Наши поезда - самые поездатые
Наши поезда - самые поездатые
Великая бессмыслица как национальная идея
Долгий поиск национальной идеи России так покуда ни к чему и не привел, хотя идея эта давно общеизвестна и во многих образцах реализована. Она отчасти сходна с американской, но превосходит ее по романтичности и амбициозности. Россия — страна непрагматического, бессмысленного величия. Ее национальная идея — огромность, и пусть она часто сочетается с полной невыносимостью здешней жизни — не здесь ищем мы свои сокровища и не для здешней жизни их собираем.
Да, мы родина слонов. Да, у нас все самое огромное и потому нежизнеспособное. Но уменьшать бессмысленно — ведь главная тайна русской души заключается именно в том, что горбатиться ради презренной пользы у нас не умеют. Чем абстрактнее цель, тем больше шансов, что гигантский вавилонский недострой останется в веках. И в веках действительно остается только он: «Главное — величие замысла», любил повторять Бродский. Наши грандиозные сооружения ничему не служат — или, точнее, не служат конкретным, земным целям: они словно идолы незримого божества, приношения высшей и непостижимой силе, у которой свои представления о прагматизме.
Спроектированный Иофаном Дворец советов, вместо которого выстроили бассейн "Москва", должен был протыкать облака, венчаясь фигурой Ленина, а в голове у Ленина должен был располагаться зал заседаний; как ни абсурдна мысль начинить ленинскую голову живыми депутатами, фаршировать членами Политбюро, — это очень по-русски, почему советская империя и наследовала так прямо российскому дряблому монстру. Смысл — ничто, масштаб — все, и тут грешно поступаться даже крошечными Курилами, хоть их из Москвы и не видно.
В конце концов, Россия — самая большая страна мира. Ее территория — 17,075 млн км2, почти вдвое больше, чем у ближайшего конкурента — Канады (9,97 млн км2). Почти равновеликие Китай и Штаты отдыхают. В такой большой стране должно быть самое большое в мире промышленное предприятие — и оно-таки есть: Нижнетагильский металлургический комбинат (площадь 2 км2). Именно у нас расположено и самое большое в мире учебное здание — Московский университет, и самый золотой в мире фонтан — на «Дружбу народов» (ВДНХ, ныне ВВЦ) пошло 500 кг тончайшего сусального золота, изготовлявшегося на единственной в России Пошехонской фабрике (ныне закрытой). Там же, на ВВЦ, возвышается самое большое на свете колесо обозрения — это уже рекорд постперестроечной эры, колесо отгрохали небывалое, семидесятиметровое. В советские времена побоялись бы так рисковать жизнями.
Именно бессмысленность, самоцельность русского величия больше всего поражает стороннего наблюдателя.
Началось не вчера — с самой большой в мире Царь-Пушки (1586, 40 тонн), которую элементарно разорвало бы первым же выстрелом. Продолжилось самой толстой и вместительной матрешкой (56 мест, создана в селе Семенове, что под Нижним Новгородом). Можно было бы сделать и 57, но к чему? Все равно этого рекорда никто побивать не собирается… Только российский жонглер Сергей Игнатов умеет жонглировать 11 предметами одновременно, и никакой пользы ему от этого нет. Другие люди ради попадания в книгу рекордов Гиннесса съедают свои велосипеды и сутками целуются, но в этом есть хоть какой-то смысл — демонстрация уникальных человеческих возможностей; а наш Виталий Климахин, инвалид, устал существовать на нищенскую пенсию и решил 400 000 раз подряд написать слово «Форд», чтобы от компании «Форд» ему прислали денег. В российскую книгу рекордов «Диво» он попал, а от "Форда" не получил ничего. Тогда решил 500 000 раз подряд написать «Прошу помощи», в надежде, что хоть так услышат. Вероятность невелика, но слава обеспечена. Впрочем, и это достижение бледнеет перед кроссвордом из 5 000 слов, который составил в 1996 году Вячеслав Макаров из-под Рязани. Его титанический труд был вознагражден попаданием в «Поле чудес», откуда Макаров передал несколько приветов семье и коллегам. Вероятно, это был его звездный час. Кто разгадывал этот кроссворд и нашлись ли желающие — неизвестно; легенда к нему занимает том, сопоставимый по объему с ожеговским словарем.
Именно в России находится самое крупное в мире сооружение из монолитного камня (Александрийский столп, 3754 т) и самая массивная ваза из цельного куска яшмы (1843, Яшма). Самая высокая в мире статуя — Родина-Мать в Волгограде (высота 82,3 м, 1967, автор — Е. Вучетич). Самая большая в мире библиотека — РГБ (37 млн книг). Самый мостовитый город в мире — не Венеция, а Петербург: мостов здесь ровным счетом 540. Самая глубокая в мире шахта — Кольская сверхглубокая скважина, дорытая до глубины 12,5 км, глубже Марианской впадины; ничего особенно интересного на этой глубине не обнаружили, до ада не дорылись, а если сопоставить Землю с яблоком — прокололи только кожуру; но какова гордость! Рекорд космонавта Валерия Полякова (он пробыл в космосе 438 суток подряд) пока еще никем не перекрыт, потому что никому это и не нужно — что там делать так долго, с ума же сойдешь! Однако вот крутился полтора года, и даже смог, вернувшись на Землю, что-то сказать в объектив.
Вся эта ликующая бессмыслица и составляет главную российскую национальную гордость, как и самая большая в России лужа, местопребывание которой оспаривают друг у друга Нижний Новгород, Рязань и Краснодарский край (правда, там скорей не лужа, а пруд, в ней утки живут и рыба ловится). Во всяком случае, во всех этих регионах я бывал, и везде мне показывали Самую Большую В Мире Лужу. Самый старый в мире дуб, посаженный лично Петром, тщательно оберегается на Крестовском острове. Сама история и география способствуют сосредоточению под российской эгидой наибольшего количества странностей и чудачеств, и апофеозом этого дела стал табасаранский язык. На нем говорит несколько сотен человек в Дагестане, и падежей в этом языке чуть ли не больше, чем говорящих на нем людей. Их 216. Даже представить трудно, что возможны 216 разновидностей действия относительно одного и того же предмета, но в России и не такое случается.
Иногда мне кажется, что пирамиды, те еще, не финансовые, — тоже наших рук дело. А может, русские — единственные наследники древних египтян. Только у нас могут сотнями писать книги, объясняющие все в мировой истории, и десятилетиями обогревать километры труб и почв, вместо того чтобы устроить автономные котельные в каждом квартале. Мы можем быть первыми только в космосе — первенство в пошиве сапог нас не устраивает. Гигантомания — вот русская национальная болезнь, главный залог русского национального здоровья. Не заботьтесь о повседневности. Мыслите шире. В истории остаются только пушки, которые не стреляют, и самолеты, слишком тяжелые, чтобы взлететь.
http://www.egk.ru/article.php?article_id=1594&name_heading=ГОРОД%20И%20МИР