|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
21.07.2003 23:03:17
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Откровения Басилашвили (*+)
http://culture.pravda.ru/culture/2003/4/8/16/12386_Basilashvili.html
Олег БАСИЛАШВИЛИ: "Пропала жизнь"
21.07.2003 11:19
- Олег Валерианович, вы много играете в Москве - почему окончательно не
переберетесь в столицу из Санкт-Петербурга?
- Москва хороша только тем, что тамошних актеров часто показывают по
телевидению. Я убежден, что в Челябинске, Екатеринбурге, Самаре и других
российских городах есть актеры ничуть не хуже (может, даже лучше)
московских. Санкт-Петербург в театральном отношении гораздо интереснее
Москвы. Я работаю в Московском антрепризном театре Антона Чехова, которым
руководит интересный режиссер Леонид Трушкин, потому что мне интересно
встречаться в одном спектакле с такими артистами, как Золотухин, Равикович,
Хазанов: Мне интересно встречаться с новым режиссером. И, кроме того, мой
внутренний долг - выше поднять планку антрепризного театра. Ведь именно в
антрепризе кроется будущее российского театра.
Сейчас наконец-то начинается долгожданная гибель советского театра.
Театр, который врал на каждом шагу и превращал людей в идиотов, добившись на
этом пути очень многого, все же постепенно издыхает. Среди деятелей
этого театра были великие режиссеры и актеры, которые пробивали кирпичную
стену головой и делали честно свое дело, но их было очень мало. Слава Богу,
сейчас начинается новый этап в жизни отечественного театра.
- Вы играете в театре, много снимаетесь в кино, работаете на телевидении.
Что для вас на первом месте?
- Конечно же, театр! Это живое искусство, общение со зрителями. Такое
общение иногда много отнимает, но иногда и очень много дает. А кино: все
фиксируется на целлулоид, и потом ничего изменить нельзя. Проходят годы, и
оно либо, как у Чаплина, остается в веках, либо, как "Кубанские казаки",
бесславно исчезает.
- Когда решали, будете ли играть ту или новую роль, что для вас было
главным?
- Никогда не принимал таких решений. Что давали, то и играл - нравилось ли,
не нравилось. Мы получали мизерную зарплату - 120-130 рублей. И поэтому,
когда приглашали в кино, мы соглашались - а как прожить на 130 рублей? Если
отказывался от ролей в кино, то лишь потому, что был занят. У Никиты
Михалкова, к сожалению, не снялся в "Неоконченной пьесе для механического
пианино" - у меня мама серьезно заболела. А чтобы выбирать - никогда такого
не было.
- Как вам телесериал "Идиот", который недавно прошел по ТВ и в котором вы
сыграли генерала Епанчина?
- Я считаю, что фильм Владимира Бортко пробил бетонную стену. Наш
кинематограф - как ребенок, которого долго держали взаперти, вдруг обрел
свободу и захотел сразу стать взрослым. А по мнению продюсеров, у которых
мозгов совсем нет (они люди необразованные, серые и вороватые), весь
культурный блеск заключается в выстрелах, автомобильных погонях, бандитах,
крови: Но когда вышел "Идиот", которого в России не читал ни один человек
(это я вам гарантирую), вдруг выяснилось, что интересно смотреть. А если
появится фильм "Обломов" Гончарова? Или "Крейцерова соната" Толстого? Или
"Черный монах" Чехова? А "Преступление и наказание"?! Сразу станет ясно,
что, например, Акунин - очень плохой писатель. Достоевский пишет о том, что
знает, а Акунин придумывает что-то из позапрошлого века, не обладая даже в
малой степени талантом Достоевского.
- Вам так не нравится Борис Акунин?
- По мне лучше уж Маринину читать - она, по крайней мере, честно пишет о
том, что ей действительно известно, и не называет себя литератором.
- Получилось ли посмотреть "Идиота" целиком?
- Мне очень приятно, что "Идиота" посмотрела молодежь. Очень надеюсь, что
после фильма она потянется к Достоевскому. Я, к сожалению, цельного
впечатления от фильма пока не составил - у нас же вечерами работа... Но у
меня есть друзья, которые записывали, какие-то серии я благодаря им
посмотрел и в принципе представляю, что получилось. Меня поражает, что
многие люди, которые считают себя образованными, интеллигентными, говорят
про Евгения Миронова в роли Мышкина: "Женя, конечно, хорошо играет, но какой
же это князь?" Как будто они только что вышли из Зимнего дворца, где
общались с князьями и графьями: Тоже мне, знатоки! Почему князь не может
быть таким, каким его сыграл Миронов?! Князь - это обычный живой человек,
носящий княжеский титул. Признак подлинного аристократизма - абсолютное
слияние с народом, без всякой манерности.
- Известно, что вы неравнодушны к футболу. У вас есть любимая российская
команда?
- Я глубоко презираю сегодняшний российский футбол. Презираю каждого, кто,
надев трусы и бутсы, выходит на поле валять дурака. Это позор! Юный
мерзавец, получающий по 20 тысяч долларов за матч, не чувствует никакой
ответственности за то, что на него смотрят тысячи людей и ждут от него
праздника. Он - раб, которого только что выпустили из клетки, и кроме денег
его ничего не интересует. Наш российский футбол - мерзость от А до Я.
Выходят некультурные неграмотные идиоты, матерятся, не умеют ударить с трех
метров - мяч летит на сто метров или левее. Это не зрелище, а позор.
Недаром люди смотрят "Реал", "Интер", "Ювентус", "Манчестер Юнайтед" - там
играют профи, которые даже по телевизору доставляют мне наслаждение, и даже
когда команда проигрывает, я вижу у них желание доставить удовольствие своим
болельщикам.
- У вас есть хобби?
- Нет.
- Ну хоть какое-то увлечение?
- Нет у меня никаких увлечений.
- Но с семьей же вы как-то отдыхаете? Дача у вас есть?!
- Вот дача есть. В результате концертной деятельности я все-таки собрал
какую-то сумму денег, на которую постепенно построил дачу под
Санкт-Петербургом - небольшой дом, но со всеми удобствами. Я очень люблю
повозиться в земле и надеюсь, что этим летом наконец получу такую
возможность.
- Ваше отношение к сегодняшнему российскому телевидению?
- К сожалению, ничего не могу сказать о провинциальных каналах. Что же
касается общероссийских, то сейчас идет яркая тенденция к ограничению
свободы слова. Самое страшное, что у журналистов опять возрождается
внутренний цензор. Они знают, что сделать острый материал можно, и он
пройдет в эфир, но ведь потом тебя шпокнут - и все. Поэтому начинается
внутренняя борьба: можно - нельзя, надо - не надо.
- Многие ваши коллеги в последние годы стали писателями, и среди актерских
книг немало замечательных. Не хотите ли вы написать свою книгу? Если нет
времени писать, можно ведь надиктовать - дочь Ксения, известная журналистка,
помогла бы с расшифровкой.
- Ни в коем случае не диктовать - мне как раз хочется самому написать.
Посмотрим, что из этого получится. Уже придумал название: "Пропала жизнь"
(Чехов). Ничего, да?
Андрей КУЛИК, <Челябинский рабочий>