От mmm Ответить на сообщение
К All
Дата 10.02.2003 20:30:09 Найти в дереве
Рубрики История; Образы будущего; Глобализация; Версия для печати

Перевод книги Маурицио Блонде об антиглобалистах (глава3)

Только для участников форума! Продолжаю выкладывать фрагменты книги

МАУРИЦИО БЛОНДЭ

НЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ.
ПОТРЯСАЮЩИЙ ПОДЪЕМ АНАРХИЧЕСКОГО АНТАГОНИЗМА.

Издательство АРЕС, Милан, 2002

Copyright "mmm", 2002. Перевод на русский язык.
------------------------------
Книга Маурицио Блонде о глобалистах
Первые две главы дано лежат в архиве форума:
1
https://vif2ne.org/nvz/forum/9/archive/49/49284.htm
2
https://vif2ne.org/nvz/forum/3/archive/49/49285.htm
------------------------------

МАУРИЦИО БЛОНДЭ

НЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ.
ПОТРЯСАЮЩИЙ ПОДЪЕМ АНАРХИЧЕСКОГО АНТАГОНИЗМА.

Издательство АРЕС, Милан, 2002

От переводчика - вместо Предисловия:
Данная книга не может считаться полным анализом движения антиглобалистов, это всего лишь некоторые его срезы. Не со всеми утверждениями автора можно согласиться. Местами, следуя штампам западных СМИ, он доходит до смешного (и грустного). Однако многое из сказанного в книге представляет несомненный интерес. В первую очередь - отмеченная в главах 6 и 7 тенденция к архаизации и созданию хаоса, что хорошо вписывается в концепцию "устойчивого развития" так называемого "Золотого миллиарда" при отбрасывании всего остального человечества в крайнюю архаику, а также принятую руководством США технологию "управления через создание хаоса". Автор верно указывает опасные черты Пятого Сословия. Весьма интересен также анализ в главе 12 источников финансирования рассматриваемого движения.
Принцип "да будет выслушана и другая сторона" представлен Приложениями 1 и 4.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ:::::::::::::::::.::::::2
2. ВСЕГДАШНИЕ МАРГИНАЛЫ:::::::::.:::::.11
3. МОЛОДЫЕ КАК САРАНЧА::::::::::.:::::..15
4. ПРИХОД ПЯТОГО СОСЛОВИЯ::::::::.:::::...17
5. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ВОЙНА::::::::::.::::::23
6. ПИРАТСКАЯ УТОПИЯ::::::::::::::..:::..27
7. ПОСЛЕ МАРКСА - КАЛИ::::::::::::::..::.31
8. СИЛА АЛОГИЗМА:::::::::::::::::::....34
9. ЭУДЖИН:::::::::::::::::.::::::....38
10. ДИКТАТУРА ВОЛОНТЕРИАТА::::::::::::::.42
11. ТОНИ НЕГРИ, ГЛОБАЛИСТ::::::::::::::::47
12. КТО ИМ ПЛАТИТ И ЗАЧЕМ:::::::::::::::...53

Приложение 1
"ЧЕРНЫЙ БЛОК" - "КРУТОЙ"::::::::::::::.:...58
Приложение 2
АНТИМОНДЬЯЛИЗАЦИЯ В ЭКСПАНСИИ::::::::::...60
Доклад секретной службы Канады
Приложение 3
ГОРОДСКАЯ ГЕРРИЛЬЯ, ИНСТРУКЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ::.67
Приложение 4
ПИСЬМА В ИНТЕРНЕТЕ::::::::::::::::::...69


Вышло из печати 8 января 2002.
Авторские права защищены. Издательство Арес.
Ул. А. Страдивари, 7 20131 Милан

