От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 20.07.2003 20:57:11 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"Православие = рабство" или глубочайшее невежество наших западников (*+)

http://society.pravda.ru/society/2003/8/26/80/12373_Pravoslavie.html

Знак веры и самопожертвования в иконографии Рождества Христова
19.07.2003 15:06

Символом <рабства и холопства> считает сотрудник радио <Свобода>
православные иконы, изображающие Рождество Христово. Ниже приводится отрывок
из стенограммы радиопередачи <Младенец Иисус> из цикла <С христианской точки
зрения>, вышедшей в эфир в Рождественский сочельник 6 января 2003 года:


<Автор и ведущий Яков Кротов: На русских православных иконах Младенца Иисуса
изображают обычно крепко спеленатым. Между тем, очевидно, что в реальности,
конечно, не было такого пеленания. И здесь русская традиция явно что-то
изменила: зачем, какой в этом смысл?
Литератор, христианский педагог Марианна Вехова: Традиция скомкала многие
вещи. В северных странах возникла зверская, жуткая, отвратительная традиция
пеленать детей:
Автор и ведущий Яков Кротов: Неужели особенности российского климата
являются неизбывной причиной холопства и рабства в российской психологии? В
российском климате меняется даже изображение Младенца Христа. Свободно
лежащий на охапке соломы в Палестине, он превращается в своего рода кокон,
плотно запеленатый кусочек человеческого существа: К числу невольных грехов
относится слепое следование традиции, без попытки как-то наверстать
утраченную в какой-то момент свободу>.

Навязчивая <промывка мозгов> извне, осложненная внутренними нигилизмом и
комплексами неполноценности, - все эти духовные болезни подтверждают
необходимость ознакомления общества с основами отечественной культуры.
Русская иконопись не внесла никаких изменений в канон, сложившийся в Святой
Земле и других странах с жарким климатом, входивших в состав Византии. При
этом иконография Рождества Христова, включающая образ спеленатого
Богомладенца, не имеет отношения ни к проблемам акушерства, ни к
особенностям климата, ни к национальному менталитету тех <северных народов>,
которым радио <Свобода> приписывает <зверские, жуткие, отвратительные
традиции>.

В православном искусстве каждый символ выходит за пределы пространства и
времени. Пелены, которыми Богоматерь спеленала новорожденного Христа,
предвещали жертвенную смерть и погребение Спасителя. В церковной традиции
образ Рождества Христова соотносится с Таинством Евхаристии, совершающимся в
православном храме. Святые отцы отождествляли жертвенник храма с Вифлеемской
пещерой и колыбелью Христа, который был словно связан и возложен на алтарь,
когда лежал в рождественских яслях.

Ясли, которые по древней традиции восточные пастухи выдалбливали в скале, и
деревянные дощечки, которыми покрывалось каменное дно кормушки, напоминали
ветхозаветный каменный жертвенник и дрова для всесожжений, а также скалу
Голгофу и древо Креста. В русской иконе обвивающие Богомладенца пелены - это
символ, соединяющий воедино ветхозаветные прообразы с их евангельским
исполнением, в частности, жертву Спасителя с жертвоприношением Исаака,
который, согласно Священному Писанию, был связан и возложен на жертвенник
поверх дров: <И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там
Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его
на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы
заколоть сына своего (Быт. 22. 9-10). Именно об этом знамении
свидетельствуют Евангелия: <И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его,
и положила Его в ясли: И сказал им Ангел: не бойтесь и вот вам знак: вы
найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях> (Лк. 2. 7, 10-12); <Воины и
тысяченачальник и служители иудейские взяли Иисуса и связали Его> (Ин. 18.
12); <Они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как
обыкновенно погребают иудеи> (Ин. 19. 40).

Не о рабстве и холопстве, а о вере, самопожертвовании и евангельской
пасхальной радости свидетельствуют русские православные иконы Рождества
Христова.

Юрий КЛИЦЕНКО