годы во многих странах мира пакеты законодательных документов, посвященных избирательным технологиям, выборам и гарантиям избирательных прав граждан, не только не устраняет опасность социального взрыва после подведения итогов голосования, но и создает новые возможности для разного рода махинаций и нарушений во время подсчета голосов. Это было наглядно продемонстрировано 19 декабря 1999 года во время последних выборов в Государственную Думу и выборов Президента России 26 марта 2000 года. Применяемые в настоящее время во всех странах мира технологии проведения выборов и референдумов относятся к классу непрозрачных (темных)– и реализуют активное избирательное право только частично.
Активное избирательное право – это право граждан избирать, то есть право участвовать во всеобщих, равных, свободных, демократических выборах, ограниченных минимальными цензами (например, возраст, дееспособность, пол и т.д.). Пассивное избирательное право- право гражданина быть избранным, при условии соблюдения установленных законом некоторых ограничений, например, судимость, банкротство, возраст, ценз оседлости, уровень владения официальным государственным языком и т.д.
Активное избирательное право может быть полным или частичным (ограниченным).
Частичное (ограниченное) активное избирательное право предоставляет избирателю право участвовать в свободных, соответствующих международным демократическим стандартам выборах и голосовать, но при этом избиратель лишен права контролировать правильность и точность итогов своего голосования. Это право в соответствии с законодательством избиратель делегирует (доверяет) избирательным комиссиям разного уровня, коллегиям выборщиков, отечественным и международным наблюдателям, разного рода автоматизированным и компьютеризированным системам (пример Государственная Автоматизированная Система “Выборы” в России) и тому подобное.
Полное активное избирательное право законодательно предусматривает, что избиратель наряду с возможностью участвовать в демократических выборах и свободно голосовать имеет право и техническую возможность самостоятельно проверить результат учета его голоса при публикации итогов голосования.
Кроме того, полное активное избирательное право позволяет каждому гражданину уже после подведения и официального оглашения итогов выборов при желании использовать еще два механизма избирательной системы. Первый-механизм досрочного отзыва лица, занявшего свою должность в результате победы на выборах. Этим правом могут наделяются либо все зарегистрированные избиратели, либо избиратели, принимавшие участие в последних выборах, либо только те избиратели, которые голосовали на выборах за кандидата, одержавшего победу на выборах. Такой механизм позволяет каждому рядовому избирателю в любой определенный законом момент времени отозвать свой голос, отданный на выборах за конкретного президента, депутата, сенатора, конгрессмена, губернатора, мэра и т.д. Второй-механизм оценки итогов деятельности выборного лица. Он должен предоставлять каждому избирателю право дать свою оценку итогам деятельности любого лица, занимавшего в течение определенного времени выборную должность. Оценка итогов деятельности осуществляется путем проведения референдума с одним вопросом: как вы оцениваете итоги деятельности гражданина Х на выборном посту в течение определенного срока. Референдум совмещается с очередными или досрочными выборами. Он проводится в любом случае, независимо от того, выставляет гражданин Х свою кандидатуру на очередных выборах на следующий срок или нет. Референдум проводится даже в случае смерти этого лица, досрочного ухода в отставку или в случае отстранения от должности и т.д.
Законодательство о выборах, основанное на полном активном избирательном праве позволяет проводить честные выборы.
Упорное отстаивание и проталкивание в национальное законодательство о выборах принципа активного избирательного права в усеченном виде можно объяснить только двумя причинами.
Государственные мужи не верят в политическую зрелость и житейскую мудрость народа, а поэтому не доверяют ему контролировать итоги голосования, фактически реализуя на практике в одной из областей законодательства принцип “управляемой демократии”. Это выглядит очень странно на фоне многочисленных заявлений государственных и политических деятелей о дальнейшем развитии демократии и наиболее полном внедрении институтов народовластия.
Государство хочет оставить за собой право, как и прежде “корректировать” итоги голосования в нужную для кого-то сторону. Наиболее ясно и откровенно эту цель выразил российский политик Борис Березовский - “Государство должно иметь возможность корректировать итоги выборов, например, в случае победы на выборах коммунистов или фашистов”.
Активно отстаивая и проталкивая принцип частичного (ограниченного) активного избирательного права в законодательство о выборах и референдумах, национальные парламенты фактически закладывает под здание своей государственности мину с запущенным часовым механизмом, которая может взорваться в любой момент и до основания разрушить государство.
