Отвечая потребительским инстинктам....
http://www.rbc.ru/komment/komment.shtml?2002/12/11/37574
IKEA спровоцировала торговую войну на московском рынке
В четверг шведская компания IKEA открывает в Москве крупнейший в России торговый центр «Мега». Тем временем активность IKEA уже косвенно привела к тому, что в ближайшее время российские торговые сети начнут «уничтожать» друг друга
В четверг на юго-западе Москвы откроется крупнейший в России торговый центр «Мега» площадью в 200 тысяч кв метров. Шведская компания IKEA, являющаяся владельцем «Меги», вложила в строительство по разным оценкам 200-250 млн долларов. Согласно заверениям менеджеров шведской компании, в ближайшие годы в российских регионах появится еще 12 таких магазинов. Опрошенные РБК российские ритейлеры считают, что IKEA строит свои мегацентры не для получения сиюминутной прибыли, а для того, чтобы закрепиться на региональном розничном рынке к тому моменту, когда он созреет для торговых мегацентров. «В отличие от нас, шведская компания с оборотом в 10 млрд долларов вполне может позволить такое «расточительство»», -- пожаловались РБК в одной из российских торговых сетей. Более того, появление «Меги» уже спровоцировало начало настоящей торговой войны между «старыми» сетями. Они начинают строить магазины друг напротив друга и переманивать клиентов с помощью демпинга. Российский покупатель пока от этого только выигрывает – товары дешевеют, а уровень сервиса растет.
Появление в Москве «Меги» -- одно из самых значимых событий за всю историю российского розничного рынка. По площади «Мега» почти в три раза опережает своих ближайших конкурентов. По заверениям руководства IKEA, новый торговый комплекс поставит рекорд и по посещаемости. Согласно оценкам компании, в праздничные дни их новое торговое детище будет посещать до 170 тысяч человек ежедневно (расположенный рядом с «Мегой» магазин IKEA в день открытия посетило 50 тысяч человек). Оптимистичные заявления шведов основываются в основном на том факте, что они уже потратили на рекламную кампанию «Меги» порядка 700 тысяч долларов. Для поддержания популярности «Меги» в будущем IKEA намерена в год тратить на рекламу по 2,8 млн долларов.
Правда, российские конкуренты IKEA отмечают, что затея шведской компании с торговыми мегацентрами пока не так уж и прибыльна. «Открыть торговый центр типа «Мега» стоит очень дорого, поэтому его хозяева вынуждены будут искать возможности как можно скорее вернуть затраченные деньги. Один из путей - заработать на арендной плате (IKEA, по данным экспертов, запрашивает от арендаторов до 3200 долларов за квадратный метр в год, что больше стоимости аренды на Тверской -- РБК). Это, в свою очередь, приведет к тому, что арендаторы должны будут учесть эти затраты при калькуляции цен на свои товары и услуги. Между тем, платежеспособность потенциальных покупателей в регионах явно ниже, чем в Москве. А даже в Москве прибыль от торговых центров формата "Мега" можно ожидать лишь через несколько лет», – сказал РБК заместитель генерального директора ОАО «Седьмой Континент» Валентин Запевалов. Тем не менее, топ-менеджер ведущей российской розничной сети отнюдь не считает, что затея шведов бессмысленна. «Такие «монстры», богатые компании, как IKEA могут позволить себе работать в России несколько лет в убыток, а утраченную выручку компенсируют в других странах мира. Побудить к этому их может желание «застолбить» рынок»», -- говорит Валентин Запевалов.
По всей видимости, IKEA действительно открывает свои мегацентры в России «с прицелом на будущее». Главное достоинство нашей страны в глазах западных торговцев это то, что при стабильно растущих доходах населения, даже в Москве на торговые сети приходится около 5% городской розничной торговли. Неудивительно, что сейчас в столице наблюдается в прямом смысле слова паломничество западных торговцев: Ikea, Metro, Auchan, «Рамстор» уже открыли свои магазины, в ближайшее время это собираются сделать французский ритейлер Carrefour, немецкий Obi и ряд других. Во многом, рассчитывая именно на других западных ритейлеров IKEA и возводит свои гигантские торговые центры, даже несмотря на тот факт, что эти вложения не будут в течение нескольких лет приносить никакой прибыли. Расчет IKEA делает на то, что появляющимся в России «пионерам с запада» будет проще арендовать готовое помещение, нежели самостоятельно возводить собственные торговые площади (Obi и Auchan как раз откроют свои магазины в «Меге»).
Резко возросшая активность IKEA в России вынуждает отечественных ритейлеров также стремительно расширять сеть своих магазинов. «В феврале следующего года мы намерены открыть магазины в Красноярске, Казани и Тольятти. Специально к открытию «Меги» мы приурочили открытие нашего крупнейшего торгово-развлекательного центра «Рамстор-Сити» на Ленинградском шоссе. Ориентировочно это должно состояться 23 декабря. В этот торгово-развлекательный центр площадью 72 тысячи квадратных метров мы инвестировали 40 млн долларов и рассчитываем, что он поможет нам конкурировать с «Мега» IKEA», -- сказал РБК источник в компании «Рамэнка», управляющая «Рамсторами». Судя по всему, российские сети уже готовы начать борьбу до «физического уничтожения» противника «Мы специально построили «Рамстор-Сити» напротив магазина Metro. Переманивать покупателей у немцев мы рассчитываем с помощью более низких цен», -- признались РБК в «Рамэнке». Однако Metro уже сейчас торгует по одним из самых низких в Москве ценам, что послужило поводом для многочисленных обвинений со стороны российских розничных компаний в откровенном демпинге. Что же будет, если в «Рамстор-Сити» цены станут еще ниже, чем в Metro? Тем не менее, схожими методами планирует действовать и торговая сеть «Мосмарт», образованная «Седьмым континентом» и девелоперской фирмой «Гиперцентр», которую возглавляет бывший глава торгового дома «Перекресток» Михаил Безелянский. Весной партнеры намерены открыть свой гипермаркет на севере Москвы рядом с первым магазином Auchan.
Для потребителей подобное соперничество торговых сетей, ведущее к серьезному снижению розничных цен, безусловно, выгодно. А вот для торговцев, особенно, российских, такая практика чревата серьезными опасностями. В США вторая по величине торговая сеть Kmart просто обанкротилась после того, как Wal-Mart стал возводить свои магазины поблизости от торговых центров Kmart.
Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг
- и что ? - Кудинов Игорь 14.12.2002 02:07:08 (51, 419 b)