----------------------------

Глава 3. МОЛОДЫЕ КАК САРАНЧА

Таким образом, сегодня "всякие" молодые, т.е. свободные и пустые, слишком надолго застрявшие в безответственности подросткового возраста, от которых не требуется какого-либо усилия, которое вырвало бы их из инерции, тянутся к маргинальным местам, в сумраке которых гнездится тот антропологический тип, который я стараюсь описать - неадаптированный, психолабильный, пригодный для подрывного восстания. Этот человеческий тип, даже когда не вторгается в общество со своими опустошениями и грабежами, продолжает на деле оставаться в тени на задворках. Он лишь находится в фазе, которую по аналогии с зоологией можно назвать "одиночной".
Так же и саранча, периодический бич природы, в основном живет изолированно, мирно, пощипывая спокойно травку. Но иногда она неожиданно, руководимая таинственными ферогормональными сигналами, аналогичными непреодолимому коллективному впечатлению, объединяется с миллионами других себе подобных. От "одиночной" фазы насекомое переходит в "стадную". Рой становится колоссальным и поляризуется; он принимает определенное направление, хотя бы и случайное (гигантская миграция не имеет цели, проекта), движется, закрывая небо, и пожирает все растительное, что находит на своем пути, превращая землю в пустыню; затем, так же необъяснимо, как собралась в рой, она рассыпается. Рассеивается. Лошадка снова превращается в прежнее одинокое и безвредное насекомое.
То же самое с нашей антропологической группой. Десятилетиями индивидуумы, ее составляющие, могут жить в одиночной форме в социальной маргинальности. Изучающий зооантропологию сможет узнать их, порочных, снедаемых мелкими дурными привычками, бесплодных, потому что живут уловками, часто теряют работу из-за низкой квалификации, недостатка пунктуальности, надежности, дисциплины, или мелких краж; различные типы неспособных, из-за незначительных расстройств личности, получить достойную социальную роль: часто эти люди попадают в ряды мелких, но постыдных уголовников. Исследователь также узнает, в полутьме социальной маргинальности, индивидуумов, которые живут в своем мире тихого помешательства. Быть может, объединенные в маленькие группы, которые проповедуют анархию, ненасилие, мечтают о социалистическом возрождении или практикуют антиинституционные религии, или же смягченные формы псевдомистицизма: сексуального и нудистского, оздоровительного и экологического, пацифистского, "восточного" и магического, феминистского, вегетарианского.
Они живут безвредными, следуют мелким маниям социального обновления, прежде всего с экологическим задником ("возврат к Природе" в версии постмодерна), или же с пророками неминуемого конца мира, тревожимыми парниковым эффектом или перенаселением, окруженными тощими кружками верующих. Немного смешные в своем аномальном поведении (порой маленькие группы уединяются на горе в ожидании даты назначенного ее гуру апокалипсиса, или чтобы "войти в контакт с инопланетянами", или следуют причудливым диетам), но в основном не агрессивные.
Но приходит день, когда они переходят в стадную фазу. Индивидуумы, движимые лозунгами, которые "носятся в воздухе", словно пахучие гормоны, которые зовут саранчу, группируются; и сам рост их количества заканчивается поляризацией этой многообразной массы. В этой массе каждый продолжает испытывать свою одержимость - частную или мелкой группы; но разнообразные одержимости собираются в стадо, где уже доминирует масса.
Крик был "Уничтожить империи", "разрушить Вавилон" - для Фра Дольчино; "бить тиранию и обскурантизм" - для Революции 1789, или "мир сейчас", "земля крестьянам", как подстрекали русский плебс против царя, или "установить власть, основанную на не ограниченном никаким законом насилии", как провозглашал Ленин, или "хотим невозможного", как в 1968. В беспорядках в Генуе в июле 2001 крик "помешать Г8" поляризовал 800 групп антагонистов, которые до того преследовали различные цели: экологисты из WWF и скваттеры, феминисты и миссионеры-унитаристы, крестьяне, субсидируемые европейскими фондами, и гомосексуалисты, Пакс Кристи и пилоты новой анархии информатики, гандисты и бывшие монашки, и кастристы с сапатистами, уличные священники и епископы, наркозависимые и борцы с наркотиками.
Позитивное содержание этого крика имеет мало значения. Важно, что лозунг дня таков, что пробуждает ожидание, в котором они "нуждаются", самое абсурдное и запретное, курятник, который должен быть удовлетворен, и потому верящий, что коллективное побуждение способно коагулировать массу, взвинченную и лабильную. Эти люди не нуждаются в рассуждениях: им достаточно предлога, чтобы электризоваться. Это люди, которые хотят не жить сами по себе, а быть охваченными коллективной силой, которая воодушевляет толпы.
Они "одержимые", которые жаждут отдать свою текучую и недостаточную личность "хозяевам": такими будут их вожди, которые говорят в толпе не-личностей, потому что быть, как можно полнее, во власти единственной идеи-фикс дает видимость "сильной" личности, параноически рациональной, аргументированной, готовой "идти до дна".
Это "дно" неизменно веками. Провозглашаются в качестве объединяющего начала "мир", "свобода и справедливость" и помощь "последним": это универсальное опустошение, обрушение всякого порядка, насилие без цели и пределов, неконтролируемое "освобождение" всех первичных импульсов и, прежде всего, сексуального. "Курьезный факт: в каждый революционный момент любой важности проблема "свободной любви" ставится на первый план", замечал с интересом Энгельс. Он, который использовал в качестве девиза Тотальной Революции слова фаустовского Мефистофеля "Все существующее достойно смерти", хорошо знал, какая жажда смерти и нигилизма сидит в этом "голоде оргазма" - что на деле есть желание насилия и убийства - который охватывает рой человеческой саранчи. Юноша, написавший в 1994 в "Манифесто", хорошо идентифицировал этот оргазм как "наслаждение ненавидеть": как он пишет, "наслаждение и чувство освобождения, никогда не испытывавшиеся ранее", - это сексуальный спазм. Искомый и самодостаточный. Такова цель, все остальное - провозглашенное установление абсолютно справедливого общества - не удостаивается размышления. "Залейте мир кровью, и вещи каким-то образом организуются", заставляет сказать Достоевский одного своего демонического персонажа, одного из нигилистов, одержимых революцией.


