От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 21.02.2003 18:13:13 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Альтернативные общины. ч.2 "Портос"

это недруг писал. Про "Портос" тут уже кто-то что-то говорил, может -
поправит
Что с ними стало
========


История современности
http://www.russ.ru/journal/ist_sovr

Андрей Мадисон

Хождение во "влазть"

(картинки тоталитарной жизни)

Все тоталитарные организации похожи друг на друга. Всем им нужен
человек-желательно-весь. Всем им, сознаются они в том или нет, нравится
теория доктора Фрейда: мол, сознание многоэтажно, а, значит, с ним
можно
справится методами городской геррильи - сначала забросать противника
гранатами, а потом уже поэтапно захватить здание целиком. Антиутопии
тоталитарным идеологам не страшны - потому что те взывают к разуму, а
эти
ребята даже разум способны представить иррациональным. Кислородную
подушку
дают тому, кто задыхается. Эти подсовывают подушку с газовой атакой,
спрятанной внутри, любому встречному-поперечному, потому что им
безразлично, каков человек исходно, важен лишь конечный продукт. И
все-таки
предпочтительнее оказывается молодняк: он легче обучаем, его дольше
можно
использовать и с ним меньше приходится валандаться. Впрочем, достаточно
"теории" - я обещал картинки, а не нотации. Дело началось 7 октября сего
года, когда я, прибыв в Москву из N (то есть, неважно, откуда), я!
вился, как и намеревался, на заключительный акт акции всенародного
протеста. Это было веселое мероприятие, которое, как обычно в таких
случаях, радио, ТВ и большинство газет однообразно обоврали. У них вечно
получается что-то вроде Рабле, изложенного обозревателями ресторанных
меню.
На груди моей красно сверкал значок активиста пионерской работы, а око
между тем имело то старика с плакатом-призывом собрать подписи за
вручение
Б. Н. Ельцину ордена Петля на шее; то старуху с притороченной к спине
изрядной виселицей для того же персонажа. Невиданное доселе обилие
обличительной против евреев литературы на лотках свидетельствовало о
том,
что у последовавших вскоре эскапад генерала Макашова имеется солидная
массовая поддержка. О причинах чего тоже неплохо было бы задуматься
мыслителям от СМИ, а не тратиться с ходу на борьбу за немедленное
осуждение
путем издания соответствующего постановления (хотя бы потому, что у
замолчанных причин бывают громкие последствия).

Был я не один, а с дочерью, которая, когда мы оказались на Васильевском
спуске (отметив предварительно анархистов с их белым шрифтом по черному
знамени: "ДОЛОЙ!!!"), почти сразу потерялась в толпе. Я нашел ее только
после того, как масса ответила дружным недружественным свистом на призыв
заказного профсоюзного оратора убрать Ельцина (это приняли), а вместо
него
посадить Лужкова (тут-то и раздалось). Послушав дополнительно бабусю,
импровизировавшую раешники про екарных Гайдара и Чубайса, а также
мужичка,
сильно вслух читавшего громовые паузники о дурном Ельцине и недурных
Ленине
и Христе, я наконец узрел свою дочь в компании какой-то девушки, чего-то
ей там втолковывавшей. Поскольку я обрадовался находке, то и все
остальное,
имевшее последовать, тоже воспринял радостно. Девушка с бледными
волосами
и бледным центростремительным лицом представилась информативной
листовкой,
которую иллюстрировала набором цветных фотографий о деяниях. Листовка
называлась названием организации, кото!
рую она умело и уветливо хвалила: "Поэтизированное Объединение
Разработки
Теории Общенародного Счастья" (ПОРТОС). Мне это понравилось. Идейными
предшественниками были объявлены Ленин и Пифагор с его "теорией
счастья", о
которой я ничего не слыхал, но все равно показалось симпатично. Когда,
правда, Ленину была приписана известная триада "тезис-антитезис-синтез",
являющаяся основой мыслительной деятельности "портосовцев", пришлось
поправить, что это Гегель; принципиальных возражений это не вызвало.
"Поэтизированное" и "Счастья" тмили очи хотя бы потому, что без этого не
было бы продолжения.

