От Георгий Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 26.12.2002 18:21:35 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Станет ли труд делом чести? "Правда" (*+)

Станет ли труд делом чести?
Раздумья после Всемирного русского народного собора

В будущем году этому необычному и очень важному форуму исполнится десять лет. Созданный с участием различных общественных организаций и призванный быть местом встречи людей самых разных политических убеждений, объединенных заботой о будущем русского народа и желанием послужить ему, Всемирный русский народный собор действует по благословению и под духовным руководством Русской православной церкви.

На заседаниях собора и соборных встречах, прошедших за время с 1993 года, обсужден целый ряд фундаментальных, самых насущных для современного нашего общества проблем. Это, например, русская школа и защита русского языка, Россия и русские на пороге XXI века, русская идея и национальная культура, ядерные вооружения и национальная безопасность России, здоровье нации, вера и знание, вера и цивилизация.

Вот и тема очередного, VII Всемирного русского народного собора, состоявшегося в Москве 16—17 декабря, принадлежит к наиболее значительным и, конечно же, чрезвычайно актуальным сегодня. Сформулирована она так: “Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России”.

Почему важна эта тема

А разве может быть не важным для нас будущее нашей страны? Заострение внимания на экономическом будущем и его связи с духовно-культурными традициями России тоже вполне понятно. Давно уж внедряется (и достаточно широко внедрена!) в мировое сознание, а еще хуже — в сознание многих наших соотечественников мысль о том, будто Россия и русские чуть ли не изначально обречены на отставание в экономике. И какие “глубокие” тому объяснения! Дескать, “не та” религия, “не тот” национальный характер, называемый нынче менталитетом.

Если согласиться, что русские по природе своей в труде ленивы и неумелы, а православие и рожденная им культура (в отличие, скажем, от протестантства) не настраивают на активную деятельность, да еще обременяют “чрезмерной” совестливостью,— какой вывод следует сделать? Ясно. Тот самый, который и сделан относительно нас: характер русский и культуру русскую надо ломать через колено, а одновременно поскорее освобождать от этих неполноценных занимаемую ими землю со всеми ее богатствами. Для более достойных.

Когда-то Гитлер заявил это напрямую. Нынче всё, как правило, завуалировано, спрятано в паутине многословных и туманных фраз. Однако суть от этого не меняется. Главное остается прежним! И тяжелейшее, трагическое положение, в которое ввергнута за последние пятнадцать лет наша Родина, более всего свидетельствует об этом.

Выйдем ли из такого положения? Как из него выйти? Эти вопросы, собственно, и определили основное содержание обсуждения, развернувшегося на заседаниях Всемирного русского народного собора в течение двух декабрьских дней.

Справедливость превыше всего!

“Будущее — за идеалами справедливого и высоконравственного общества”,— звучат под сводами зала церковных соборов в храме Христа Спасителя слова послания Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Оглашенные митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, они воспринимаются здесь, в этой необыкновенно торжественной атмосфере, с особой проникновенно-стью. Самые заветные для русского человека слова — о справедливости и высокой нравственности.

Как далека от этих понятий сегодняшняя наша жизнь! Буквально во всем. И обращение главы Русской православной церкви к участникам собора сразу выдвинуло на первый план проблемы, от решения которых зависит изменение создавшегося положения: “Для России жизненно необходимо возрождение трудовой и деловой этики, ориентации на творческий, производительный труд и на помощь ближнему, особенно тому, кто не может сам заработать себе на хлеб”.

Выделены, как видим, весьма существенные грани темы. У нас ведь за последние годы ориентация общества на творческий труд, а тем более на помощь слабым почти полностью ликвидирована. Соответственно, ликвидирована и этика трудовых, деловых отношений. О какой этике в самом деле может идти речь, если людям, которые честно работают, месяцами и даже годами ничего не платят! Или платят, но такой мизер, который ни в коей мере не соответствует затраченным усилиям и не обеспечивает даже прожиточного минимума. А человек, защищавший Родину в годы Великой Отечественной и потом трудившийся всю жизнь, может просто замерзнуть в неотапливаемой квартире...

В докладе митрополита Кирилла и затем по ходу собора не раз отмечалось, что он — организация неполитическая, что задача церкви не участвовать в политической борьбе, а свидетельствовать о Христе, то есть помогать людям воспринимать мир с христианской, православной точки зрения. Так вот, если взглянуть на происходящее в нашей стране за последние годы именно с этой точки зрения, то придется очень многое признать по духу абсолютно антиправославным. И самое главное — это растущая безнравственность и несправедливость в обществе, о чем говорили представители КПРФ Геннадий Зюганов, Виктор Зоркальцев, а также другие участники собора.

