Мигель. У вас размерности не соблюдены, как физики говорят. Вы складываете сапоги с яблоками.
>Предположим, что в российской экономике имеются только две отрасли - нефтедобывающая и автомобильная. Плюс государство с его чиновниками, армией и т.п. Чтобы не путаться со стоимостью труда, предположим, что оплата труда в обоих производственных отраслях, одинакова: 1 рубль в час "чистыми".
>Пусть добыча тонны нефти из уже оборудованной скважины обходится в 50 человекочасов (без налогов), а один автомобиль на уже построенном автомобильном заводе создаётся из 40 т. нефти (сырья), после приложения 5 000 человекочасов.
>Пусть, далее, с каждой добытой тонны нефти государство взимает 50 рублей налога, а с каждого произведённого автомобиля - 6000 рублей налога (т.е. примерно половину добавленной стоимости).
>Посмотрим, какие цены сформируются тогда в закрытой экономике при условии формирования цен только на основе трудовых издержек и налогов, без прибыли. Очевидно, нефть будет стоить 50 зарплата + 50 налог = 100 рублей за тонну, автомобиль - 40*100 сырьё + 5 000 зарплата + 6 000 налоги = 15 000 рублей. Итого, на закрытом внутрироссийском рынке можно обменять один автомобиль на 150 тонн нефти.
>_________________________________________
>Предположим теперь, что в мировой экономике тонна нефти из уже оборудованной скважины добывается после приложения 20 человекочасов, а один автомобиль производится из 10 тонн нефти после приложения 1 500 человекочасов. Пусть оплата труда во всех заграничных отраслях составляет 2 доллара в час, а налоги взимают по 60 долларов с каждой тонны нефти и 1 000 долларов с каждого произведённого автомобиля.
>Тогда тонна нефти будет продаваться за рубежом за 100 долларов, а один автомобиль - за 5 000 долларов, т.е. один автомобиль можно обменять на внешнем рынке за 50 тонн нефти.
>_________________________________________
>Как видно из нашей модели, издержки любого производства в России - как по нефти, так и по автомобилю, - выше, чем за рубежом, если пересчитывать их в трудозатратах. Люди, невнимательно читавшие А.П.Паршева, сделают из этого вывод, что любой российский производитель сразу разорится в конкурентной борьбе с западным. Но мы знаем, что это не так: Великая Труба процветает и не страдает от конкуренции саудитов. Страдают только российские отрасли глубокой переработки. В чём же тут дело?
>А дело в том, что, хотя издержки производства в России действительно выше (в человекочасах), чем в остальном мире, повышение это неодинаково в разных отраслях. Вот и получается, что за рубежом автомобиль можно обменять за 50 тонн нефти, а в России автомобиль отечественного производства - за 150.
>Если теперь в этих условиях "открыть" российскую экономику и забыть наложить высокие пошлины на экспорт нефти и импорт автомобилей,то любой дурак купит за границей автомобиль, продаст его в России за 100 тонн нефти (заведомо победив российского производителя, который может предложить свой автомобиль только за 150 тонн нефти), вывезет 100 т. нефти за кордон. Половину вырученной суммы прикарманит, на остальную - продолжит бизнес. Естественно, российский производитель автомобилей пойдёт при этом по миру. Хорошо будет только нефтяникам и владельцам скважин: ведь они при такой открытой экономике могут купить автомобиль не за 150 тонн добытой ими нефти, а только за 100.
>Заметим, что нигде в наших рассуждениях мы не использовали фактор курса рубля к доллару: смертельный эффект для российских отраслей глубокой переработки получается в результате разного соотношения цен внутри и вне страны, а не из-за определённого курса рубля к доллару.
>Введение таможенных пошлин облегчает положение, но ненамного, потому что изъятие пошлин не всегда можно проконтролировать, да и не всегда чиновники назначают их оптимальным образом.
> Таким образом, ключевым фактором, разоряющим отечественные отрасли глубокой переработки в конкурентной борьбе с импортом, становятся относительно низкие цены на сырьё (в нашей модели - на нефть) на внутреннем рынке. ("Относительно низкие" означает: низкие относительно цен на продукцию глубокой переработки отечественного производства.) Благодаря этим низким ценам появляется возможность за одну и ту же продукцию глубокой переработки приобрести в России больше нефти, чем за рубежом. Если бы таковой возможности не было и цены внутри России по какому-то чуду соответствовали мировым, так что наши отрасли глубокой переработки оставались рентабельными внутри страны, то они и не разорились бы.
>Следовательно, нам надо внимательно присмотреться к механизму ценообразования и посмотреть, какие корректировки надо внести в этот механизм, чтобы повысить внутреннюю цену на сырье относительно отечественной продукции глубокой переработки.
>________________________________________
>Добиться такого результата можно реализуя идею Мирона об изъятии с сырьевых отраслей очень высокой ренты. В самом деле, вернёмся к нашей модели. В каждой отрасли мы взимаем примерно половину добавленной стоимости. Правильно ли это? Давайте сделаем по-другому: будем с каждой тонны добытой нефти изымать в бюджет не 50 рублей, а 450. А с производителя автомобиля снимем налоги. Тогда, как легко видеть, тонна нефти будет стоть 500 рублей. Но тогда подорожает и та нефть, из которой делается автомобиль - с 4 000 рублей до 20 000 рублей. А автомобиль будет стоить 20 000 сырьё + 5 000 зарплата = 25 000 рублей.
Вы уж, если в нефти считаете, то и везде. Т.е. в закрытой экономике зарплата 1 руб в час = 10 кг нефти, а в в новом случае цена нефти будет более 500 руб ( 450 налог + зарпалата ( но она уже не равна 50 руб, а выше)), т.е. 1 руб в час = 2 кг нефти.
Итого зарплата работников ВАЗа и нефтянников в вашем примере упала в 5 раз в реальном исчислении.
вполне возможно это и спасет нашего производителя, но что будет с населением?