"Кончились белые ночи и начались черные дни" - было сказано давно в эстрадной интермедии, и фраза прижилась. Святая правда. В конце декабря световой день в Питере сокращается до минимума. Трудно просыпаться утром, поднимать капризничающих детей, отправлять их в школу, в садик, самим собираться на работу... Приезжих из южных областей, из южных стран порой просто поражает, что можно существовать в таких условиях: "Встаешь - темно, сделал два шага - опять темно. Как вы тут живете?".Трудное время. Впрочем, есть немало людей, которые убеждены, что его беды усугубляются принятым в нашей стране дерганием часовых стрелок, введением то "зимнего", то "летнего" времени. С одним из таких людей, председателем петербургского комитета "За восстановление в России жизни по поясному времени" Вячеславом Апрелевым беседует наш обозреватель Игорь Лисочкин.
- За последние годы мне довелось прочесть несколько статей, в которых введение "летнего" и "зимнего" времени называлось "глупостью", "преступлением", "садомазохизмом" и даже "геноцидом". Как правило, в них много эмоций, публицистики, но серьезные аргументы прослеживаются с трудом. И у меня сложилось впечатление, что кампания ведется силами "вечно недовольных". Вы знаете, что существует тип людей, для которых что ни сделай, все будет "не так"...
- Иными словами, вы склонны считать, что тут действуют психопаты или увлеченные маньяки. Что ж... Наш комитет, который сформировался несколько лет назад, состоит из 17 хронобиологов, врачей, педагогов, социологов, специалистов по прикладной астрономии. Из них 8 - доктора наук и профессора, 5 - кандидаты наук. И занимаемся мы не публицистикой. Сами проводим исследования, обобщаем работы по интересующим нас вопросам, которые проводятся в России (в частности в Сибири и на Дальнем Востоке), а также за рубежом, где та же проблема стоит очень остро. Я не могу утверждать, что мы располагаем всеми российскими материалами, которые хотели бы иметь (в особенности - в области статистики). Но тем не менее за минувшие годы скопилась такая масса научных и абсолютно неопровержимых данных, что она делает позицию нашего комитета несокрушимой.
- Чтобы читатель понял, о чем идет речь, давайте скажем, как появилось время, которое вы называете "ложным".
- Идея перевода стрелок на один час вперед впервые родилась в Великобритании в 1908 году. А была осуществлена позднее, в годы первой мировой войны.
Надо сказать, что в этом более чем сомнительном деле особенно сильно не повезло Европе. Уже в годы второй мировой войны. Оккупировав Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург и Монако, гитлеровцы ввели в них берлинское среднеевропейское время, опережающее местное поясное на 1 час. Так это и осталось. А с 1976 года уже все европейские страны стали вводить "летнее" время.
В нашей стране исчисление времени менялось четыре раза. В 1930 году по зарубежному примеру и в целях экономии электроэнергии стрелки были сдвинуты на час вперед на весь год. Это время назвали "декретным". В 1981 году для еще большей экономии летом стрелки стали сдвигать еще на один час, появилось "декретно-летнее" время. Начались бурные обращения недовольных людей во все органы власти, и в 1991 году "декретный" час был отменен на всей территории СССР. Однако, под давлением энергетиков, по решению Верховного Совета России в 1992 году он был восстановлен. Так мы и живем.
- Сдвижка стрелок производилась во многих странах мира. Везде это обсуждалось специалистами, и не верится, что повсеместно правительства глупы.
- Во многих, но далеко не во всех. Переводят стрелки часов только 34 процента стран мира. Тяжелее всего приходится 5 процентам - тем европейским странам, которые подверглись гитлеровской оккупации, а также Испании, Аргентине, Чили и России (разрыв между "декретно-летним", или, как его называют в Европе, "двойным летним", и поясным временем составляет два часа). Кстати, ни одна из республик СНГ в отличие от России "декретного" часа не восстановила. Так что никакого единодушия и единомыслия в этом вопросе нет.
Подавляющее большинство стран, в том числе очень крупных и развитых, вообще передвижением стрелок часов не занимается. А многие из остальных хотели бы от этого избавиться. Еще в 1997 году о своей решимости бороться против перехода на "летнее" время заявил премьер-министр Франции Ален Жюппе. Однако Европейский Союз добился своего и в порядке "общей дисциплины" Франция была вынуждена подчиниться.
- Главнейшим аргументом для введения "ложного" времени является экономия. У нас тоже публиковалось немало данных о сбереженных миллиардах киловатт-часов электроэнергии и сотнях эшелонах с углем.
- Энергетики действительно получают экономию. Но, оглушая читателя киловаттами и эшелонами, говоря об огромной экономии, они лукавят. Потому что если вы разделите публикуемые ими цифры (4,4 миллиарда киловатт-часов) на количество жителей России, то получится не более 15 рублей на человека. А для страны это вообще сплошные убытки. Есть исследования, доказывающие, что такая ломка времени снижает работоспособнсть на 8 процентов. А это приводит к потере валового внутреннего продукта на 120 миллиардов рублей. У нас нет достаточных российских статистических данных по росту аварийности, травматизму. Но прагматичные американцы все подсчитали. По их мнению, США теряют от введения "летнего" времени ежегодно не менее 56 миллиардов долларов.
- Если так дорого обходится, то почему применяется?
- Не сбрасывайте со счетов могучее лобби энергетиков, туристского и особенно фармацевтического бизнеса. Многое делается в их интересах. Хотя, можно сказать, они не ведают, что творят. Потому что главное здесь не экономика, а жизнь и здоровье людей, наций. Когда игру со стрелками часов называют "тихим оружием массового поражения" и "геноцидом", я совершенно согласен.
