|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
16.07.2003 19:55:55
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Пожизненные планы Эмомали Рахмонова (*+)
http://www.spbvedomosti.ru/2003/07/12/pozzzjk.shtml
Пожизненные планы Эмомали Рахмонова
Как известно, общенародный референдум является, по мнению политологов, чуть
ли не высшим элементом института западной демократии. Но вот что интересно:
на бывшем постсоветском пространстве его чаще и эффективнее всех используют
лидеры центральноазиатских республик. Почти все они уже продлили через
референдум сроки своего пребывания у власти фактически до конца своей жизни,
наглядно показав, как можно с толком применять нормы чуждой им западной
демократии. В конце мая этот политический кульбит проделал и президент
Таджикистана Эмомали Рахмонов.
Сделал он это по-восточному хитро и политически дальновидно. В ходе
всенародного голосования законопослушные таджикские граждане должны были
ответить на, казалось бы, незамысловатый вопрос: <Являетесь ли вы
сторонником внесения изменений и дополнений в Конституцию страны?> Закавыка
заключалась в том, что этих самых <изменений и дополнений> накопилось аж 55.
Среди них были разные - существенные и несущественные, не слишком важные и
очень важные. К последним поправкам относились две - одна разрешала
президенту занимать свой пост два семилетних срока подряд. При этом вводить
эту норму в действие предлагалось с момента окончания полномочий
действующего главы государства. Иначе говоря, все предыдущие годы правления
господина Рахмонова, согласно этой поправке, не учитывались.
Другая касалась изымания из конституции статьи, ограничивающей возраст
президента 65 годами. Восточная хитрость заключалась в том, что электорату
предлагалось голосовать либо за принятие всех 55 поправок, так сказать в
одном флаконе, либо против каких-либо изменений и дополнений в принципе.
Если верить официальным сообщениям из Душанбе, то к урнам в знойное июньское
воскресенье пришли около 80% граждан, имеющих право голоса, и из них 96,4%
сказали свое решительное <да> прогрессивному <поправлению> конституции.
Таким образом, в сухом остатке получилось, что Эмомали Рахмонов теоретически
получил возможность оставаться во главе Таджикистана до 2020 года.
Надо отметить, что его приход к власти в конце 1992 года был гораздо более
сложным, чем у большинства азиатских <собратьев> по <семье советских
народов>. За год до этого первым президентом независимого Таджикистана стал
бывший первый секретарь местной компартии Рахмон Набиев. Однако клановый
характер формирования правящих элит страны таил в себе опасность
возникновения крупномасштабного гражданского конфликта. Недовольные
правлением Набиева основные кланы начали вооруженную борьбу за власть, в
которую ввязались и националисты.
Победителями оказались представители так называемого кулябского клана.
Именно они выдвинули из своих рядов на пост главы верховного совета
республики нейтральную фигуру - Эмомали Рахмонова, на то время 40-летнего
председателя Кулябского облсовета.
Его биография была, даже по советским номенклатурным меркам, самая что ни на
есть заурядная. Родился в небольшом селе в Кулябской области, закончил
сельскую школу, служил в армии. Несколько лет работал электриком на
маслозаводе, заочно учился на экономиста в университете в Душанбе. Затем
некоторое время трудился в партийных органах на районном уровне, пока не
перешел на хозяйственную работу. Высший пост в советские времена - директор
совхоза.
Рахмонов на посту председателя верховного совета Таджикистана всячески
подчеркивал свою лояльность России и готовность закончить гражданский
конфликт, он сделал ставку на привлечение на свою сторону бывшей
партхозноменклатуры и выходцев из родного Кулябского района. Окончательно
утвердиться в качестве лидера страны Рахмонову удалось в середине 1993 года
после загадочной смерти Набиева.
Последующие десять лет прошли под знаком укрепления порядка в стране и
усиления личной власти президента, каковым Рахмонов стал в 1994 году.
Гражданская война не без участия российской стороны к осени этого же года
была остановлена, заметно поутихла и оппозиция.
Москва пристально отслеживала шаги таджикского президента, но до поры до
времени сквозь пальцы смотрела на его попытки преследовать инакомыслящих.
Лишь изредка Кремль давал понять Рахмонову, что он выходит за рамки даже
демократии по-азиатски. Это объяснялось, во-первых, заинтересованностью
российской стороны в сохранении контроля за Таджикистаном и создании
приемлемых условий для нашей 201-й мотострелковой дивизии, находящейся на
его территории, во-вторых, опасением разрастания <афганского синдрома> в
Центральной Азии и, наконец, в-третьих, подчеркнутой лояльностью Душанбе.
Но таджикский лидер не был бы восточным правителем, если бы не попытался
использовать политическую конъюнктуру для поиска новых союзников и
спонсоров. Рахмонов годами добивался, чтобы его приняли на Западе в качестве
легитимного правителя страны. Но там не только не питали особых симпатий к
нему, но и попросту игнорировали.
Все изменилось после трагических событий 11 сентября 2001 года.
Англо-американская коалиция, остро нуждающаяся в плацдарме у северных границ
Афганистана, нашла в Рахмонове своего горячего сторонника. Он был наконец
принят в Вашингтоне и ряде столиц западноевропейских государств.
Одновременно почувствовалась некая прохладца в таджикско-российских
отношениях. Достоянием общественности стала секретная записка министра
безопасности Таджикистана руководству страны, где предлагалось <упорядочить
пребывание> российского воинского контингента на территории страны в связи с
недовольством руководства НАТО.
Естественно, что Рахмонов назвал все это происками врагов.
В России этому не очень поверили, и только весной нынешнего года после
посещения Владимиром Путиным Душанбе российско-таджикские отношения
выровнялись и стали явно теплее.
Что ж, обеспечившего себе пожизненное президентство Эмомали Рахмонова понять
можно. В конце концов, посещать Белый дом признанным лидером далекой
среднеазиатской страны - хорошо, а иметь возможность рулить этой страной как
минимум до 2020 года - гораздо лучше.
Александр Борисов