От Никола Ответить на сообщение
К Сергей Гусев
Дата 28.02.2003 10:38:28 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Попытка комментария


>>А что, по Вашему, классовый анализ заключается только в том, чтобы обозначить 2-3 класса, приписать к ним какие-либо социальные группы людей и на этом закончить? Много ли даст такой «анализ»?
>Это не по-моему. Это такой "анализ" я встречаю у ортодоксов-марксистов.

А Вы не читайте "ортодоксов". Почитайте того же Бузгалина и иже с ним на том же сайте.

>>Да и, полагаю, в современном обществе типичная классовая структура несколько усложнилась.
>Я тоже так полагаю.
>Поэтому одним классовым анализом не обойтись. Общество имеет много измерений, к к-рым он вообще неприменим.

Но и без него, полагаю, не обойтись. И Бузгалин занят в том числе и таким анализом. В то время, как «социал-державники» предпочитают рассуждать о «народе». См. ветку с Ф.Александером.

>>Не нравится мне термин «атомизация», ангажированный он какой-то. Хотя это дело вкуса. Я предпочитаю термин «освобождение». При таком раскладе тезис «к подлинно свободному объединению способны только полностью свободные люди», на мой взгляд, не требует доказательств.
>Полная и абсолютная свобода - миф, ее в природе не бывает. Человек с рождения обрастает множеством социальных связей, каждая из которых ограничивает его свободу.

Конечно, и я не с этим спорю. Ведь и древние греки считали, что рабство – абсолютно естественная связь для «цивилизованных» и «варваров». А сейчас уже и монархию не считают чем-то естественным. А что будет через 100 лет мы можем только предполагать. Так что общественные связи тоже в значительной степени историчны. И многие из них будут отмирать и заменяться новыми, более качественными.

>Атомизацией мы называем состояние, когда эти связи непрочны, легко рвутся, чтобы смениться новыми. Личность, воспитанная в такой общественной атмосфере, неспособна к подлинно прочному объединению, т.к. просто не представляет что это такое. Вы полагаете, что такая личность более свободна, чем член традиционного общества?

Читая СГКМ, я не встретил серьезным доказательств такой характеристики «атомизированной» личности. Хотя это, может быть, моя субъективная оценка. Я считаю, что свободный (лишенный личной, полит., экономической зависимости) человек более свободен, чем член «традиционного общества».

>>Ну не хотите по Марксу, давайте по Ленину: «Чтобы объединиться, нужно сначала размежеваться». Атомизироваться, если Вам так угодно.
>Ленин писал это о тактике политической борьбы. Причем здесь атомизация?

Так ли уж это неприменимо к отношениям между людьми? Вот мы с Вами IMHO сейчас проходим стадию размежевания, чтобы потом решить, хотелось бы нам объединяться или нет.

>>>Докапиталистических форм ассоциации (община, артель и т.д.) в качестве школы коллективизма он не признаёт.
>>
>>Более чем голословное и абсолютно ошибочное заявление. Говорю же, почитайте его статьи.
>По этой статье у меня создалось именно такое впечатление.

Давайте не будем делать обобщающие заключения об авторе только на основе одной из немногих его работ, которая к тому же и не посвящена теме «школы коллективизма». Ведь даже желающим обсудить работы СГКМ перед входом на этот форум рекомендуется почитать CГКМ побольше.

>>>Вопрос: американское общество атомизировано генетически и по определению; много они наобъединялись в социалистические ассоциации?
>>
>>Насчет «генетически атомизировано» - это к генетикам, Вы же не генетик. А насчет «по определению» - просветите меня, пожалуйста.
>Их основной принцип - свобода личности (как они ее понимают).

Ничего не имею против такого принципа (как я его понимаю).

>>>Третье. Критика «социал-державников» ведется с позиции некоей «чистой» социалистической науки. Предвижу, что коллега Александр вцепится мертвой хваткой в очередного «зловредного марксиста-западника».
>>
>>Даже если считать, что критика социал-державников в статье ведется с позиций «чистой» (т.е. оторванной от реальности, верно?) социалистической науки, то, на мой взгляд, следует признать, что антиисторичным будет отрицание стремления человека (независимо от национальности) к освобождению от политической, экономической, социальной и др. зависимости от кого бы (чего бы ) то ни было.

>Далеко не от всякой зависимости человек стремится избавиться. А некоторых ее видов избавиться просто невозможно.

Согласен, смотрите выше. Только эти общественные связи (зависимости) должны IMHO переходить из количественных в качественные.

>>>Вообще развернутый ответ – предмет для целой статьи, а не сообщения на форуме.
>>
>>А вот с этим полностью согласен.
>Хоть в чем-то, да согласились.

Ну так грех не согласиться с верной оценкой.