- Неужто все настолько серьезно?
- Более чем серьезно. Хотя вначале представляется и не очень важным: просто людей заставляют ложиться спать и вставать не в то время, когда надо. Но человек - часть живой природы. Его генная система, биологические часы, которые формировались миллионы лет, так же подчиняются движению Солнца, как и у любого другого живого существа. И, когда привычный ритм сдвигается, ломается, человек теряет нормальный здоровый сон.
А он играет огромнейшую роль в жизни человека. Ведь без пищи можно прожить около месяца, а без сна - не более трех суток. Я думаю, многие знают, что ученые разных стран мира исследовали его природу, все его этапы (медленно-волновые и активированные), разные и сложные, значение каждого из них. Известны и условия нормального ночного сна. Я перечислю ряд фамилий известных отечественных и зарубежных исследователей, которые этим специально занимались: Куприянович, Ягодинский, Уинфри, Демент, Карманова, Моисеева, Шапошникова, Хаснулин, Доскин, Куинджи, Ашофф, Хаури, Корен, Лэмберг. Цитирование заняло бы у нас слишком много времени, но, может быть, кто-нибудь заинтересуется и захочет взять их труды в библиотеке.
Сегодня уже сотни научных работ доказывают, что произвольная игра со стрелками часов в любой стране является национальной катастрофой. Она ведет к нарушению сна и бессоннице больших групп населения, стрессам, хронической усталости, болезням нервной, сердечно-сосудистой, иммунной, пищеварительной и других систем, преждевременному старению и в конечном счете - к смерти. А население России, как вы знаете, значительно сокращается...
- То, что нас становится каждый год меньше почти на миллион, - факт, вызывающий удивление у всех этнографов мира. Но он обусловлен неслыханным разорением страны, бедностью, развитием бездуховности, падением медицинского обслуживания и еще кучей социальных причин. Нельзя все валить на перемены во времени.
- А я и не делаю этого. Вы можете сами взять российские данные по смертности за отдельные месяцы и увидите - там, где часы меняются, "пики". Установлено, что в это время число самоубийств увеличивается на 66 процентов, число инфарктов и инсультов - на 75 процентов. А в целом "пики" заключают до 70 тысяч безвременно ушедших из жизни наших сограждан. Этого мало?
Но ведь и это не главное. Также установлено, что особо тяжелым ударам подвергаются дети и плод в чреве матери. Поэтому многие видные генетики считают, что главная катастрофа еще впереди и просчитать ее масштабы невозможно.
- Казалось бы, тут должны были возвысить свой голос прежде всего видные медики.
- Они и не стоят в стороне. В июне прошлого года в Российской академии медицинских наук состоялось совместное заседание ее отделений, которое, заслушав пять докладов, полностью поддержало необходимость возвращения России к поясному времени и приняло по этому поводу специальное решение, которое подписали пять академиков РАМН - Измеров, Судаков, Комаров, Труфакин, Якобсон, а также другие ученые. В марте нынешнего года президент академии Покровский обратился с письмом в Комитет по охране здоровья и спорту Госдумы. В нем он напомнил, что рекомендации медиков не выполняются, и поддержал проект закона "О переходе Российской Федерации к поясному времени".
- Есть такой проект?
- Его концепция была одобрена отраслевым комитетом Госдумы еще в 1999 году, а соответствующий законопроект направлен в правительство в 2000 году. Но он оказался отвергнутым из-за позиции Минздрава и Госстандарта.
Однако наш комитет выступает здесь в тесном контакте с межрегиональной организацией ученых "Сибирское соглашение". И проект закона был внесен в Госдуму России в январе нынешнего года думой Томской области.
- Вы упомянули о позиции Минздрава. Неужели медики воюют с медиками?
- Если быть точным - практикующие медики с медиками-чиновниками... Я бы мог многое рассказать об этом. Ведь одно из главных устремлений нашего чиновничества - катиться по привычным рельсам и ни за что не отвечать. Так оно спокойнее...
Минздрав, например, утверждает, что для разговора об ущербе, наносимом "декретно-летним" временем, нет достаточных оснований. Он указывает, что это установлено экспериментально. Действительно, такой эксперимент проводился на группе юных спортсменов на протяжении трех дней в одном из спортивных лагерей. Но его результаты, расходящиеся с многочисленными научными данными, никакой ценности не имеют. А других экспериментов не было.
Госстандарт же запугал правительство огромными расходами, которые якобы возникнут при возвращении к поясному времени, сложностями в работе энергосистем, транспорта, связи. А начальник Управления метрологии Лахов письменно известил нас о том, что подобный вопрос "может решаться только совместно с другими странами в рамках Европейской экономической комиссии ООН", ибо "игнорирование общеевропейских документов будет еще одним из препятствий на пути вступления России в ВТО и нарушением ею своих международных обязательств". Ему невдомек, что республики Прибалтики, устремленные в Европу, после развала СССР перешли у себя на поясное время, не испрашивая чьих-либо разрешений.
Все это было бы смешно, если бы не было так грустно, а точнее - страшно, потому что речь идет о здоровье народа, о судьбе нации.
Мы обращались к президенту, к главам правительства и палат нашего парламента. Но наши обращения до них просто не доходят. Мы получаем в ответ отписки от чиновников куда более низкого уровня. Правда, недавно я встретился с Геннадием Селезневым, передал лично ему все необходимые документы, просил заинтересоваться. Так что надежда на принятие нужного закона сохраняется. Но если даже она и не осуществится, вместе с сибиряками и дальневосточниками мы продолжим борьбу за правое дело. Иначе поступить мы не можем.
- "Час мужество пробил на наших часах и мужество нас не покинет..." Удачи!