4. ПРИХОД ПЯТОГО СОСЛОВИЯ

Но до сегодняшнего дня в исторических катаклизмах, даже самых насильственных и иррациональных, человеческая Саранча играла центральную роль, осуществляя гегемонию. Верно, что в кульминации революционной свирепости, терроре якобинцев и большевиков, когда руководители Революции призывали отбросить всякие правила и честь, призывали к пролетарской экспроприации, к резне "без пределов", Революции подстрекали эту маргинальную антропологическую группу: но лишь как социальную взрывчатку, элементарную инструментальную силу, чтобы бросить против ненавистного старого порядка; чистое средство, полезное для развязывания временного хаоса, который расплавит общество, где будет установлен Новый Порядок.
Как и любой феномен, также и Революция, кроме того, что является "субстанцией" случайной и потенциально заряженной противоречивыми возможностями, имеет еще и "форму". Это не только насилие, но также и "программа", усилие, которое претендует на интеллигибельность; она отягощена элементом волюнтаризма, который имеет амбиции "организовать" хаос; и "революционная организация, как и любая другая, иерархична, она требует от индивидуума трансцендировать ради Партии, жертвовать своими сиюминутными "потребностями" во имя "будущего бога".
Этого достаточно, чтобы осудить Саранчу, бездарь из любой маргинальной полутьмы, когда приходит момент "строительства" социализма или любого другого Нового Порядка. Неспособные примкнуть к более секуляризированной форме "теологической надежды" (строительство будущего общества, которого еще нет, в которое надо верить), они вновь маргинализуются, поскольку прошел момент их инструментальной нужности в качестве "революционного авангарда".
Лютер был свиреп, вплоть до провозглашения территориальных принципов уничтожения анабаптистов и сект, которые породил своей проповедью бунта против католической Церкви, внеся нервную физическую заразу в группы маргиналов, нищих, флагеллантов, умалишенных, лунатиков и очумевших. Ленинизм посадил в клетку коллективное кипение грабителей, дезертиров и не подчиняющихся долгу в отношении кадров Партии. Монструозная муравьиная масса, которая заполняла улицы Петрограда (в тексте - Петробурга), возбужденная безнаказанными убийствами офицеров и жаждущая перспективы грабежей, не была использована для штурма Зимнего Дворца; большевистское взятие власти было работой немногих "профессиональных революционеров", обученных и организованных по-военному Троцким. Это была группа, гностически знающая Направление Истории и преданная Проекту. "Исчезновение государства" было отложено sine die; выметены толстовцы, пацифисты, поклонники йоги, вегетарианцы, мечтатели и бредящие об обществе чистой любви. Наиболее эффективные преступники были инкорпорированы в диктаторское пролетарское государство в качестве полиции террора; другие - отброшены дрожать в своих норах.
Подобное взрывное появление человеческой Саранчи предшествовало (хотя факт менее известен) появлению Третьего Рейха, подтверждая факт, что для антропологической саранчи идеология взаимозаменяема. В дни агонии Веймара в Берлине можно было видеть, среди грабителей-большевиков, покушающихся анархистов, вольных отрядов, ветеранов войны и вооруженных хулиганов, также и одну странную породу: "городские индейцы" с раскрашенными лицами и перьями на голове на манер краснокожих, проповедники разрешения содомии для молодежи, предки хиппи и панков в пестром тряпье. Кишение людей, вышедших со дна в дикий час коллективного разрешения наслаждаться разрушением без завтрашнего дня.
Одна из этих групп называлась Вандерфогель - Перелетные Птицы: почитатели природы, нудисты, гомосексуалисты и содомиты, совершали "зрелищные акты", отталкивающие или насильственные (преситуационные), ликуя в социальном хаосе, как на жестоком празднике. Несколько месяцев спустя эти пестро раскрашенные персонажи, с серьгами-лепестками, перьями в волосах и раскрашенными лицами, появились снова - шпалерами, в сапогах и коричневых рубашках - в батальонах СА, штурмовых отрядов. Перелетные Птицы, вольные создания лесов, составляли их нерв. Когда этих "вольных" бунтарей спрашивали, почему они пошли на службу Гитлеру, они отвечали: "Но он один из нас".
