От Pout Ответить на сообщение
К Дмитрий Кобзев Ответить по почте
Дата 16.02.2003 11:15:53 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Катастрофа Шаттла и МКС. Официоз

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/news.shtml

По информации из РГНИИ ЦПК и РКК <Энергия>, продолжаются активные
консультации между российскими и американскими специалистами, которым
уже удалось согласовать некоторые существенные моменты по дальнейшему
плану полетов на МКС.
Во-первых, экипаж МКС-6 совершит посадку на <Союзе ТМА-1> в мае этого
года. При этом командиром ТК будет Н.Бударин, в левом кресле
бортинженера будет находиться К.Бауэрсокс, а в правом кресле - Д.Петтит.
Во-вторых, решено, что П.Дуке (ЕКА) на <Союзе ТМА-2> не полетит. Его
полет переносится, как минимум, на октябрь 2003 г.
В-третьих, на <Союзе ТМА-2> полетит вновь сформированный экипаж, в
котором будут только два человека: один российский космонавт и один
американский астронавт. Сейчас согласовываются кандидатуры космонавтов,
которые будут включены в два экипажа для подготовки к полету на <Союзе
ТМА-2> (старт в конце апреля или начале мая 2003).
По неофициальным данным, в основной экипаж <Союза ТМА-2>, скорее всего,
будут назначены Г.Падалка и либо М.Фоул, либо М.Финк. Экипажи <Союза
ТМА-2> должны быть утверждены комиссией MCOP не позднее конца следующей
недели.
Если шаттлы не будут летать до октября этого года, то тогда в октябре на
<Союзе ТМА-3> полетит следующий новый основной экипаж из двух человек, и
вместе с ним на пересменку П.Дуке. А если шаттлы начнут летать раньше,
то на смену экипажу <Союза ТМА-2> придет экипаж МКС-7 на шаттле, а на
<Союзе ТМА-3> тогда полетит российская экспедиция посещения.
- С.Ш.

10.02.2003г. Продолжается работа на борту Международной космической
станции экипажа 6-й основной экспедиции.
В последни дни космонавты Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox), Николай
Бударин и Дональд Петтит (Donald Pettit) были заняты разгрузкой
транспортного корабля "Прогресс М-47", проведением научных исследованием
и проведением регламентных работ с бортовым оборудованием. На 11 февраля
запланировано проведение маневра по подъему орбиты МКС с помощью
двигательной установки "Прогресса". Запланированная продолжительность
импульса - 1300-1400 с, расход топлива - 430 кг, приращение скорости - 6
м/с. Это позволит сохранить необходимую высоту орбиты до середины июня -
самый оптимистичный срок следующего полета корабля многоразового
использования.
В настоящее время рассматривается возможность совершения выхода в
открытый космос для проведения работ на внешней поверхности станции. В
частности, планируется поставить новый контроллер на мобильный
транспортер.
Параметры орбиты МКС по данным на 07.02.2003 составляли:
наклонение - 61,64 град.;
период обращения - 92,28 мин.;
перигей - 382,4 км;
апогей - 390,4 км.
Средняя потеря высоты ежесуточно составляет 150 м.
- А.Ж.

08.02.2003г. Траурная церемония, посвященная памяти членов экипажа
космического корабля Columbia, прошла 7 февраля на мысе Канаверал, шт.
Флорида, в Космическом центре имени Кеннеди, на взлетно-посадочной
полосе, куда неделей раньше должен был приземлиться погибший "шаттл". В
церемонии приняли участие около 2 тысяч сотрудников центра, а также
губернатор штата Флорида Джеб Буш (Jeb Bush), директор NASA Шон О`Киф
(Sean O`Keefe), члены отряда астронавтов NASA. Все выступавшие с большой
теплотой отозвались о погибших астронавтах и выразили надежду, что,
несмотря на трагедию, освоение космоса будет продолжено.
Днем раньше поминальная служба прошла в Кафедральном соборе в
Вашингтоне. На службе присутствовали представители руководства
американской администрации, в том числе первая леди США Лора Буш,
вице-президент Дик Чейни, советник президента по национальной
безопасности Кондолиза Райс, директор ЦРУ Джордж Тенет, а также
администратор НАСА Шон О`Киф. Кроме того, торжественную церемонию
поминовения посетили 56 сенаторов и 240 членов палаты представителей
Конгресса США. Как передает РИА "Новости", выступая в ходе службы,
руководитель НАСА Шон О`Киф заявил, что американское космическое
агентство сделает все возможное для выяснения причин катастрофы
"Колумбии".
- А.Ж.