Продолжением стал сдвиг в сторону группы маячивших на митинге
портосовцев
со своим "философским" знаменем, три цвета которого (забыл каких, да и
не
все ли равно?) и символизировали помянутую триаду. Физиономии
поэтизаторов
показались довольно тусклыми, кроме одной, выпиравшей из-под очков
стоячей
улыбкой; ну да и это мы проглотили. Тяга к соборности (общинности,
коллективизму, коммунитарности) все схавала, а нам рассказывали как раз
о
сельских коммунах ПОРТОС'а - "Спартах" - с коммунарами, взращивающими
телочек и козочек; о летних лагерях для детишек-октябрят; о том, что их
объединение, зародившись почти десятилетие назад в харьковском ближнем
теперь зарубежье, уже несколько лет центрально базируется в Москве; и о
том, как они здесь замечательно, прикрываемые щитом славной "Альфы",
развозят сахар и муку ветеранам войн.

Короче, в итоге всех этих повествований я решил плениться и, прервав
трудовые отношения в N, где процветал, как мне казалось, махровый
тоталитаризм, прибыл вновь в Москву - аккурат ко вторнику. Ибо по
вторникам
БКНЛ, то есть, Братство Кандидатов в Настоящие Люди (эта аббревиатура
предваряет слово ПОРТОС) проводит собрания-слушания своего
вождя-вдохновителя; а завершаются они дидактическим просмотром
отфильтрованных по идейным и моральным признакам видеоверсий советских
или
российских фильмов. Перед слушаниями каждому вновь прибывшему, каковых
активно отлавливают, выдают для заполнения "Откровенник" - три листа с
вопросами, о коих наилучшее представление дает его расширенный вариант -
"Ответник" (две общих тетради объемом 96 страниц каждая). Выбираю из
него
только ключевые вопросы; дурную, но показательную периферию, вроде
предложения "сделать из трех спичек четыре двумя способами" или
перечислить
любимые блюда, решаюсь опустить.

Итак: /1/ "Почему Вы захотели заполнить этот тест?", "Намерены ли Вы
ответить на все вопросы теста?" и, если нет, "Как же вы тогда
разберетесь в
мире и в себе?"; "Как Вы думаете, правильно ли Вы ответили на вопросы
теста?", "Зачем Вы захотели заполнить этот тест?" - желание повязать
единственно верным учением, а заодно поскрести ложкой по дну души
налицо;
венец его: "Вы предавали когда-нибудь? Опишите это"; /2/ "Среди лично
знакомых Вам есть ли люди, которые умнее Вас? Перечислите их"
(перечислить
предлагается много кого: родителей, братьев, сестер, тех, кто глупее,
друзей, врагов и обязательно - "Настоящих Людей", как лично знакомых,
так и
вообще) - экстенсивность зацепа не уступает его интенсивности; /3/
"философские" вопросы - "Что такое "зло"?", "Что такое
"предательство"?",
"Что такое "вина"?", "Что такое "унижение"?" - призваны мобилизовать
чувство ответственности перед группой; "правильность" ответов здесь
зависит
от степени идентификации с групповой задачей; /4/ с осно!
вной лозунговой ПОРТОС'а связаны такие вопросы, как "Вы уже
превратились
в человека? Почему?", "На сколько процентов Вы уже превратились из
обезьяны
в человека?", с периодическими иносказаниями вроде "Можно ли полюбить
дурака (дуру)?", или шоковыми проверками типа цепочки "Любите ли Вы
готовить сами? Ну и гадина же Вы? Как Вы думаете, Вы живете правильно?",
что означает, что жить до ПОРТОС'а можно только неправильно; /5/
вопросы-инициации: "Смогли бы Вы зарезать животное, из мяса которого
едите
котлеты?", "Представьте, Вы поймали в мышеловку живую мышку. Ваши
дальнейшие действия?", "Пошли бы Вы с гранатой под танк, если ее
невозможно
метнуть (прострелены руки)?", с итоговым "Готовы ли Вы отдать жизнь за
Счастье Человечества?", то есть, за ПОРТОС; /6/ "Зачем дамы мажут губы
вязким ярким составом?", "Считаете ли Вы приличным пройти по сцене в
костюме балерины (купального типа)?", "Можете ли Вы сделать что-либо
неприличное?". Если вспомнить, что в ПОРТОС'е косметика запрещена, !
а девушки ходят исключительно в штанах, то "правильные" ответы очевидны;
/7/ нельзя сказать, что придумщики этой только по видимости ахинеи не
боялись, что кое у кого могут возникнуть сомнения в их моральной
чистоплотности; отсюда последний вопрос, который привожу: "Когда автор
этого теста предложил Вам заполнить этот тест, возникли ли у Вас
какие-нибудь сомнения?"

