От Георгий Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 09.01.2003 10:13:43 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

Еще раз об "Иронии судьбы".

Во-первых - прошу прощения у тех форумян, которых я задел при обсуждении, у Юрия в частности.

Во-вторых - очень жаль, что наши форумяне "повелись" и утеряли предмет рассуждений.

На самом деле С. Г. совершенно прав, говоря о Рязанове, стремившемся сделать свои произведения "с двойным дном" и по возможности "безопаснее".

Дело в том, что на этих праздниках я смотрел "Иронию судьбы" - после долгого перерыва (очень надоел от бесконечного прокручивания).
Так вот. При последнем просмотре фильм совершенно определенно оставил двойственное ощущение.

Мне понравились, как всегда, отдельные комические моменты (в частности, сцены с обеими мамами) и, так сказать, "рутина" (неправы те, кто говорит о "неправдоподобности" деталей типа "бани", такси, билетов - моя доперестроечная жизнь определенно была ближе к ЭТОЙ, чем к жизни, описанной в "Маленькой Вере" - при том, что мы не были "номенклатурой").

Но вот что производило впечатление ОТКРОВЕННОЙ ФАЛЬШИ - так это стремление режиссера сделать фильм хотя бы немного ФИЛОСОФСКИМ. Там, где герои начинали рассуждать о "высоких материях".
Настолько беспомощным все это теперь кажется. А тогда - не казалось! Хотели "найти". Да и как же порядочному "интелу" не "пофрондировать" хоть немного!

(Юрий неправ, говоря о том, что, мол, из статьи С. Г. следует, что весь народ хотел, мол, свергнуть тогдашний строй. Нет, ВЕСЬ НАРОД не хотел, а вот кукиш в кармане подержать - этого многим хотелось. Для "сохранения лица", "демонстрации независимости", что ли... Тем более, что "строй" к этому тоже был не слишком терпим, а во время перестройки уж постарались, чтобы строй возненавидели не только "незаурядные", но и большинство остальных - ранее бывших совершенно инертными...)

Перечислю хотя бы некоторые фальшивые "глубокомысленные", "с претензией" моменты фильма:

> Мультипликационное "предисловие".

Без комментариев. (Кому хочется, пусть напишет).

>(Ипполит - Жене.) "Для Вас главное - не разум, а эмоции. Импульс!... Такие, как Вы - угроза для общества!"

На хрена это? Можно подумать, авантюрист Женя нарочно залез в чужую квартиру, чтобы посмотреть, что из этого выйдет (Ипполит к тому времени уже знал, как было дело.)
Женя по жизни, прямо скажем, ничуть не менее рассудительный и осторожный, чем Ипполит. Просто так получилось.
(По этой же причине не совсем верится в его рассказ о свадьбе друга Павла (Ширвиндта), когда он во всеуслышание пожелал невесте уйти от Павла к нему. Никогда не верилось.)

И - пошло-поехало:

>(Женя - Ипполиту.) "Такие, как Вы, всегда правы. Потому что живут как положено. Как предписано... А жизнь нельзя подогнать под выверенную схему."

См. выше. Можно принять как "полемический задор", но реплика Ипполита ведь ниоткуда не следовала. Так что..

> (Разговор Гали и Жени.) "У нас самые прекрасные профессии! Самые нужные!" "Ошибки врачей дорого обходятся людям". "Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счете они обходятся обществу не менее дорого". "Я учу их думать. Хоть немного самостоятельно мыслить" и т. д.

Какие КАЗЕННЫЕ фразы! Газетно-статейные! Как будто бы люди не разговаривают, а выхваляются друг перед другом эрудицией!
Право же, такая учительница русского языка и литературы способна научить "мыслить самостоятельно" разве что САМУЮ МАЛОСТЬ больше, чем ее предшественница - учительница вечерней школы из фильма "Весна на Заречной улице". У той за весь фильм вообще ни одного живого слова не прозвучало (!)

(Кстати: как вы считаете, дорогие форумяне, эти "вумные речи" героев фильма - отражение всамделишных неадекватных амбиций и претензий на "нужность" и "самость" тогдашней "нижней интеллигенции"? Или же креатура Рязанова в чистом виде (таким бы он хотел видеть милое ему сословие? Или представлял себе его?))

> (Разговор Гали и Жени.) ["А Вы, оказывается, жестокий..."] "Простите, я врач, мне иногда приходится делать людям больно, чтобы их вылечить".

Какая пошлая реплика! Надо сказать, она мне всегда, даже в детстве, казалась идиотской. Ее даже наглой трудно назвать - обычный наглец остановился бы на ".. подруги советуют - смотри, не упусти..."

> (Монолог пьяного Ипполита.)

А вот это, надо сказать, более удачная вещь. Хотя не следовало, наверно, про "моральные устои". Но тут "аморалка", разумеется, в том, что Женя не раскланялся, а "засел", и "прочно" %-))) И это - "мы перестали лазить в окна к любимым..." А кто полез - Женя, что ли? %-)

============================
Стихотворение "с любимыми не расставайтесь" мне и бабушке всегда нравилось.
Но оно, правда, не очень вяжется с фильмом. На мой взгляд.
Как и "вумные" песни на стихи Ахмадулиной и пр. Украшают, но не вяжутся.
(А вот "вагончики" и "тетя" как раз вяжутся).
============================
Ну вот и все, кажись.

Так что, повторюсь, говоря о Рязанове, С. Г. прав. Он-то именно хотел продемонстровать этакую "мягкую контрабанду" - и хорошо чувствовал, что наш тогдашний зритель "поведется" и будет искать "смысл" даже в довольно примитивных конструкциях.