07.02.2003г. США и Россия намерены продолжать программу строительства
Международной космической станции, несмотря на приостановку полетов
американских шаттлов. Эта позиция обеих сторон была подтверждена в
четверг (в пятницу по московскому времени) в ходе консультаций в
Вашингтоне руководства НАСА и Росавиакосмоса, сообщает ИТАР-ТАСС.
С американской стороны в них принимали участие заместитель директора
НАСА Уильям Ридди, его помощник по вопросам космических полетов и
программы МКС Майкл Костелник, с российской - первый заместитель
генерального директора Росавиакосмоса Николай Моисеев. К этой встрече
ненадолго присоединился и директор НАСА Шон О`Киф.
"В ходе состоявшихся консультаций мы говорили о выработке наиболее
рационального варианта поддержания станции в пилотируемом режиме", -
сказал Моисеев в интервью по окончании встречи. При этом он сразу
оговорился, что о переводе МКС в автоматический режим работы речь даже
не шла.
Планируя совместные действия по поддержанию МКС, стороны, по словам
Моисеева, исходят из того, что период приостановки полетов американских
шаттлов может растянуться до одного года. Представители НАСА также
сообщили своим российским коллегам о том, что само расследование причин
гибели шаттла может занять у них несколько месяцев. "Совершенно
очевидно, что в сложившейся ситуации сохранить МКС можно лишь путем
увеличения числа запусков российских космических кораблей, - продолжил
собеседник. - Поэтому в самое ближайшее время нам необходимо проработать
вопрос о запуске грузовых кораблей "Прогресс" сверх утвержденной
программы полетов, а также изготовлении дополнительного числа кораблей
"Союз".
- А.Ж.
04.02.2003г. Россия и США начали консультации о будущем Международной
космической станции (МКС). Об этом сообщил представитель Росавиакосмоса
Вячеслав Михайличенко. "Конкретные решения будут приняты после того, как
НАСА проинформирует нас, на сколько замораживаются старты американских
челноков после воскресной трагедии с "Колумбией", - уточнил он.
В случае если НАСА поставит на прикол свои шаттлы на срок от года и
более, а это, по мнению представителя Росавиакосмоса, "наиболее
вероятный вариант", "Россия внесет коррективы в свою космическую
программу". В частности, возможно, будут отменены экспедиции посещения.
Вместо них к МКС будут стартовать только основные экипажи. "Хотя не
исключен и смешанный вариант, как это практиковалось на "Мире", -
"Союзы" станут доставлять на орбиту новый основной экипаж и одного
космонавта экспедиции посещения", - отметил Михайличенко. Кроме того, по
его словам, грузовым "Прогрессам" придется возить к МКС больше топлива в
ущерб научному оборудованию.
В то же время, руководитель Национального управления по аэронавтике и
исследованию космического пространства (НАСА) США Шон О`Киф не исключил
возможности возобновления миссий в космос уже к июню. Он подчеркнул, что
будет сделано все возможное для выяснения причин гибели экипажа корабля
"Колумбия", передает "Интерфакс".
На вопрос журналистов о возможности направить новый "челнок" для замены
экипажа Международной космической станции, он ответил, что новый запуск
состоится, "как только будут установлены причины катастрофы и устранена
возможность ее повторения".
Вместе с тем, глава НАСА напомнил, что после гибели астронавтов
"Челленджера" в 1986 году пилотируемые полеты были прерваны в США на 32
месяца.
- А.Ж.

04.02.2003г. Резкий рост температуры на шаттле "Колумбия" перед его
катастрофой не был вызван возможной потерей защитной термической плитки.
Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", на пресс-конференции
в ЦУПе НАСА в Хьюстоне /штат Техас/ сообщил руководитель программы
шаттлов Рон Диттмор.
По его словам, зафиксированное повышение температуры в шахте для шасси и
левом крыле "челнока" перед катастрофой составило 30-40 градусов по
Фаренгейту.
Диттмор указал, что если бы был прорыв корпуса, температура была бы
значительно выше. Он подчеркнул, что при снижении, когда шаттл окутан
плазмой, температура за бортом достигает 2000 градусов по Фаренгейту.
Как указал представитель НАСА, рост температуры внутри корабля
свидетельствует лишь о какой-то проблеме, возникшей на борту. Он
отметил, что эксперты пока гадают об истинных причинах этого факта.
По мнению Диттмора, причины катастрофы, вероятно, в другом. "Это что-то
другое", - сказал он, указав, что, возможно, специалисты так никогда и
не узнают, что же случилось на самом деле.
В ходе пресс-конференции Рон Диттмор сообщил новые, уточненные данные по
проблемам, обнаруженным на борту шаттла, перед самой катастрофой. По его
словам, в 16:52 мск, т.е. за 24 минуты до планировашейся посадки, три
датчика на шасси в отсеке внутри корабля показали неожиданный и резкий
рост температуры.
Это, как отметил представитель НАСА, было первое указание возникших на
борту челнока неполадок.
В 16:53, когда шаттл летел над Калифорнией, 4-й датчик в левом шасси
показал повышение температуры на 30-40 градусов по Фаренгейту. В 16:55
5-й датчик показал рост температуры. Затем в 16:57, когда шаттл летел
над штатами Аризона и Нью-Мексико, вышли из строя температурные датчики
верхнего и нижнего покрытия левого крыла.
В 16:59, когда "Колумбия" уже была над востоком Техаса, бортовой
компьютер, реагируя на обозначившийся крен корабля на левую сторону, дал
команду правому маневровому двигателю включиться на 1,2 секунды, чтобы
выровнять корабль. Вскоре после этого связь с кораблем оборвалась,
сообщил представитель НАСА.
- А.Ж.