Они не предвидели иерархическую структуру, которую готовил новый порядок. Известно, как фюрер с жестокой быстротой освободился от этой гомосексуальной и оргиастической милиции. Демонический хаос, который вознес его к власти, разбивая витрины, избивая и сея террор на улицах, более не был подходящим инструментом для пользования уже взятой властью. Великая резня заменила банду дебоширов Черным Орденом. Это были СС, вызванные из света Люцифера, заставшие СА врасплох на их оргиях и сбросившие их в пропасть. Такое уже происходило в истории, хотя и редко когда с такой же жестокостью.
Именно в те дни молодой немец из Карлсруэ, страдающий туберкулезом и поправляющийся в санатории - его забытое имя Герман Берл - усмотрел в этих элементах феномен, который назвал Приходом Пятого Сословия: таково название книги, созданной его лихорадочным ясновидением.
Кто такие "Пятое Сословие", которое Берл видел прорывающимся в "Птицах", "Городских Индейцах", вдруг заполнивших улицы Германии? Само выражение необычно, даже выбивает из привычного современного сознания, каковым является равенство. На самом деле Берл вывел его из древней социологической мудрости, свойственной обществам традиционным, иерархическим, не эгалитарным. Слово "сословие" в смысле "социальный класс" (или скорее "каста", неподвижный, наследственный социальный класс) идет из Средневековья. Но оно использовалось до самого конца Старого Режима. Революция 1789 могла еще быть прочитана, как восстание Третьего Сословия - буржуазии - против Первого Сословия (клира) и Второго Сословия (аристократии). Ниже по иерархической шкале ожидало своего часа Четвертое Сословие: работники ручного труда (ремесленники), рабочие-пролетарии . О Пятом Сословии (нищие, бандиты и сумасшедшие) не говорилось, потому что оно не имело социальных функций.
Эта стратификация общества считалась неизменной (так и было веками), потому что соответствует справедливости и "природе". То, что оправдывало господство высших сословий над низшими и подчиненными, не деле было не доходами, это было "качество" людей, их составляющих. Согласно Платону, человек состоит из трех душевных потенций в различных сочетаниях: душа "интеллигибельная", которая руководит созерцанием и интеллектом; душа "раздражительная", которая ведет к страстной любви, возмущению несправедливостью и злом; и душа "вожделеющая", которая тянется к удовольствиям желудка и секса, "нуждам" .
Три жизненных пружины, нисходящие, мало по малу, от формального к бесформенному, от духовного к эмоциональному, биологическому и, наконец, "демоническому". Преобладание той или другой в каждом индивидууме определяет, согласно тезису, его принадлежность к "сословию" или классу. Более высокие классы характеризовались тем, что имели "форму": они добровольно принимали на себя наиболее требовательные виды долга, подчинялись нормам жизни (дхарма в санскрите), более высоким и жестким, чем требования к нижним. Клир должен был подчиняться отречению и суровости, дворянство обучалось проявлять мужество пред лицом смерти, подчинялось законам чести, верности и самопожертвования. Те и другие должны были воздерживаться от низких чувств и желаний. "Роскошь" аристократии была не комфортом, а престижем, не тезаврацией денег, а величием.
В противоположность тому, что думает современный человек, который не только эгалитарен, но и вульгарен (что не удивительно, поскольку он в основном примыкает к Третьему и Четвертому Сословиям), в течение веков именно священники и дворяне жили в состоянии долга, подчинения дисциплине, обязанности, судьбе. Девиз "ноблес облидж" имел силу не случайно, и не сводился просто к хорошим манерам. Напротив, низшим кастам, жизнь которых "манкирует программой", дозволялось жить без приложения усилий к улучшению; как современный человек массы, для которого "жить означает быть тем, что он уже есть". Гёте, который видел поверх линии тени между традиционным порядком и эрой революций, озвучивал ту же идею, когда написал: "Жить по своему вкусу - это для плебса; благородная душа стремится к порядку и закону".