Академик Дмитрий Львов огласил такие данные проведенных научных исследований. Если по уровню жизни разделить все население нашей страны на пять групп и посмотреть, как изменилось их состояние за десять последних лет, то оказывается, что самые бедные стали вдвое беднее, а самые богатые — в полтора раза богаче.

— По существу мы имеем сегодня две России,— заявил с трибуны собора этот выдающийся современный экономист.— Одна Россия — это 85 процентов ее населения, на которые приходится всего 7 процентов национального богатства страны. И вторая — те 15 процентов, в руках которых оказалось 85 процентов национального богатства. Задумайтесь над этим!

Действительно, есть о чем задуматься. Русский человек терпелив, он многое может снести. Но тяжелее всего ему переносить вопиющую несправедливость. Вот почему, когда вспоминаются исторические события, связанные с революцией, и русский народ обвиняется при этом в зависти, которая, дескать, и стала главной движущей революционной силой, согласиться с этим никак нельзя. Нет, не зависть к богатым поднимала трудящихся на борьбу, а стремление к справедливости.

Как спастись и возвыситься

Тот же академик Д. Львов назвал определяющий критерий, по которому, как он считает, представляется возможным судить о нравственном состоянии, нравственном здоровье общества, о той экономике, которая у нас имеется сегодня.

— Разразившаяся эпидемия смертности,— сказал ученый,— это крест над Россией!

Скорость вымирания населения в нашей стране уже существенно обгоняет скорость рождения его. Причем прежде всего вымирает русский народ. Если так пойдет и дальше, то к середине века русских в России может остаться лишь 38 процентов. Отсюда закономерный вопрос, который и прозвучал с трибуны: так зачем тогда такие реформы?

Вот что, судя по всему, надо в первую очередь основательно менять — курс так называемых реформ. Ведь они привели к тому, что природная рента (доход, получаемый от богатств, которые всем нам даны Богом, природой!) оказалась в руках кучки олигархов. Разве не истинно по-божески было бы вернуть народное достояние народу?

Однако власть, лицемерно стоящая по церковным праздникам напоказ со свечками, не слышит таких предложений. Вот и на соборе не было никого из правительства. Почему?

А ведь стоило бы им послушать и учесть многие из прозвучавших здесь мыслей. Например, за последние годы расхожим стало такое выражение, идущее от властей: плохо живем, потому что плохо работаем. Дескать, русский человек отучился работать, поэтому мы не можем повышать заработную плату.

Глупостью назвал это академик Д. Львов. Он проанализировал и наглядно показал, что на один доллар зарплаты среднестатистический российский работник производит примерно в три раза больше, нежели американский. Однако за годы “рыночных реформ” у нас либерализировали все факторы производства, за исключением определяющего, основного — заработной платы. В результате многие цены уже приближаются к мировым или даже превышают их, а зарплата не просто осталась на прежнем уровне, но значительно снизилась. И в этих условиях (вот парадокс!) пытаются проводить жилищно-коммунальную реформу, ломают систему транспорта, энергетики и т.д.

Как показывают исследования отечественной науки, подъем оплаты труда является исходным условием реформ. А не их следствием. Один из важнейших источников для этого — разумное и справедливое использование природно-ресурсного потенциала страны, о чем говорилось выше. Важно также остановить, наконец, капиталы, утекающие за рубеж, для чего есть вполне реальные средства.

* * *

Вообще, важных и дельных предложений было высказано немало. О повышении роли государства в экономике. О совершенствовании законодательства и налоговой политики. О пенсионном обеспечении. Об улучшении нравственного воспитания молодежи. Наверное, может сыграть свою положительную роль и кодекс этики национального хозяйствования, идею которого активно поддержал собор.

Однако в заключение хотелось бы еще раз сказать о проблеме труда и отношении к труду, которое сложилось у нас за последние годы. В условиях, когда отнюдь не добросовестной работой достигаются фантастические богатства, а трудящиеся в поте лица своего бедствуют, когда средства массовой информации поднимают не человека-труженика, а всячески превозносят легкую наживу, авторитет честного труда резко упал и продолжает падать.

Когда-то было сказано (и не без оснований!), что труд в нашей стране стал делом чести, делом славы, делом доблести и геройства. А что сейчас? Если молодые люди мечтают стать киллерами и путанами, то есть, по-русски говоря, убийцами и проститутками, это достаточно ясно говорит о том, какое общество нынче сформировалось. И если на деле исходить из христианских нравственных норм, без серьезного изменения очень многого в таком обществе не обойтись.

Виктор КОЖЕМЯКО.

Обозреватель “Правды”.