Альтернативой этому “взрывоопасному” положению в области избирательных систем могут являться, разработанные в России прозрачные технологии тайного голосования избирательными бюллетенями, на практике реализующие принцип полного активного избирательного права. Эти технологии позволяют реализовать разнообразную по способам, многократную, многоуровневую систему ретроспективного контроля за итогами голосования.
Они отвечают принципам социально-политической безопасности страны и национальной стратегии устойчивого развития, максимально приспособлены к использованию в современных условиях и надежно защищены от возможности фальсификации итогов голосования, как со стороны избирательных (счетных) комиссий и избирателей, так и со стороны третьих лиц.
В основу предлагаемых технологий тайного голосования заложена концепция прямого контроля избирателей за деятельностью избирательных комиссий на всех этапах подведения итогов голосования. Технологии не имеют аналогов в мире, и могут быть использованы при проведении любых выборов или референдумов с использованием процедуры тайного голосования бюллетенями. Они разработаны группой сотрудников институтов Российской Академии Наук с использованием системы искусственного интеллекта “Радикал-96”. Эти технологии могут использоваться при проведении выборов: в федеральные и муниципальные органы власти, в ученых советах университетов и вузов, в акционерных обществах на ежегодных общих собраниях акционеров, на съездах партий, творческих союзов, профсоюзов и других общественных организаций, в которых законом или уставом предусмотрено проведение выборов с использованием тайного голосования бюллетенями.
Их реализация возможна несколькими способами, отличающимися друг от друга:
затратами на их проведение;
уровнем защиты от фальсификации;
степенью автоматизации процесса подсчета числа голосов;
требованиями к интеллектуально-образовательному уровню избирателей (или необходимостью предварительного обучения избирателей этим технологиям).
Отличительной особенностью технологий является возможность контроля каждым избирателем правильности учета его голоса при подсчете голосов по избирательному участку, округу, в целом по стране. При этом такой контроль осуществляется без нарушения принципа анонимности. Возможность такого контроля реализуется путем использования избирательных бюллетеней специальной формы и внесения незначительных изменений в существующую технологию проведения выборов. Для конкретного избирателя процедура подсчета его голоса является абсолютно прозрачной.
Достоинствами предлагаемых технологий являются:
Соответствие требованиям социально-политической безопасности и национальной стратегии устойчивого развития государства. Они полностью соответствуют “Декларации о критериях свободных и справедливых выборах” принятой на 154-й сессии Совета Межпарламентского Союза (Париж, 26 марта 1994 года).
Инвариантность к существующим способам фальсификации итогов тайного голосования избирательными бюллетенями. Прозрачные технологии тайного голосования не позволяют никому, кроме официально зарегистрированных на избирательном участке (округе) избирателей, оказывать влияние на итоги голосования.
Возможность ретроспективного контроля за количеством избирателей, принявших участие в голосовании.
Минимальные финансовые затраты при их практической реализации.
Сохранение принципа анонимности при проведении выборов с использованием процедуры тайного голосования
Возможность автоматизировать процесс подсчета числа голосов, применяя типовые компьютерные технологии, в том числе с использованием существующих оптоэлектронных сканирующих устройств (сканеров избирательных бюллетеней).
При этом результаты голосования представляются избирателям не только в виде бумажных итоговых протоколов, но и в виде публикаций в печатных и электронных (системы телетекста) средствах массовой информации, а также в виде стандартной компьютерной базы данных, соответствие которой итоговым протоколам легко контролируется на всех этапах процедуры подсчета числа голосов, с помощью компьютеров, модемов, существующих информационно-коммуникационных компьютерных сетей и телефонных каналов общего пользования.
Возможность использовать в период между выборами специализированное оборудование и технологии на коммерческой основе для нужд различных организаций. Это позволит сделать выборные кампании частично окупаемыми, а при внесении ряда поправок в существующее законодательство, полностью самоокупаемыми.
Практическая реализации технологий не требует предварительного обучения избирателей, и они легко осваиваются даже людьми с минимальным уровнем образования или интеллекта. Апробация конкретных способов показала, что они легко осваиваются всеми группами избирателей независимо от возраста, пола, социального положения, профессиональной принадлежности и т.п.
Данные технологии позволяют свести до минимума влияние так называемого “административного ресурса” на результаты голосования.