Естественно, традиционный порядок не позволял плебеям жить "на свой вкус" более определенного предела: в том религиозном мире низшие классы тоже верили в Бога, и дворянский порядок обязывал их верности господам. Все было поляризовано по направлению вверх, что толкало и тех, кто понимал жизнь как "быть тем, что ты уже есть" (без усилий для улучшения), к трансцендированию себя, приобретению "формы", стиля: и народ имел обычаи, традиции, которые усиленно сохранял, и которые были его "стилем", его формой. Бесформенный, демонический субстрат - то, что сегодня проходит как "освобождение", "освобожденная жизнь" - свойственный людям наиболее низким, осуждался даже народными обычаями. И наказывался, когда пытался проявиться вне Карнавала.
Именно из этой констатации исходил Берл, чтобы завершить впечатляющее толкование истории Запада, как последовательного доминирования, не только политического, но и "культурного" все более и более низких классов. Толкование смелое, но не безумное, если принимать в расчет, что в том древнем мире, который силился держаться за свои секулярные принципы, "формы" были внешним соответствием авторитетности, связанной с очевидностью поведения. Авторитетным был, в целом, тот, кто демонстрировал фактами, что достоин доверия; и признание которое вытекало из этого, выражалось в форме почтительности и уважении совершенно иначе, чем по отношению к самому себе. Но происходившее ослабление тяги вверх в Церкви, увлечение дворянства роскошью, мало по малу подрывали законность "командования". Поэтому Берл видел историю - в противоположность прогрессивному течению - как внутреннюю инволюцию общества, его падение по направлению к демоническому и бесформенному субстрату.
Такая тенденция, однако, частично тормозится имитацией (и социальным примером высших классов, т.е. "образцовых"). Веками каждый класс, достигая вершины своей политико-социальной гегемонии, стремился воспринять моды того высшего класса, который он сместил. Имитация очень часто была только внешней, в формах, модах; но модой не стоит пренебрегать. Это не пустышка: это знак того, как некая человеческая группа представляет себя себе, и потому - к чему она стремится, какие питает амбиции. Однако консолидированные "формы" переживают основания, которые они моделируют, и часто продолжают функционировать в конфронтации и одобрении даже тогда, когда субстанции, их вдохновлявшие, уже уменьшились.
Аристократия, когда приняла форму монархии или империи, приняла наряды, униформы и этикет, которые были не просто пышными, а литургическими. Внешние символы, принятые королевской властью, - золото, пурпур и порфир комнаты, где рождались "порфироносные", императоры Византии - указывали на сакральную волю, имитировали одежду Понтификов. Это часто были притязания узурпаторские, как видно по борьбе за инвеституру; однако это свидетельствовало о воле к трансцендированию. Быть большим, чем "то, что он уже есть".
Когда торговая буржуазия достигла собственного апогея (в 19 веке), она имитировала моды аристократии. Великие французские романисты, Бальзак и Пруст, были и сатириками, т.е. обличали лицемерную поверхностность этой имитации, лишенной внутренних качеств, которые, как предполагалось, формировали изнутри стиль старых аристократов. Однако - сегодня мы должны это сказать - даже простая функция дворянства тем или иным образом "обязывает": и именно то, что высшая буржуазия "во дворянстве" была смешна, говорит, что имитация стоила усилий.