Вопросы эти общим числом в полторы тысячи штук следует переписать и
ответить на них, используя каждый раз не менее десяти слов, без шуток,
без
"не знаю", а также почерком, который будет оцениваться по трем
параметрам -
"бездушный", "среднедуховный" и "высокодуховный". С помощью калькулятора
будет оцениваться и вся эта писанина, в результате чего вам отведут
соответствующее место в подвижной иерархии, имеющей конечной целью
"Настоящего Человека".

Означенная иерархия задается в брошюре-методичке по заполнению теста с
долгим названием: "На сколько процентов Вы уже превратились из обезьяны
в
Настоящего Человека? Можете ли Вы построить свое Счастье? Знаете ли Вы
мир
и себя?" (М., 1998). Агрессивно невежественная по тону и сути брошюрка
сразу хватает читателя за шиворот - "Не хотите ли проанализировать
степень
своей Человечности? Не хотите? Нет? Вот оно что!!! Понятно, кто Вы!" - и
предлагает перечень, в котором вы с ее помощью непременно найдете себя:
"Полулюди среднего уровня", "Полулюди низкого уровня", "Нелюди тихого
нрава", "Нелюди злобного нрава", "Нелюди непоседливого нрава", или
обобщенно "об'изьяне" (это такой неологизм-контаминация, чтобы
приравнять
"нелюдей" к малопроизводительным низшим приматам: на еженедельной общей
поверке худшему по трудовым показателям отделению портосовцев, именуемых
по
такому случаю "сволочами", вручается под собачий вальс игрушечная
обезьяна).

Вообще, анализировать всерьез эту "методику" с ее формулами счастья и
справедливости на уровне математики для начальных классов и примерами
счастья из области пищеварения и "тряпок" - занятие слишком
специфическое.
К тому же и дадена она вам отнюдь не для высоколобых рефлексий. На самом
деле ее надо дважды переписать (2х25 с.) - и только это может стать
первым
шагом на пути к "Настоящему Человеку". В противном случае "Вы
уподобляетесь
любому негодяю, подлецу, шкурнику, которому не хочется анализировать
степень своей Человечности" (анализ тут - все тот же калькулятор).
Резюмируя: если дорога в ад вымощена благими намерениями, то до счастья
можно добраться, только измазавшись в этой словесной грязи.

Но не только в словесной. Центральной базой ПОРТОС'а является часть
территории какого-то строительно-монтажного управления на южной окраине
Москвы, которая, если внимательно приглядеться, ничем почти не
отличается
от свалки. Борцы за охрану окружающей среды в планетарном масштабе (один
из
портосовских пунктиков) живут в стоящих посреди хлама вагончиках;
вагончики, в свой черед, носят намалеванные на них краской имена
"Настоящих
Людей": "Сократ", "Платон", "Аристотель", "Чапаев", "Есенин" (последнее
особо забавно, ибо портосовцы еще и непримиримые борцы с пьянством,
блудом,
курением и сквернословием, а заодно с кофе и чаем). В одном из них -
"Аристотеле" - пейзаж таков: в глубине двухэтажные нары, застеленные
грязными, многолетнего использования матрасами, на которых, без белья и
подушек, портосовцы числом до восьми-десяти спят вповалку, не снимая
одежды, а порой и обуви и накрываясь вонючими замызганными одеялами.
Ближе
ко входу полки, на которых свалено все подряд, но зато с !
приклеенными по периметру полок шильдами: "полотенце", "ножницы",
"проигрыватель" (которого нет в помине, впрочем, как и полотенца). Пол в
мусорной слякоти, на столе зиккураты макулатуры - но убирать некогда,
портосовец постоянно должен быть занят Делом.

