От Pout Ответить на сообщение
К Айша Ответить по почте
Дата 04.03.2003 12:04:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Тут выделю о методе социологии

Спасибо!хороший реферат

Айша сообщил в новостях
следующее:88464@kmf...
>
> На мой взгляд - сравнительно несложный текст, вводящий в тематику и
хорошо показывающий, что человек
> действительно работал с огромным, реальным, больным материалом и
развивал теорию для того, чтобы этот
> материал понять, а не интелегуйского умствования ради. Академические
словоблуды, коих прорва, вызывают
> заслуженное недоверие, но Бурдье как раз не таков был, и это хотелось
бы подчеркнуть сразу.
>
Сейчас хочу только сказать, что описание работы " с материалом"
обобщает весь огромный опыт Бурдье, на котором и построены его
обобщающие работы. Например, одна из главных книг"Практический
смысл"(1980., англ перев.1990,русск.-2001) построена так -первая часть
теоретическая, вторая - "практическая". Очерки второй части основаны на
работах Бурдье,первой из них был опыт именно такого "вживания в
материал" в Кабилии, в Алжире,в первичных слоях традиционного общества.
Никогда никаким другим способом не удалось бы получить такого
материала,кроме как вот такими "настроенными в камертон беседами за
жизнь" )это уже тогда все и отметили). Так же он работал и с другим
материалом. А результаты - капитальные работы, перва я из них-"Земля и
матримональные стратегии". Идея,развиваемоая в ней,обозначена словами
Маркса из "Критики полит.экономии". "Владелец майората, сын-первенец,
принадлежит земле. _Она_ его наследует". И другие работы выстроены из
"практики",умело "ре-конструированной" усилиями социолога. Прям путь
"единства теории и практики" по модели ---"Положение раб.класса"->
DasKapital ->"Критика Готской программы"
Эта работа на кабильском мат-ле и часть теор.очерков из
LeSens Pratique есть на сайте бурдье.народ.ру(всей книги еще нет.
Второй очерк на беарнском мат-ле -а ля"Работы и дни"Гесиода,крестьянский
календарь. Я недаром про календарь там вспомнил). Весьма и весьма
рекомендую . И кое-какие еще. Такая , вероятно, реинкарнация дедушки
Маркса в неожиданном облике беарнца-социолога. Бурдье внешне в самом
деле оч.похож на АленДелона. Чего не бывает...