Мелкая буржуазия достигла своего апогея полвека спустя, в фашизме: и она повела себя триумфально воинственно, "героически". Это тоже было имитацией аристократии, война была первой задачей дворянства. Рабочий класс, когда решил, что пробил час его собственной исторической гегемонии, принял немедленно высшие классовые обычаи, стараясь имитировать буржуазию. Рабочий жертвовал собой, чтобы выучить сына "на доктора", по воскресеньям надевал скромную одежду a la Травэ, а не рабочий комбинезон пролетария. Во времена Французской Революции буржуазия имела смелость установить буржуазный образ жизни, длинные штаны и темный жакет, как нормальное платье (даже если Робеспьер и продолжал одеваться по моде Старого Режима). В России так называемый "авангард пролетариата", захватив тотальную власть, ни минуты не думал установить пролетарский стиль жизни: даже Секретарь и Номенклатура КПСС выставляли напоказ мелкобуржуазные морализмы, вкусы и гардероб; в полном соответствии, они приняли - доведя при этом до абсурда, - бюрократическое государство, т.е. буржуазное, из которого выжали весь тоталитарный потенциал.
В каждом случае существовала еще тяга (хотя и затухающая) к "более высокой форме". Все обрушено в последние десятилетия: сегодня правит имитация "более низкого". В Италии мы видим взрыв необуржуазной модели, которую справедливо можем определить как "скальфарианской", потому что это Эудженио Скальфари ввел новый обычай, с помощью "Эспрессо" и "Репубблики". Это он фабриковал, воспитывал и одевал новых гомункулусов.
Необуржуа - креатура, которая живет в свое полное удовольствие в "законченной секуляризации": что для нее (как для Скальфари) означает принципиальный отказ признавать что-либо выше самого себя. Это испорченная личность истории, папенькин сынок технократической цивилизации. "Портить", - предупреждает Ортега-и-Гассет, - "означает не тормозить желания, создать у человека впечатление, что ему дозволено все и нет никаких обязанностей". И оборотная сторона "положения", с еще худшим элементом: лишенный запаха комфорт Государства Благосостояния дает новому человеку ощущение (ложное), что он не имеет лимитов, не подчиняется условиям. Он оберегаем от лишений, физической усталости, сурового давления природных условий; реальные трудности жизни, включая даже болезни и смерть, от него скрыты или обесценены надеждой (поддерживаемой СМИ), что "наука", также понимаемая всемогущественной, и от них найдет лекарство.
Именно потому, что необуржуа не ведает, сколько продлится жизнь, он провозглашает себя экологистом, антииндустриалистом, он озабочен исчезающими видами животных, тюленей и китов больше, чем хлопотным развитием человека. Еще более показательно его отношение к религии: он ее не практикует и не верует, но протестует, если Папа противится "ограничению рождаемости" и "сексуальной свободе". То есть необуржуа не берет на себя и ношу быть подлинным атеистом. Он требует от Церкви, чтобы та объявила дозволенным грех, чтобы тем облегчить его комплекс вины. Он хочет религию в виде социального страхования, которое делало бы свой вклад в "качество жизни".
Кроме того, необуржуа не стремится даже отдаленно имитировать более высокие модели жизни. Как Нарцисс, он рассматривает себя, "каким уже является", желает лишь "быть самим собой".
Все, что он хочет - это "выразить собственное я", полагаемое максимально достойным выражения. Такое выражение потом оказывается жалким, поскольку душонка необуржуа в сущности бесформенна (он говорит: "открыта всем опытам"). Силясь быть "свободным", т.е. не служить какой-либо высшей цели, не быть связанным какой бы то ни было верностью, необуржуа заканчивает тем, что является непригодным и пустым.
В виду его отказа имитировать высшие примеры, неудивительно отметить в массовом необуржуа одну тонкую, но неудержимую тенденцию к "распущенности" (слово типично необуржуазное), к сильной усталости при деньгах, но не элегантной, которая говорит о загнивании вида. Знаменитая итальянская мода, "сделано в Италии", скорее сообразуется, чем бежит впереди падения: сумки с районного рынка с огромной надписью золотом "Москино", одежда трубочистов с надписью "Армани" задуманы именно необуржуа. Подлинная элегантность слишком связывает, в том числе и морально : достаточно одного имени, чтобы напомнить об этом. "Фирменная марка" повторяет flatus vocis. Для "культуры" прогрессистской скальфарианской буржуазии так: книги для чтения или для создания видимости чтения являются имитацией. Эко, который имитирует Борхеса, Скальфари, который имитирует Вольтера, Каччьяри, который имитирует высших теологов древних ересей, Калассо, который имитирует тернистое мышление индуистских гностиков.
