От self Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 14.11.2002 20:16:46 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

воля Ваша, Сергей Георгиевич...


C.КАРА-МУРЗА пишет в сообщении:77057@kmf...
> Насчет связи образования и культуры - не будем лезть в дебри.

...хозяин - барин, возможно это только у меня каша в голове, но по-моему, это наиважейший вопрос.
Необходимо определиться в терминах. Образование - голые знания, никаким образом не связанны с
культурой. Абсолютно. Потому
не могу принять:

> Примем все же, что при прочих равных условиях прожождение курса 8-10 классов советской школы
повышало и уровень культуры
> (в статистическом смысле).

ни в статистическом, ни в каком другом смысле. Вспомните, по-моему, "Виктор" (или "К" или
"константин"), говорил о своей первой встрече с культурой: будучи дошкольником нашёл на улице книжку
без обложек, без имени автора, начинающейся словами "как ныне взбирается Вещий Олег..." и понял, что
умеет читать. Но это он так понял. На самом деле он не читать научился, он научился воспринимать
некоторый пласт культуры. Избитое "хочешь привить отвращение к писателю - вставь его в школьную
программу" - верно. И дело не в том, что там его сухо и бездарно разберут по косточкам, дело в том,
что убьют культуру. Лишат возможности самостоятельного познания. К большому моему огорчению, на меня
не производят желаемого впечатления строки "Буря мглою небо кроет..." или "Передо мной явилась
ты..."... убито.
(у меня в детстве произошла такая же встреча с одно книгой без корочек и даже без первых и последних
страниц - перечитывал несколько раз, дружба, любовь и самопожертвование, конечно, победили, но до
сих пор ужастно интересно, чем дело кончилось :-)

Сравнение.
В советское время по радио часто передавали классику (да и пластинок было достаточно). Но не было с
чем сравнить. Не было
второсортного и третьесортного исполнения тех же вещей. Сейчас это можно услышать как по радио так и
в филармонии от заезжих
гастролёров. Пенки, я имею в виду, и халтуру. Вот тогда и становится понятным действительно высокий
уровень исполнения
классики настоящими мастерами. Это возможность ощутить, увидеть культуру с другой стороны, через
сравнение.
(очень жалею о потери пластинки с первым концертом Чайковского конца 60-х годов нашим оркестром, но
не знаю каким - сейчас кроме Клиберна или какого-нить германского оркестра ничего не видел - но
исполнение совершенно не то, абсолютно нет того простора, мощности наката, глубины вступления,
интересной средней части и пр...)
Это в связи со словами Свиридова, что после "похорон" современной музыки (в смерти которой он не
сомневался) останется как вершина музыкального искусства - хоровое пение (он об этом очень хорошо и
подробно писал). Посему мне кажется, что деревенский хор гораздо ближе к истинной культуре, чем
любители Гершвина (без желания кого-то обидеть)...

"Необразованный" деревенский житель может быть более восприимчив к культуре (к пониманию, к
чувствованию, сопереживанию), чем его образованный сверсник, выросший в городских кварталах. Он
получает "неявные знания", которых лишён горожанин, окружённый уродливой техносферой и примитивными
заменителями естественных, природных источников "звуков" и "изображений". Жизнь и работа в природе
даёт если не больше пищи для размышления и развития мыслительных способностей, то хотя бы не
отрывает от реалий, от законов мироздания. Исскуственно созданный мир, окружающий горожанина,
искажает информацию об законах, выпячивает другие законы, лишает возможности видеть больше гармонии,
что делает его более манипулируемым.

Жизнь в искусственой среде порождает уродцев, несущих отпечаток среды, как урод несёт несёт
отпечаток того ремня, которым был перетянут живот его матери во время беременности (так "делали"
"артистов" цирка на продажу в цивилизованной Европе).
И пока эта среда несовершенна - единственный выход, как можно большее общение, прибывание на
природе, естественном мире, труд в нём. В школе - ежегодные летние практики, лагеря труда, где не
только купание и развлечения, максимум сбор подорожника для аптек, но и помощь соседнему колхозу. В
институтах - в обязаловку помощь колхозам - пара недель рояли не играют - лучший вид отдыха - смена
деятельности.


> Понимание риска проявилось в том, что недовольство молодежи своими рабочими местами и образом
жизни интерпретировали как
> противоречие между реальными условиями и уровнем притязаний. При более низком уровне образования
притязания также
> снижаются, и социологи предлагали сократить образование, но это предложение было отвергнуто.

Ошибка, по-моему. Нет прямой связи между образованием (знаниями) и притязаниями. Прямая связь есть
между культурой, воспитанием, жизненым опытом и притязаниями.
А их (мои тогдашние, наши) притязания были от глупости, неумения думать и результатом манипуляции со
стороны взявших власть и курс на свержение нашего строя (Поут приводил выдержки из
Шелепина-Лисичкина, да и Вы говорили о невозможности одномоментного распределения 20тыс. гигантов
промышленности между "своими"). Работа велась.
Культуру снижали как раз, заменяя её эрзацем и заниями-образованием.
Где и когда можно было наблюдать народ, который воротит нос от своих народных песен? Хорошая работа
была проведена по вытряхиванию души из исполнения этих песен с одновременной наклейкой шелухи
кокошников и вышитых рубах с сарафанами да сапожками.
Вот Вам и вторжение чуждой культуры.
Как там Гумилёв выразился? "Покорение души народа предваряет покорение страны". Вот так вот.