На основе прозрачных технологий тайного голосования разработан простой и эффективный механизм отзыва избирателями лиц, занимающих выборные должности (депутатов, сенаторов, мэров, губернаторов, президентов и т.д.).
Прозрачные технологии могут служить базой для разработки национального или регионального законодательства о выборах.
Прозрачные технологии тайного голосования охватывают весь цикл выработки избирательного решения, начиная от регистрации избирателей, включают в себя подведение итогов голосования, ретроспективный контроль за количеством избирателей, фактически принявших участие в голосовании и механизм отзыва лиц занимающих выборные должности.
Эти технологии позволяют превратить рутинную процедуру участия в выборах, в увлекательный и интересный процесс, в котором будет с удовольствием участвовать подавляющее большинство населения.
Внедрение этих технологий меняет известный афоризм "Не важно, как будут голосовать - важно, кто будет подсчитывать голоса" на другой "Не важно, кто будет подсчитывать голоса - важно, как будут голосовать", так как в этом случае возможности избирательных комиссий по фальсификации результатов голосования практически сведены к нулю. При использовании прозрачных технологий тайного голосования никто не может “украсть миллионы голосов”, не опасаясь получить в ответ миллионы исков в суды различных инстанций о фальсификации результатов голосования.
Эти технологии предотвращают возможность фальсификации итогов голосования как со стороны избирательных (счетных) комиссий, так и со стороны избирателей или третьих лиц.
Государства, не использующие прозрачные технологии тайного голосования бюллетенями, не имеют право называться демократическими и могут быть отнесены только к разряду государств с так называемой “управляемой демократией”. Упорный отказ любой страны или организации внедрять такого рода прозрачные технологии невольно наводит на мысль, что здесь при подсчете голосов "играют нечисто". В случае внедрения прозрачных технологий тайного голосования любое государство, акционерное общество, партия или организация может дать стопроцентную гарантию, что любые выборы будут не только свободными и демократическими, но и честными. Исторический опыт учит, что попытки затормозить социальный или научно-технический прогресс всегда заканчивались неудачей. Поскольку прогресс нельзя остановить, то его надо возглавить.
Основные элементы прозрачных технологий тайного голосования защищены двенадцатью патентами Российской Федерации.
Техническая реализациия прозрачных технологий тайного голосования избирательными бюллетенями предусматривает последовательное выполнение следующих технологических операций.
Централизованная печать необходимого количества бланков бюллетеней для тайного голосования. Бланк имеет две или более стандартные, одинаковые по виду (форме) или по смыслу части. Каждая часть бюллетеня отделяется от другой части линией отрыва.
Все бланки бюллетеней абсолютно идентичны, но на каждой части любого бланка имеется место для присвоения ему индивидуального идентификационного номера. Этот номер бюллетеню присваивает сам избиратель в режиме полной анонимности.
Индивидуальные идентификационные номера печатаются в виде отдельных документов. Например, с номерами от 0001 до 3300. Эти документы могут иметь сквозную нумерацию в пределах участковой избирательной комиссии, территориальной избирательной комиссии, региона, страны и т.д.
Избиратель, предъявив удостоверение личности, регистрируется в избирательной комиссии, получает бюллетень (комплект бюллетеней) установленного образца и расписывается в их получении.
Избиратель самостоятельно достает из лототрона (ящика) документ с индивидуальным идентификационным номером. Он может быть дополнительно запечатан в конверт.
В кабине для голосования избиратель осуществляет выбор варианта голосования и идентично заполняет все части бюллетеня. Затем самостоятельно присваивает каждой части бюллетеня индивидуальный идентификационный номер.
По линии отрыва делит бюллетень на две части. Одну часть оставляет у себя для контроля, а вторую (или вторую и третью), как обычно, опускает в опломбированный ящик для сбора и временного хранения бюллетеней.
После окончания голосования избирательная комиссия проводит подсчет голосов, поданных за каждого кандидата (вопроса голосования) или против всех кандидатов, а также бюллетеней, признанных недействительными.
При этом сразу составляется и обнародуется стандартный протокол №1 об итогах голосования, где указывается общее количество избирателей, имеющих право голоса, количество избирателей, принявших участие в голосовании, количество голосов, поданных за каждого кандидата, число бюллетеней, поданных против всех кандидатов и число бюллетеней, признанных недействительными и т.д.