Кто изучил теорию Берла об инволюции каст, с учетом этих симптомов мог бы широко предвидеть дальнейшие фазы коллективной деградации. Что необуржуа, далекий от того, чтобы быть протагонистом будущего, давно уже не мог удерживаться на сцене цивилизации, в нем давно уже созревал новый тип, дегенерирующий по направлению к роду низшей формы. День за днем необуржуазия становится все более распущенной, более вульгарной, желает легкого, избегает усилия облагородиться; теряет воспитание и даже образование: было очевидно, что она порождала - в своих сыновьях - Пятое Сословие.
И действительно - списочные или культурные дети необуржуазии начали - за годы до того, как взорвались в виде неоанархистов - добывать свои "стили", свои "моды", в целом имитирующие модели различных низших слоев. Никогда не будет излишним подчеркивать тревожную природу того симптома, каким является новая молодежная "мода". Она явно имитирует человеческие типы, которые собираются в нижних слоях мира спектакля, соприкасающихся со спецификой криминального общества: девушки с достатком, с татуировками на груди или лобке явно вдохновляются порнодивами, потому что женская татуировка - это "мода" среди проституток; парни с серьгами берут в качестве образцового класса для модели - зная о том или нет - старые маргинальные классы, цыган, конокрадов, пиратский сброд. Мужские татуировки у детей буржуазии, и еще более прокалывание, введение металлических объектов в язык или другие части продырявленного тела, выражают патологическую имитацию самоувеченья каторжников, беря "модели", которые выработал их "стиль" в тюрьмах. Стиль панков идет прямо оттуда, от молодых английских уголовников. Крайне дорогая "спортивная" обувь, короткие и длинные брюки изначально - одежда негров-наркоторговцев, продающих крэк в трущобах США, пушеров (толкачей), имитируемая через темные комплексы, увиденные в Видеомузыке. Оттуда, из видеоклипов и дискотек, идут наиболее симптоматичные "молодежные моды"; в их разнообразии, кажущемся анархичным и случайным, опытный глаз не преминет собрать цитаты Майкла Джексона и Мэрилин Мэнсон, калифорнийских извращенцев в форме СС, Ангелов Ада, поклонников сатаны с подстилкой из рока.
Необуржуазную молодежь действительно воспитывает дискотека. И дети необуржуазии, далее отцов продвинувшиеся по пути, ведущему вниз, прежде, чем взорваться в виде социальной проблемы, годами заполняли дискотеки (мелкая обогатившаяся буржуазия), или те места добровольной маргинальности, которыми - как я уже показал - являются "Социальные Центры" (дети высшей прогрессистской буржуазии). Парабола Карло Джулиани, сына профсоюзника из ВИКТ, "задействованного в социальном", тиффози Рома и, наконец, панк-бестии, убитого в городской геррилье Генуи, в этом смысле образцовый случай.
Отец, бедняга, смог сказать, что его сын "ненавидел несправедливость": он не отважился изложить более точное идеологическое содержание, менее неопределенный мотив, чтобы искать смерти и раздавать ее. Его сын не был и не мог быть марксистом. Так или иначе, в этом пушечном мясе хаоса бесполезно искать идеологию; вместо него оно имеет наружность, которая и определяет его "политическую" идентичность. И тенниска с портретом Че Гевары не есть информация о делах Че, его теориях или идеях, которые определяют принадлежность к "левым"; чаще всего это нечленораздельная "альтернатива", которая означает "без проекта".