Главное из дел - перепродажа населению по ценам ниже розничных сахара и
муки, которые закупаются оптом в мешках и мешками же продаются. Их
развозят
на грузовиках, которых в ПОРТОС'е не менее десятка и которые обслуживают
так называемые "специалисты". Эту набранную на стороне публику,
пользуясь
провинциальной безработицей, элементарно эксплуатируют, а заодно и
перевоспитывают в духе "теории счастья": заставляют бросить пить, курить
и
прибегать к экспрессивной лексике (застукав же, немилосердно штрафуют -
до
75% от месячного заработка); кроме того, их принуждают "писать поэзию" -
по
десять четверостиший в неделю, каковые следует сдавать на проверку к
16.00
каждую пятницу, после чего их обрабатывают, расписав оценки по двум
десяткам граф, и в результате выводят авторам "коэффициент счастья".
Неизбежно графоманские тексты строго отражают вдалбливаемые повторнично
портосовские прописи и имеют в основном такой вид:

Россию великой считали страной За то что жили люди славные Конечно она
была
таковой В года старые православные

Ведь закон жизни звучит так веками Что слабый погибнуть должен всегда А
сильный пока останется с нами А если ослабнет погиб тогда*

Предполагается, что писание стихов имеет воспитательное значение и
отвлекает людей от дурных мыслей (вернее, от мыслей вообще). Тем не
менее,
мне попался один текст, явно переполненный таковыми: "специалист"
жаловался
в нем, что вот он пахал-пахал, надеялся съездить домой, а тут на
предполагаемый день отъезда вдруг назначили аврал, потом еще день он
потерял, выбивая из своих хозяев заработанные деньги, в итоге поездка
сорвалась, но уж если он добирается до дому, то и там, невзирая ни на
что,
думает, а как бы получше "написать поэзию" и т. д. - бунт увял, едва
высунув росток.

Здоровенный ангар, вокруг которого кучкуются вагончики и где протекает
базовая деятельность портосовцев, несет несколько нагрузок: там
библиотека,
там бухгалтерия, там готовят и принимают пищу, там ремонтируют
автомобили,
там стоят стенды с готовой поэзией и ее оценками, там висят плакаты и
портреты образцовых деятелей во главе с М. С. Горбачевым. Все это вместе
с
постоянно вещающим и выключаемым только во время показа вредных для
нравственности фильмов и передач телевизором представляет собою - я
долго
подыскивал определение и не уверен, что нашел объемлющее -
маниакально-депрессивную фантасмагорию.

Самый популярный лозунг - "Раньше думай о Родине, а потом о себе" -
читается однозначно: ты - дерьмо (или в одной из интерпретаций
верховного
идеолога команды, неопрятного недоучки, который с 69-го года и по сей
день
числится студентом: "Все вы здесь неучи"). Самые большие плакаты - о
происхождении человека из труда за подписью Карла Маркса, о
производительности труда - Ленина и без подписи, но в рифму, о вреде для
православной Руси пить водку. Мелкого размера и дурного исполнения
плакатами заляпан весь ангар и, в обязательном порядке, вагончики:
"Почему
ты так мало говоришь? Тебе нечего сказать? Ну тогда понятно, кто ты.
Жаль.
А мы думали, ты Кандидат в Настоящие Люди", "В постоянном говореньи для
души от тьмы спасенье", и совсем коротко: "Говори постоянно!". Идейную
нагрузку, которую тащат на себе эти призывы, лучше всего растолкует
название тетради, которую при мне раскрыл один портосовец: "Внешняя
совесть
такого-то".

Всяких тетрадей, журналов, графиков, таблиц соцсоревнования и оценок
труда
у портосовцев масса. Ими постоянно шуршат-шелестят и, лихорадочно тыкая
пальцами в калькуляторы, заполняют. Как сказал мне тот же обладатель
внешней совести в ответ на мое цитатно-ленинское "социализм - это учет":
"Коммунизм - это контроль и учет". У них и впрямь коммунизм. Формально
личных вещей вообще нет. Фактически личным является то, что на тебе
надето
или то, что ты сейчас держишь в руках. Снял или положил - и оно уже
ничье.
Есть, правда, один способ пометить собственность - написать на изнанке
одежды крупными буквами свою фамилию или приклеить шильду: "Место
такого-то" (на нарах).

