От Георгий Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 26.12.2002 18:31:16 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

А чью модель взяла Москва? (*+)

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda143.html

А ЧЬЮ МОДЕЛЬ ВЗЯЛА МОСКВА?
Гармония Суоми и антагонизмы Силиконовой долины

Ради создания этой интереснейшей “книги сравнений” объединили усилия двое вдумчивых, нетрадиционно мыслящих обществоведов. Это — финский исследователь Пекка Химанен и осевший в Калифорнии испанец Мануэль Кастеллз — профессор именитого университета Беркли.
СКООПЕРИРОВАЛИСЬ же они во многом для того, чтобы без прикрас сопоставить социальные грани технотронного века в двух очень разных эпицентрах ультрасовременных телекоммуникаций и компьютерно-информационных технологий. Речь идет о нашей преуспевающей соседке Финляндии и об американской Силиконовой долине.
И вот — конкретный продукт “научного дуэта”. Книга, снабженная убедительным графическим материалом, практически одновременно вышла на русском языке в московском издательстве “Логос” и на английском — в престижном издательском доме “Оксфорд Юниверсити Пресс”. На глянцево-синей суперобложке — точно сформулированное название: “Информационное общество и социальное государство: финская модель”.
С одним из авторов этой полемически-острой монографии, пронизанной не только научной добросовестностью, но и социальной ответственностью перед современниками и потомками, я разговорился на лондонской презентации издания. Сравнительно молодой Пекка Химанен сразу же показался мне типичным финном. Круглолицый и добродушный блондин с богемно-модной косичкой на затылке, он по-северному четко и вдумчиво взвешивал каждое свое слово.
— Это ведь парадокс,— сказал он,— что по сей день миллионы владельцев мобильных телефонов финской марки “Нокия” понятия не имеют о том, что эти удобные в использовании аппараты, как и десятки других портативных изделий новой волны НТР, производятся именно в Суоми. Часто сталкиваешься с массовым заблуждением: дескать, вся эта гамма идущих в мире нарасхват товаров наверняка из Японии или Южной Кореи (!) Иностранцы удивлены, что Финляндия, известная всего каких-то четыре десятка лет назад как страна с преимущественно аграрным и лесопромышленным комплексом, вышла на передовые позиции в области информационных технологий.
— Причем вышла, если я не ошибаюсь, без катаклизмов, жертв и общественного расслоения?
— В том-то и дело. Наиболее обеспеченные граждане вполне сознательно выплачивают у нас в качестве налога свыше 50 процентов своих заработков, но зато студенты, в отличие от практики других западных стран, получают за учебу приличную зарплату, а не стипендию. Опираясь на коллективистские традиции своей истории, мы облагородили и гуманизировали рынок настолько, что лозунг “Образование, образование и еще раз образование” уже воплощен у нас в реальную жизнь.
— Представляя сегодня свою книгу во вступительной речи, вы подчеркнули контраст между опытом Финляндии и знаменитой Силиконовой долины на американском Западе. А почему?
— Убежден, что нанесенная на карту мировой электроники и кибернетики Силиконовая долина — это плачевный пример того пагубного пути, которым не должно идти социально ориентированное общество. По меньшей мере 20 процентов тамошней детворы и молодежи практически не имеют доступа к качественному образованию, и ведь это — в одном из богатейших регионов Америки. Что же говорить о большинстве остальных штатов?! И что это вообще за подход к проблеме в XXI веке: если у тебя есть деньги — значит, ты станешь программистом, конструктором или менеджером; а если нет, то не станешь никем (!)
— Но ведь сами-то американцы, наоборот, расхваливают Силиконовую долину с другой стороны. Дескать, это образец свободного доступа десятков тысяч образованных иммигрантов из России, Украины, Индии, Пакистана, ЮАР и других государств на благодатную землю Калифорнии.
— Иностранцев там действительно завербовано множество, причем нередко на хорошие должности. Более того, уже половина регистрируемых в долине фирм, исследовательских институтов и конструкторских бюро создается не самими американцами, а талантливыми и предприимчивыми выходцами из-за рубежа. Но поймите: это не столько красит Америку, сколько выставляет ее в негативном свете. Провал отечественной системы образования и, как следствие, форсированное привлечение мозгов и дарований из-за границы — вот что кроется за этим разрекламированным феноменом.
— Что же касается вопиющих имущественных контрастов, то, скажем, Финляндия никогда бы их не допустила у себя дома, не так ли?
— Судите сами. Всего трое миллиардеров Силиконовой долины, сконцентрировав в своих руках баснословное состояние — 60 миллиардов долларов, обогнали своими совокупными богатствами аж полсотни беднейших государств планеты! Я не думаю, что это — положительный пример для глобального развития и совершенствования самой концепции “информационного общества” и “социально ориентированного государства”. Во всяком случае, будущее не за Силиконовой долиной.
...Таковы трезвые рассуждения финского эксперта, постаравшегося глубоко вникнуть в вопрос о разных, подчас диаметрально противоположных способах подъема современных экономик к высотам технотронной эры. Что и говорить, я внимательно слушал Химанена. И, наверное, уже в сотый раз спрашивал сам себя с неизменной горечью: по какому праву в 91-м воля как минимум 67 процентов моих соотечественников была не просто проигнорирована, а оплевана и растоптана в пользу наихудшей, грабительской “модели развития”, по сравнению с которой даже тупики Силиконовой долины кажутся отчаявшимся российским ученым и специалистам “манной небесной”?

Павел БОГОМОЛОВ.

(Корр. “Правды”).

г. Лондон.