> 2000.01.008. СТРАДАНИЯ МИРА.
> Такое исследование поднимает сложную методологическую проблему.
> Может ли социолог соблюдать спинозовскую максиму: "Не смеяться,
> не плакать, но понимать?" Чтобы понимать, надо вчувствоваться.
> Но одновременно социологическое исследование предполагает и
> объяснение, для чего нужно дистанцироваться и отнестись к
> изучаемому случаю просто как к объекту исследования. Социолог
> должен то мысленно ставить себя на место интервьюируемых, то
> напоминать себе о методологической неправомерности такой
> подстановки. Исследователю необходима объективизирующая
> дистанция, которая должна сочетаться с пониманием и быть, по
> выражению Бурдье, "участвующей объективацией" (objectivation
> participante).
>
> В заключение Бурдье обсуждает методологические проблемы
> взаимодействия интервьюера и интервьюируемого в социологическом
> исследовании. Многочисленные публикации, посвященные технике
> анкетирования, упускают, по его мнению, главное. Это объясняется
> их верностью позитивистским методологическим принципам. Сбор
> социологической информации понимается по аналогии со строгими
> методами точных наук. Не осознается, что такая аналогия может
> быть чисто внешней.
>
> Имея за плечами несколько десятков лет опыта анкетирования,
> Бурдье пришел к необходимости явно признать, что анкетирование,
> при всем его отличии от обычной человеческой коммуникации,
> является тем не менее социальным взаимодействием, различные
> параметры которого влияют на получаемый результат. Этим оно
> принципиально отличается от сбора эмпирической информации в
> точных науках. Традиционное различение количественных методов в
> социологии (использование анкеты) и качественных (использование
> интервью) только затемняет это фундаментальное обстоятельство.
>
> От социолога это постоянно требует "рефлексирующей рефлексии"
> (с. 1391): он должен отдавать себе отчет в том, каким образом
> социальная структура данного акта коммуникации влияет на ее
> результат. При анкетировании социолог начинает игру и навязывает
> ее правила. С точки зрения анкетируемого, они могут выглядеть
> произвольными или оставаться непонятными (пример: людей, чьи
> доходы ниже прожиточного минимума, приходящих за государственным
> пособием, подвергают социологическому опросу, в котором более
> 300 вопросов, среди которых, например, такие как: Страдаете ли
> вы бессонницей? Каково ваше хобби?). Неравноправие партнеров в
> подобной коммуникации часто подкрепляется и социальным
> неравенством, если анкетирующий занимает более высокое
> социальное положение, чем анкетируемый, в частности, обладает
> большим лингвистическим и символическим капиталом.
>
> Осознавая искажающий эффект самой ситуации анкетирования, Бурдье
> ставит задачу максимально устранить присутствующее в такой
> коммуникации символическое насилие, и, соответственно, его
> искажающее воздействие на результат. Методическое искусство
> социолога в этом плане - человеческое искусство слушать. При
> этом нельзя и упустить нить ведения разговора, и управлять им.
> Речь идет о том, что надо так направить разговор, чтобы создать
> для человека возможность высказаться; с помощью социолога
> отыскать истину о самом себе.
>
> Произвольные вопросы социолога вызывают у анкетируемого
> определенную человеческую реакцию, определенный ответ,
> исторгнутый самим вопросом. Это - не информация, но артефакт
> опроса. Особенно богаты такими артефактами зондажи общественного
> мнения. С помощью определенных вопросов нетрудно создать
> видимость наличия общественного мнения по вопросу, о котором
> люди до того и не помышляли.
>
> Чтобы избежать эффект символического насилия в опросах, Бурдье
> часто поощрял своих сотрудников брать интервью у знакомых или
> тех, кому они могли быть порекомендованы через общих знакомых.
> В самом деле, социальная близость и знакомство являются главными
> условиями "ненасильственной" коммуникации. В таком случае сразу
> возникает согласие относительно неявных предпосылок,
> определяющих форму и содержание разговора. А социальная близость
>
> Это предполагает хорошее знание среды и условий, в которых живет
> данный человек, предполагает огромный социальный опыт. И,
> действительно, большинство опубликованных интервью являются
> только моментами серий бесед и длительного изучения
> соответствующих условий и ситуаций. Но все эти знания окажутся
> бесполезными, если социолог не будет, обладать подлинным
> вниманием к другому человеку. Только тогда в ситуации беседы
> прорвется плотина общих слов и ходульных объяснений, в изобилии
> порождаемых СМИ, и люди начнут высказываться о своих подлинных
> проблемах и страданиях.
>
> Дистанцируясь и от позитивизма, и от герменевтических изысков,
> Бурдье заявляет, перефразировав Спинозу, что в ситуации интервью
> в социологе должна родиться интеллектуальная любовь в
> интервьюируемому, проистекающая из понимания его в его
> необходимости. И тогда люди будут раскрываться, а их ответы на
> вопросы станут попыткой в самих себе отбросить внешнее и понять
> свои реальные беды и их истоки. Работа социолога оказывается
> сократическим искусством помощи человеку, рождающему истину о
> самом себе.
>
> Понимая, социолог реконструирует социальную реальность, в
> которой пролегает жизненный путь данного человека. Без такой
> реконструкции понимание было бы невозможно. Против
> позитивистского требования совершенно нейтральной фиксации
> эмпирических данных Бурдье выдвигает требование, чтобы такая
> фиксация опиралась на реалистическую теоретическую конструкцию.
> Лишь когда социолог знает реальность, которую он собирается
> исследовать, ему расскажут о ней.
>
> Такая сократическая работа социолога, опирающаяся на
> предварительное знание, противоположна многочисленным, якобы
> совершенно нейтральным и объективистским "зондажам общественного
> мнения", которые самими своими вопросами, продиктованными как
> правило тем или иным политическим интересом, способны создать
> видимость наличия общественного мнения по какому угодно вопросу.
> Этот эффект затем усиливается фактом публикации результатов,
> после чего наличие в общественном мнении соответствующего
> вопроса становится свершившимся фактом.
>
> Таким образом, если исследователь отказывается от
> предварительной теоретической реконструкции реальности, он
> попадает в зависимость от некритически принятых концептов.
> Социология (в отличие от науки без ученых, каковой является
> зондаж общественных мнений) сознает, что она должна выработать
> средства, чтобы уже в самом своем вопрошании поставить под
> вопрос все предварительно существующие конструкции, все
> содержащиеся в головах как анкетирующего, так и анкетируемого
> предпосылки, влияющие на ситуацию анкетирования, и все
> бессознательные соглашения, на которых она основывается" (с.
> 1414).
>
> Отказавшись от позиции нейтральной регистрации данных, Бурдье
> открыто признает, что любая запись беседы есть на самом деле ее
> перевод на другой язык. В самом деле, тут теряется интонация,
> мимика, жесты, вследствие чего записанное слово может значить
> совсем не то, что произнесенное. Упоминается прическа одной
> мелкой служащей, которая говорила о ней больше, чем все ее
> слова, но которую невозможно же приложить к публикуемому тексту.
> Остается только явно признать, что публикация есть перевод
> интервью на другой язык, что и было сделано, когда интервью
> готовились к публикации. Публикация неотделима от анализа. В
> частности, интервью были разбиты на части, озаглавлены, местами
> сокращены.
>