Затем определяются индивидуальные идентификационные номера бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, а также против всех кандидатов и номера бюллетеней, признанных недействительными. При этом осуществляется процедура сортировки номеров в порядке возрастания. После чего составляется протокол № 2 об итогах голосования с указанием в качестве приложения массивов индивидуальных идентификационных номеров бюллетеней, поданных за каждого кандидата (вопроса голосования), против всех кандидатов и номера бюллетеней, признанных недействительными. Этот протокол № 2 доводится до сведения избирателей.
11. При обнаружении несоответствия варианта своего голосования с опубликованными результатами в определённые законом сроки избиратель при желании может подать апелляцию в избирательную комиссию (или суд), предъявив хранящуюся у него часть бюллетеня, т.е. осуществить ретроспективный контроль за результатами своего голосования. Если избиратель хочет сохранить свое инкогнито, он может и не подавать апелляцию. Но в этом случае он твердо будет знать, что относительно его варианта голосования была допущена фальсификация, умышленная или неумышленная.
12. После рассмотрения всех апелляций публикуется окончательный протокол № 3 об итогах голосования на конкретном избирательном участке с обязательным указанием в качестве приложения массивов индивидуальных идентификационных номеров бюллетеней.
Прозрачные технологии тайного голосования практически осуществляют подведение итогов голосования с временной задержкой и постепенным трехэтапным уточнением итогов голосования. Это является их некоторым минусом, но несомненным плюсом является жесткий контроль избирателей за честным подведением итогов голосования. Практическое внедрение этих технологий в различных вариантах предоставляет каждому избирателю от 3 до 7 ступеней контроля за установлением общих итогов голосования и превращает процедуру голосования в увлекательный процесс.
Если Вы являетесь сторонником проведения честных выборов в вашей стране (партии, организации), и Вас заинтересовало наше предложение, то мы готовы предоставить дополнительные материалы, позволяющие в полном объеме реализовать прозрачные технологии тайного голосования бюллетенями и проводить честные выборы на собраниях акционеров, в университетах, академиях, вузах, профсоюзах, парламентах, творческих союзах и т.д. Этот комплект документов является хорошей базой при разработке государственного или регионального законодательства о выборах.
Комплект документов.
Комплект документов включает в себя:
Обзор современного состояния технологий тайного голосования бюллетенями.
Подробное описание ноу-хау - прозрачных технологий тайного голосования бюллетенями.
Рекомендации по внесению изменений в законы о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
Новая технология регистрации избирателей и новая форма списка регистрации избирателей.
Новая процедура получения избирателем комплекта документов, необходимых для голосования.
Новые технологии создания и заполнения протоколов избирательной комиссии об итогах голосования и новые формы таких протоколов.
Новые формы избирательных бюллетеней.
Описание технологии отзыва избирателями лиц, занимающих выборные должности (депутатов, сенаторов, мэров, губернаторов, президентов и т.д.).
Концептуально новые технологии повышения процента явки избирателей на выборы и референдумы.
Стол для сортировки и подсчета бюллетеней для тайного голосования.
Имеются дизайнерские решения и конструкторская документация.
Стол обеспечивает:
сохранность бюллетеней при их выгрузке из ящиков для голосования;
удобство работы для членов избирательной (счетной) комиссии;
хороший обзор и аудио-визуальный контроль для наблюдателей и представителей средств массовой информации за действиями членов избирательной (счетной) комиссии;
надежную изоляцию наблюдателей и представителей СМИ от рабочей зоны сортировки и подсчета голосов.
Стационарные и переносные ящики для голосования (ящики для сбора бюллетеней с выбранными избирателями вариантами голосования).
Имеются дизайнерские решения и конструкторская документация.
Ящики дополнительно оснащены (оборудованы):
специальным устройством для быстрого извлечения всех бюллетеней для последующей сортировки и подсчета итогов голосования. Устройство исключает потерю бюллетеней и делает практически невозможным замену и (или) вброс дополнительных бюллетеней во время процедуры установления итогов голосования;
специальными устройствами защиты от несанкционированного доступа в ящик с целью замены бюллетеней до начала процедуры установления итогов голосования (подсчета голосов).
Авторы заинтересованы в сотрудничестве с организациями и учеными, занимающимися проблемами избирательных систем и избирательного законодательства, а также с избирателями интересующимися данными проблемами.