|
От
|
Георгий
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
20.12.2002 11:51:10
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Глазьев. Налоги. Ответы на вопросы АиФ (*+)
http://www.glazev.ru/index.php3?idart=878
18 декабря 2002 г. Ответы на вопросы газеты "Аргументы и факты"
По замыслу налоговая реформа должна была обеспечить снижение бремени налогов на труд и инвестиции. Но эта задача решена лишь отчасти. Так, удалось добиться снижения в полтора раза налога на прибыль. Это довольно существенная прибавка к возможностям для развития производственной сферы. Также удалось добиться некоторого снижения налога на труд – социального налога. В конце концов, блокировано двойное налогообложение малого бизнеса. Мы отстояли упрощенную систему налогов - малый бизнес платит теперь один налог, используя свое право делать разовые платежи по налогу на вмененный доход.
Но бремя налогов все еще остается большим и распределяется несправедливо. Основными налогоплательщиками в стране являются наемные работники (трудящиеся) и производственная сфера. Судите сами: главные налоги - НДС (платит все население), налог на труд (платят все работники), налоги на имущество (собирается в основном с предприятий). А финансовые спекулянты и сырьевые монополисты, ворочающие миллиардами долларов, уводят от налогов свои сверхприбыли через многочисленные «дыры» в законодательстве, которые «прорублены» лоббистами их интересов в Государственной Думе.
Существенного снижения налогового бремени не удалось обеспечить прежде всего потому, что правительство, договорившись с крупным бизнесом о принципах проведения налоговой реформы, не принимает альтернативных предложений по компенсации выпадающих доходов бюджета. Чтобы снизить налоги на труд и производство, восстановить инвестиционные льготы по налогу на прибыль (изъять из налогооблагаемой базы ту ее часть, которая направляется на инвестиции и научно-исследовательские разработки), нужно ввести налог на дополнительный доход недропользователей, а также экспортные пошлины и восстановить экологические платежи (экологический налог).
Так, внесенный в Госдуму мною и депутатом Сергеем Прощиным проект закона «О введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородов» не ложится дополнительным бременем на труд, производство и инвестиции, но позволил бы получить дополнительно в бюджет уже в 2003 года как минимум 150 млрд. руб. Это реальный резерв для снижения НДС и единого социального налога, введения минимального налога для малого бизнеса. Суть предлагаемого нами налога проста: сверхприбыль, полученная от эксплуатации месторождений нефти и газа, должна облагаться дополнительным, прогрессивным налогом (изъятие до 85 % сверхприбыли - в доход госбюджета при сверхрентабельности месторождений).
Легко подсчитать затраты и прибыли от нефтяной скважины, вычислить сверхприбыли. Надо сказать, что этот механизм действует во многих странах, в том числе в Норвегии, и хорошо себя зарекомендовал. Однако недавно мы получили отрицательное заключение на наш законопроект от вице-премьера А. Кудрина, из которого понятно, что для правительства неприемлема сама концепция закона. И это при том, что президент поддержал наши предложения. Так что сверхприбыль от эксплуатации принадлежащих государству природных ресурсов по-прежнему уходит мимо казны, оседая в основном на оффшорных счетах за рубежом.
Что касается подоходного налога, то кардинально - почти в три раза, с 35% до 13% - он уменьшился только для сверхбогатых. Для бедных слоев населения налог увеличился на 1%. У нас поистине уникальная налоговая система: одинаковый налог платят и те, чьи доходы составляют 2 миллиона долларов, и те, кто получает 2 тысячи рублей. Кроме того, правительство отменило льготы по подоходному налогу для военнослужащих.
Введенная система так называемого регрессивного социального налога, ставка которого снижается по мере увеличения доходов, противоречит нормам социальной справедливости и показывает, в чьих интересах это сделано. Действительно, зарплата в какой-то мере вышла "из тени", но не плата за труд в обычном понимании. Просто те, кто контролирует предприятия, часть прибыли начали переводить в зарплату. Именно этим можно объяснить такие огромные зарплаты топ-менеджеров крупных компаний – один-два миллиона долларов в месяц. Таких зарплат нет нигде в мире. Здесь налицо обман акционеров с угрозой разорения предприятий. Часть прибыли они выдают за зарплаты и платят с них налог 13%. Вместо того, чтобы показать эти суммы как прибыль предприятия, заплатить налог на прибыль - 23%, затем раздать дивиденды акционерам (с которых тоже взимается налог).
Я считаю, что налоговая система должна не угнетать, а стимулировать рост производства и инвестиций. Именно для этого существуют налоговые льготы. Если предприятия из своей прибыли выделяют средства для инвестиций в развитие производства, научно-исследовательские разработки и внедрение новой техники, то эти затраты исключаются из налогооблагаемой части прибыли. Это инвестиционная льгота или инвестиционный налоговый кредит. Каждое предприятие должно иметь право формировать резервы для приобретения новой техники и освоения передовых научно-технических разработок.
Однако правительство пошло по другому пути. Вместе того, чтобы тяжесть налогов перенести на природную ренту, оно направило его на труд и производство. Вместо налога на сверхприбыль от эксплуатации природных ресурсов правительство вместе с думским большинством ввели налог на добычу полезных ископаемых, который включается в цену продукции. То есть, в конечном счете, его платят потребители и предприятия обрабатывающей промышленности.