От Георгий Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 06.02.2001 23:20:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

По поводу изначальных преимуществ либерального капитализма над "традиционным" социализмом. Бертран Рассел.

Не знаю, может, я и не в тему, но все же сей философ-идеолог тоже считается "крутым" авторитетом. Хомский тоже на него ссылается - на него и на Дьюи-бихевиориста.
Кстати, как будто бы на Форуме о Расселе упомянуто ни разу не было.
Когда я учился в аспирантуре и сдавал канд. минимум по философии, наш лектор рекомендовал его "Историю западной философии" как "объективный труд". Ну и вообще - Рассел, мол, борец за мир и прочее.
Когда я купил эту книгу и почитал, то понял, что объективностью тут и не пахнет. Он - либеральный идеолог. Величайшими философами он считает Гоббса, Локка и Дьюи, Сократа называет разрушителем философии "стихийных материалистов", внесшим в нее этику, Платона в светлое капиталистическое будущее не берет, к Гегелю относится весьма критически.
Но дам слово самому Расселу. Из главы "Влияние Локка":

"Начиная с Локка и до наших дней в Европе имеется два основных направления в философии: одно из них и своей теорией и методом обязано Локку, тогда как другое берет свое начало прежде всего от Декарта, а затем от Канта. ... [...] При жизни Локка его главными противниками были картезианцы и Лейбниц. И, что совершенно парадоксально (ВНИМАНИЕ! СМ. КАРА-МУРЗУ! - Г.), локковская философия своей победой в Англии была больше всех обязана престижу Ньютона. Авторитет Декарта как философа при его жизни рос благодаря работам по математической и натуральной философии. Но его теория вихрей как объяснение происхождения Солнечной системы была несравненно слабее законов тяготения Ньютона. [...] Во Франции XVIII столетия образованные люди, резко выступая против устаревшего, продажного и слабого деспотизма, рассматривали Англию как родину свободы и благосклонно относились к философии Локка из-за его политических теорий. В последнее время перед революцией влияние Локка во Франции было усилено влиянием Юма, который некоторое время жил во Франции... Но наибольшую роль в распространении английского влияния во Франции сыграл Вольтер. [...]
Кант, подобно Дарвину, был родоначальником направления, которое он возненавидел бы. Кант был либералом, демократом, пацифистом, но у тех, которые заявляли, что они развивают его философию, ничего этого не было. Если же они все еще называли себя либералами, то это были либералы нового вида. Начиная с Руссо и Канта существовали две школы либерализма, которые можно определить как "твердолобых" и "мягкосердечных". "Твердолобое" направление через Бентама, Рикардо и Маркса логично подвело к Сталину"; "мягкосердечное" ... - через Фихте, Байрона, Карлейля и Ницше к Гитлеру. ... идеи либерализма в Америке не испытали этого развития и остались до сегодняшнего дня такими, какими они были при Локке. [...]
Сам Кант был человеком, воззрение которого на практическия деяния было добрым и гуманным, чего нельзя сказать о большинстве тех, кто отвергал счастье как благо. Разновидность этики, которую называют "благородной", меньше связана с попытками улучшить мир, чем более земное воззрение, что мы должны попытаться сделать человека счастливее. Это не удивительно. Презирать счастье легче, когда речь идет о счастье других людей, чем о своем собственном. [...]