Что касается участия в распределении заработанной денежной массы, то тут
картина приблизительно такова. Портосовцы, согласно декларациям, которые
не
обязательно соответствуют реалиям, денег на руки не получают, а берут их
из общей кассы по мере возникновения потребностей. Считается, что
купленное
все равно поступит в общий котел. "Специалисты" же трудятся в режиме
двухнедельных смен и имеют фиксированный заработок, выдаваемый на руки и
регулируемый штрафами.

Помимо штрафов (только для "специалистов"; портосовцы, надо понимать, не
грешат), трудовой энтузиазм Кандидатов в Настоящие Люди поддерживается
духом соревнования. Их совокупный коллектив условно разделен на
"дженералов" и "универсалов", между которыми идет борьба показателей
производительности. Соревнуются между собой и более мелкие единицы -
отделения, первые из которых на данном отрезке времени объявляются
победителями, а последние - "питекантропами" (или "сволочами").
Объявление
победителей и сволочей происходит на общей поверке в полночь со среды на
четверг, когда все портосовцы и специалисты выстраиваются в ангаре в
каре,
рассчитываются по номерам (почти сто человек) и выслушивают речь
вождя-идеолога, в которой подводятся итоги, намечаются задачи и с
помощью
откровенной лжи шельмуются те специалисты, кто ушел-уволился из
ПОРТОС'а.
После этого командиры отделений докладывают о своих успехах и неудачах,
а
их, в порядке обратной связи, сменяет какой-нибудь специалист, нудно!
и косноязычно распинающийся о вреде вредных привычек. На этом поверка
считается оконченной, провозглашается отбой, и, хотя до подъема в семь
утра
остается не так уж много времени, работа на базе не утихает всю ночь:
призывы к повышению производительности труда ("Настоящий Человек" -
производитель производительности) вновь оборачиваются эксплуатацией его
количества.

Источник материальной стабильности у портосовцев, как они сами
утверждают,
исключительно совместный труд по 16 часов в сутки. Атмосфера
нетерпимости к
праздности - прямо репрессивная (кто-то из специалистов притормозил, и
дежурный, с огромной гербастой бляхой советских времен на груди, тут же
орет: "Работай, работай!" Вообще, считается хорошим тоном отзываться о
специалистах как о ленивых и скудоумных животных. Грех будет не
вспомнить
по этому поводу спартанцев с илотами).

Методологическая основа идеологии БКНЛ, как опять же уверяет их вождь -
единственная в своем роде научность. "Если причинить злому относительное
зло, то получим добро", - излагает он из раза в раз одно и то же в
манере,
средней между поплевыванием и поклевыванием. "Логика, - ласково
продолжает
блажить он, - доказывает, что черная кошка - она правильная, да не для
всех, примета. Потому что настоящий человек, он все делает быстро и
кошку
всегда опередит, а нелюдь еле ноги передвигает, потому кошка и перебежит
ему дорогу".

Вождь и несколько его приближенных физического труда не выполняют и в
вагончиках не живут; их удел, согласно самохарактеристике, занятие
координационной и административной деятельностью. Вполне вероятно (хотя
напрямую это пока не декларируется), что они в своих глазах уже достигли
статуса "Настоящих Людей", осталось только легитимировать означенный
статус, то есть, получить власть. Рисуя на доске кусок трехмерной
проекции,
идеолог особенно выделяет ее вертикальную составляющую: "Это, - говорит
он, - власть, или "влазть", потому что на нее влазят".

Нескрываемая и как-то там даже претворяемая в жизнь цель портосовской
головки и есть - влезть во власть. Но об этом чуть позже, при
подведении,
так сказать, окончательных итогов. Пока же - итог промежуточный.

