9:39 am - О "позитиве"
Пожалуй, к десяти "самым отвратительным мыслям" следует прибавить одиннадцатую. Выразить её, однако, довольно сложно. Но попробуем.
Русским людям, которые, после дикого количества несчастий, вдруг начинают обращать внимание на их причины (прежде всего - на своих врагов), частенько говорят нечто вроде такого:
"Да что вы занимаетесь всяким мусором. Вы тратите время на всякий негатив, вместо того, чтобы заниматься позитивным творчеством. Плюньте вы на этих врагов, в конце-то концов. Будьте выше их, будьте позитивнее. Вас бьют - а вы улыбнитесь и займитесь Творчеством. Вас хулят - а вы не слушайте, занимайтесь Жизнью и Любовью. Вам даже можно разрабатывать какую-нибудь Национальную Идею - но без негатива, без негатива! Предъявите что-нибудь позитивное, покажите, что вы можете. А так - это будет одна только внутренняя пустота и ущербность."
Эту риторику я особенно ненавижу - именно из-за её психологической липкости, привязчивости. "Ведь правильная такая мысль". Добрая, хорошая. Очень русская. И тем не менее - ложная и вредная.
В чём тут дело. Всякий человек, хорошо умеющий что-либо делать, хорошо знает, что "знать как надо" - это только необходимое, но совершенно не достаточное условие, чтобы получить результат. Самое важное знание - это знание типичных ошибок, знание того, как не надо делать. Оно, кстати, куда более эзотерично, чем "знать как надо", и передаётся "шёпотом" (или уж добывается "потом и опытом"). Ибо в этом-то всё и дело. Дилетант совершает "типичные ошибки" - и остаётся в дураках. Его табуретка ломается, его программа уныло виснет при отладке, его текст невозможно читать. Профи делает такую же табуретку, лепит такую же программу, и пишет такой же текст. Но он знает, что вот эту досточку нельзя приколачивать гвоздиком, а надо "обязательно шурупчиком", он знает, что "сюда цикл ставить нельзя", он знает, что из текста надо убрать лишние "этот", "эта", и добавить цвета и запаха. И т.п.
Знание о врагах - это ещё более кардинальное знание, нежели знание об ошибках. Враг - это бесконечно хуже и страшнее любой ошибки, поскольку ошибку можно пофиксеть, а враг умён и изобретателен.
Русские "могут делать" - построить чёлн, выгрести на стремнину, напрячь парус... Но всё всегда срывается из-за какой-нибудь "дырке в лодке", или из-за "вихря шумного", который "налетел и измял с налёту" Россию - пока мы тут парус напрягали и вёсла упирали. И не нашлось кормчего, умеющего увидеть тёмную тучу на горизонте.