Отец еще был (или верил, что был) солдатом Четвертого Сословия, сын же был уже Пятым Сословием. Потому что это то, что свойственно Пятому Сословию: нечленораздельность, неспособность выработать проект и следовать ему. Пятое Сословие, низшая каста, которую индусы называли "пария", всегда существовало, но никогда не было способно "делать историю": слишком колеблющееся и непостоянное, слишком следующее своим первичным импульсам, чтобы следовать проекту. Единственное, что оно может делать - пандемониум (царство сатаны), жакерия, восстание без завтрашнего дня, результат анархического взрыва его сиюминутных желаний. К тому же оно легко поддается внушению, проницаемо для коллективной атмосферы: это делает Пятое Сословие легко инструментализируемым, его легко бросить против чего угодно. Посмотрим, что предусматривают для него коварные, но умелые хозяева.
Но здесь нельзя не вспомнить, что новые молодые "антагонисты" Пятого Сословия сформированы ежедневной педагогикой, диктуемой необуржуазными СМИ. С тем результатом, что столькие отцы (отец Карло Джулиани находится в прекрасной обширной компании) проводят столько лет, пытаясь немного научить своих детей просвещенной неоморальной патетике: секс свободен и должен быть ранним, но рекомендую пользоваться презервативом. Героин и кокаин? По крайней мере, используй чистые шприцы. Аборт? Это "завоевание", делай его, но в гигиенических помещениях больниц. Постмодернистская мораль - не персональная, а полностью "социальная": душу спасает "солидарность", борьба против "несправедливости".
Результат этой педагогики - именно Пятое Сословие, которое, впервые, объявляет себя протагонистом и претендует на то, что имеет "основания". Это бессмертный человеческий тип одержимых, бредящих о "любви", псевдомистиков, минимально порочных, которые импровизированно верят, что имеют идеи. Но они могут иметь лишь мании с одной темой.
Идея-фикс, чаще всего idee recue, взятая неизвестно где, абсурдно упрощенная и культивируемая эксклюзивным образом: т.е. она исключает все другие, все методы и резоны, которые формируют социальную сложность. Так, анималисты из Фронта Освобождения Животных посвящают жизнь "освобождению" норок от разведения, и ничто не убедит их, что, поступая так, они обрекают своих любимых маленьких млекопитающих (которые не являются дикими) на смерть, и причиняют экологический ущерб, для предотвращения которого живут. Так, на краю, который лишь кажется противоположным, уличный священник, занимающийся "спасением" проституток-негритянок или наркоманов, хочет, чтобы Государство преследовало клиентов проституток: никакие доводы не убедят его, что, желая отменить преступление проституции (т.е. легализовать ее), с еще большим основанием нельзя считать преступлением пользование проституткой (и что начинать надо было бы совсем с другого конца). И между этими двумя краями - все кишение сиюминутных идей-фикс: гомосексуалисты, которые хотят, чтобы их порок был признан правом человека; нудисты, убежденные, что все зло в обществе исчезнет, если все забегают нагишом; поборники педофилии как "революции"; адепты свободы наркотиков во имя наконец-то счастливого общества; борцы за окружающую среду, которые чувствуют, что им не хватает воздуха, и хотели бы вернуть общество в каменный век, чтобы обнулить "загрязнение"; одержимые парниковым эффектом; миссионеры из фавелл, которые хотели бы, ради "справедливости", вернуть мир в фавеллы: все, объединенные неспособностью понять сложность свободного и многообразного общества, неизбежный разрыв, который существует между моралью и правом, между свободой защищающей и свободой дикой, между легальностью и легитимностью. Лишь одна вещь в итоге объединяет кишащих поборников идей-фикс: радикальный антагонизм. Будь то педерасты или миссионеры, экологисты или сапатисты, они сходятся в одном пункте: институты, поскольку они не придают их идее-фикс (какой бы они ни была) место центральное и абсолютное, как она того заслуживает, являются преступными по сути. Правительство, государство надо разрушить; частную свободу (которая тоже является институтом, а не природным явлением) и экономический рынок надо аннулировать.
Они мечтают и хотят навязать совершенное общество: где самые странные свободы расцветают при максимальном "легальном" принуждении. Проект, строго говоря, невозможный: в этом радикальном смысле Пятое Сословие не способно на проект.