ПОРТОС, в согласии с почтенной традицией, вполне можно было бы
поименовать
Министерством Счастья или островом Повелителей Мух: безлюбые юноши и
девушки (положительное решение полового вопроса в объединении отложено
на
неопределенное будущее) сомнамбулически отравляют жизнь себе и другим
людям, руководствуясь якобы заботой о сохранении этой самой жизни на
Земле.
Хотя, более чем вероятно, все - еще проще. На вторничных посиделках, то
бишь "мозговых штурмах", вождь-идеолог, дабы посрамить недочеловеченную
аудиторию, любит сравнивать ее с конкретными "Настоящими Людьми". В их
список при этом собираются такие имена, как (см. еще раз названия
вагончиков; машины автопарка тоже все поименованы) Роберт Оуэн, Гаутама
Сидхарта, Иван Тургенев, Диоген, Януш Корчак, Ешуа Иосифович Давидов
(!),
Александр Невский, Талалихин, Спиноза, Маяковский - вот примерный абрис
компании, к которой он себя примеряет (в "Ответнике" не случайно
ошивается
вопрос: "Что такое "знаменитый"?"). При этом он не на!
столько глуп, чтобы в открытую объявить о своих примерочных амбициях.
Тут,
надо понимать, за него должна потрудиться масса слепых последователей.
Один
из, увы для него, зрячих специалистов прекрасно понял это и в разговоре
со
мной назвал идеолога "Главным Демоном". Судьба бедняги в случае
торжества
"коэффициента счастья", полагаю, предрешена. А теперь о возможности
такого
торжества.

Мне видятся два варианта благоприятного для HOPTOC'a развития событий.
Причем, они не альтернативны (в соответствии с безжизненным принципом
"либо-либо"), а спокойно интерферируют, как то и свойственно нормальному
бытию. Оба варианта исходят из дальнейшего ухудшения ситуации в России,
поскольку все еще есть, что ухудшать, а улучшать уже почти нечего.

Итак, вариант первый. Исключая идеолога, портосовцам в основном не
больше
двадцати пяти лет. У них все впереди. Они знают, чего хотят, но им самим
пока не совсем понятно, чего они могут. Может быть и ничего, кроме
организации кругооборота сахара. А может быть, когда политическое
одичание
верхов достигнет геркулесовых столпов, от экономики останутся одни
руины, а
народ по-прежнему будет сосать чужую лапу иллюзий, они, сплоченные и
деятельные, выйдут из своих щелей и устроят России неонового каменного
века
"республику философов" - так, как они ее понимают. "Полулюди Высокого
Уровня и Люди всех стран! Объединяйтесь против Нелюдей и Полулюдей
низкого
уровня!" - голосят они сейчас. А придя к власти, трансформируют свою
злобную риторику в обычное "кто не с нами, тот против нас", и с теми,
кого
отберут для себя (об остальных просьба не беспокоиться), заведут дело.
Они
умеют начинать с нуля.

Вариант второй. Пока умные аналитики изводили газетную бумагу, послушно
откликнувшись на призыв Ельцина изобрести национальную идею, она уже
оказалась найдена. Русичи ПОРТОС'а не сомневаются в своей правоте. Они,
в
отличие от кабинетных теоретиков и редакционных остряков, молоды,
здоровы,
выносливы, неприхотливы, организованны, не привязаны, как скажем РНЕ, к
патриархальным институтам (хотя некий поп освящал-таки их чудный ангар),
мобильны, владеют оружием - чего еще-то нужно? Способны ли они сказать:
"Есть такая партия"? Это вряд ли. Скорее секта, а не партия. Но в
качестве
готовой структуры вполне сгодятся. И, хорошо умея считать, свою выгоду
точно определят и наверняка вытребуют причитающуюся им долю.

Неблагоприятные для Кандидатов в Настоящие Люди варианты (вроде
вырождения,
ввиду невостребованности, в замкнутость) я обойду стороной. Во-первых,
объективно они слабее, а, во-вторых, это их и только их проблема.

И совсем уж напоследок вспомню о себе и скажу, что желаю выразить
искреннюю
благодарность БКНЛ ПОРТОС за холодный душ и принести ему искренние
извинения за то, что не стал испивать его до дна. Я люблю контрастные
ощущения, а с ними у портосовцев абсолютный напряг.

=======