От Айша Ответить на сообщение
К Сысой
Дата 21.12.2002 16:54:55 Найти в дереве
Рубрики Семинар; Версия для печати

Пол Пот, Пол Джонсон и Сартр, а также некоторые другие



>>В этом смысле Кампанелла вне конкуренции. Не дали вьетнамцы-ревизионисты красным кхмерам коммунизм по Кампанелле построить :-).
>
>Читал я у Пола Джонсона, что главари кхмеров очень Сартра любили, когда в парижах обретались. Так что не один Кампанелла к Кампучии руку (голову) приложил. Экзистенциализм, блин ...


Просмотр книжки Пола Джонсона об истории XX века оставил
у меня впечатление о данном авторе как о довольно
примитивном антикоммунистическом попсюке. Но что
интересно - тезис о каком-то существенном воздействии
именно Сартра на вождей "красных кхмеров" есть и у
Кара-Мурзы. У меня же после знакомства с материалом
составилась существенно иная картина.

Сартра в тогдашнем (конец 40-х - 50-е гг.) Париже
слушал очень много кто, и в левой среде (включая
левонационалистически настроенных студентов из колоний,
к числу которых и принадлежали будущие лидеры "красных
кхмеров") он был широко популярен. Никаких надежных
сведений о какой-то специфической привязанности именно
данных камбоджийских деятелей именно к Сартру и его
концепциям я не нашел. Значительно более определенное
влияние на "красных кхмеров" оказал, между прочим, их
старший сверстник, весьма уважаемый Кара-Мурзой и
авторитетный для него автор - Самир Амин: диссертация
будущего председателя Государственного президиума
"Демократической Кампучии" Кхиеу Самфана, посвященная
перспективам экономического развития Камбоджи, написана
под воздействием идей Амина насчет того, что для стран,
освобождающихся от колониальной зависимости, желательно
экономическое развитие с опорой прежде всего на
собственные ресурсы и с жестким ограничением уровня
включенности в мировой рынок. Так что формально оснований
обвинять Амина за Пол Пота всяко не меньше, чем обвинять
Сартра. Я бы полагал, однако, что с позицией Амина можно
соглашаться или не соглашаться, но никакой особенной
патологии в ней как таковой нет, выводить из нее
выселение 99% горожан в дальние деревни на рисовые поля
с хреначением мотыгой по голове всех не понравишихся -
это агитационная демагогия. Взглядов в духе
Самира Амина/Кхиеу Самфана тогда придерживалось
огромное множество левонационалистических деятелей по
всему "третьему миру", некоторые пытались реализовать
соответствующую политику (скажем, Дж. Ньерере в
Танзании), насколько она была успешна - вопрос спорный,
но полпотовщины в других странах не было.
По состоянию на начало 60-х гг., когда они вернулись
из Парижа на родину, Пол Пот, Кхиеу Самфан и компания
из этой интернациональной левонационалистической массы
не слишком выделялись. В Камбодже они постепенно
(на протяжении 60-х гг.) радикализировались и перешли
к вооруженной борьбе - здесь уже явно виноват
не столько Сартр (или Амин), сколько рост конфликтности
в самом камбоджийском обществе: болезненное разложение
традиционного уклада в отсутствие сил, которые
были бы способны форсировать развитие
реформистскими (как в 80-е гг. в Малайзии) или
радикально-революционными (как в ДРВ/СРВ) методами.
Похожее положение было тогда, например, в Таиланде и
на Филиппинах, где появились похожие маоистские
повстанческие движения.

А уже тот патологический характер, который приобрел
радикализм "красных кхмеров", и одновременно возможность
для них прийти к власти и проводить свою политику
без существенного сопротивления камбоджийского общества, -
чем Камбоджа и стала уникальна, - это точно "заслуга"
не Сартра, не Амина, не Маркса и не Кампанеллы,
а прежде всего американского империализма в лице Никсона,
Киссинджера и прочих подобных замечательных людей.
Ибо благодаря их бомбежкам и интервенции (причем
бомбили Камбоджу даже не за какую-то собственную
активность тех или иных камбоджийских сил,
которая представляла бы угрозу для Штатов,
а просто за то, что она с Вьетнамом рядом лежала, и
потому ее пограничные территории использовались
южновьетнамскими революционерами как тыловые базы, для
переправки оружия и т. п.) был полностью порушен
уклад жизни по всей стране, а проамериканским переворотом
1970 года - делегитимизирована существовавшая
государственная власть.

Так что экзистенциализм тут дело десятое.