02.02.2003г. Изучение причин катастрофы корабля Columbia еще только
началось, а некоторые российские эксперты уже поспешили огласить свои
соображения на этот счет. Сейчас бурно обсуждаются следующие версии
происшедшего.
Наиболее вероятной причиной специалисты называют усталостное разрушение
конструкции корабля, который являлся самым старым из всех американских
шаттлов.
Суть второй версии состоит в том, что к катастрофе могло привести
повреждение теплоизоляционной обшивки корабля, которое могло произойти
во время запуска, когда фрагмент пеноизоляции отделившийся от внешнего
топливного блока задел крыло шаттла.
По мнению экспертов, нельзя также отрицать, что в процессе посадки
Columbia могла выйти из строя одна из систем корабля, которая жизненно
необходима в процессе полета шаттла в атмосфере Земли. В частности, по
их мнению, это могла быть неполадка в системе управления, в
электрической сети, либо что-то другое.
По той картинке, которую вчера транслировали все телеканалы мира, и не
располагая иной информацией, можно предположить следующую картину
происшедшего. Вероятней всего первопричиной аварии стало повреждение
какого-то участка теплоизоляционного покрытия, происшедшее либо во время
старта корабля, либо бывшее производственным дефектом (например, плохо
приклеенная плитка). При входе корабля в плотные слои атмосферы на
дефектном участке произошел срыв покрытия, что привело к нарушению схемы
посадки и затруднило управление кораблем. Незначительное отклонение
траектории полета от расчетных параметров привело к увеличению тепловых
нагрузок на поврежденные участки поверхности, что привело к дальнейшему
разрушению поверхности. А дальше процесс принял необратимый
лавинообразный характер. Завершение этой картины мир видел практически в
прямом эфире.
Теперь вопрос только в одном - что послужило первопричиной аварии?
- А.Ж.

02.02.2003г. В США для расследования причин аварии Columbia создаются
три независимые комиссии.
Свои расследования проведут NASA, Конгресс США и администрация Белого
дома. Они призваны разобраться в том, что привело к трагедии, в
результате которой погибли семь астронавтов.
Пока причины катастрофы не ясны, однако версия о теракте исключена. "Мы
не располагаем информацией о том, что речь идет о результате
террористических действий, - заявил представитель Управления
территориальной безопасности США Гордон Джонджро. - Конечно, следствие
только начинается, но именно к этому сводится информация, которой мы
сейчас располагаем".
Руководители многих стран мира выразили свои соболезнования
правительствам США и Израиля в связи с гибелью астронавтов.
Президент Китая Цзян Цзэминь направил телеграмму президенту Джорджу
Бушу, в которой говорится, что Китай сожалеет о гибели семерых
астронавтов, но в то же время надеется, что исследования космоса
продолжатся.
Цзян также направил соболезнования израильскому президенту Моше Кацаву,
выражая сочувствие по поводу смерти израильского астронавта Илана
Рамона.
Свои соболезнования выразила Куба. В заявлении министерства иностранных
дел Кубы говорится, что кубинский флаг у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке
будет наполовину спущен в знак уважения к горю американцев.
"Кубинский народ разделяет боль и страдание американского народа в связи
с гибелью нескольких его сынов. В этот момент скорби мы выражаем
солидарность народа и правительства Кубы с семьями погибших астронавтов"
,- говорится в заявлении.
Ясир Арафат выразил соболезнования семьям всех астронавтов, погибших в
результате катастрофы.
"Ясир Арафат и руководство Палестинской автономии выражает свои
соболезнования родственникам шести погибших американских астронавтов и
семье погибшего израильского астронавта", - заявил пресс-секретарь
Арафата.
-А.Ж.
==============