От Pout Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 08.11.2002 15:36:35 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Рисунки Сталина, коллекция карикатур Ворошилова(*)

Б.Елизаров написал книгу по результатам своей работы с архивом
Сталина (недавно был повтор раасказа о библиотеке Сталина). В сети
попадаются отрывки, относящиеся к этой работе. Пишут в соновном
ненавистники, так что надо деалть скидку.
Рисунок (карикатура на Брюханова), о котором идет речь у
Елизарова, все-таки не 100процентно считается творчеством Сталина. Так
что он слишком накручивает вокруг сюжета о"прирожденной жестокости"
вождя.
Наиболее интересны другие моменты. Например, свидетельство
Светланы, что отец хорошо рисовал, и качественный рисунок (голова
оппозиционера -не то Зиновьева, не то Троцкого), о котором говорит
Елизаров.
В дополнение - ссылки на большую коллекцию рисунков и карикатур
периода внутрипартийной борьбы в ВКП(б)(рисунки Межлаука, Бухарина,
коллекция Ворошилова). Сайт яковлевского фонда, однако. Но сами рисунки
очень интересны,имеет смысл посмотреть. Есть отличные образцы





XIV партсъезд, 1-я группа: Сталин И.В., Бухарин Н.И., Рыков А.И.,
Ульянова М.И. 2-я группа: Зиновьев Г.Е., Каменев Л.Б., Сокольников Г.Я.,
Лашевич М.М. (?). Негатив с гравюры, б/д, автор неизвестен. Надпись над
рисунком: . Надпись под рисунком:
<Враги - давно ли?>.
Ф. 74. Оп. 2. Д. 168. Л. 65.



=========

http://www.istrodina.com/2002_01/14.htm



Борис Илизаров,
доктор исторических наук

Рисунки Сталина

Портреты-шаржи и заметки по поводу вождя народов



Рисовать друг на друга дружеские шаржи любили многие члены сталинского
окружения. Особенно отличались в этом отношении Николай Бухарин и
Валерий Межлаук. Клим Ворошилов даже взял себе за правило собирать
рисунки коллег в домашнем архиве. Об этом было известно всем членам
Политбюро. Поэтому, когда НКВД находил у арестованных листки с такими
шаржами, Лаврентий Берия лично отправлял их Ворошилову. В настоящее
время в архиве Ворошилова хранится более пятисот подобных рисунков1. Но
мало кто знал, что и Сталин увлекался подобным творчеством. Правда, дочь
Светлана в своих воспоминаниях писала, что Сталин хорошо рисовал. Об
этом увлечении будущего вождя вспоминали его соученики по духовной
семинарии. Например, он нарисовал поразивший их портрет Шота Руставели.
О том, что у Сталина был талант рисовальщика, вспоминал в конце жизни и
Вячеслав Молотов. Так что же рисовал "вождь народов"?

Портрет "Зиновьева"

Этот рисунок я нашел среди разрозненных бумаг, которые собирали
секретари Сталина на столах после очередных заседаний в Кремле. На одном
из листков, обнаруженных мною в архиве Сталина, есть пометы: "Личный
архив. Дело 215", а внизу: "Среди бумаг за 1923 г."2. Это год, когда
Ленин был еще жив, но временами почти невменяем. Против Троцкого
сплотились все члены Политбюро, и каждый думал, что он если не вожак
правящей стаи, то по крайней мере ровня остальным. В лидеры рвался
Григорий Зиновьев. Именно он делал основной политический доклад на XII
съезде партии в апреле 1923 года. Накануне, на заседании Политбюро,
Сталин дважды записал перьевой ручкой: "Тезисы т. Зиновьева". Пока
Зиновьев говорил, Сталин быстрыми, точными штрихами, тонким пером,
коричневатыми железистыми чернилами набрасывал портрет. Потом, уже не
спеша, тем же пером пометил основные соображения других выступавших:
Калинина, Дзержинского, Сокольникова, Хинчука. Одновременно по давно
устоявшейся привычке машинально чертит обводы, "скрипичные ключи",
какие-то цифры и любимый росчерк-метку: "Тиф:". А профиль "Зиновьева",
оставляя за собой завихрения, стремительно рвется от верхней кромки
листа вниз, парит с устремленными вперед носом и бородкой, с еще более
ускоряющей парение залысиной и дьявольски заостренными резко назад, к
затылку, "свинячьими" ушами. Скупой и точный по подлинному сталинскому
чувству портрет. Это образ опаснейшего врага.
Однако это не портрет Зиновьева. У сталинского врага ? 2 было широкое,
мясистое, безусое и безбородое лицо и не очень выразительные глаза. Он
был умный человек и хороший оратор, но в нем не было энергии полета,
которой буквально заряжен рисунок. Ею обладал только враг ? 1 - Лев
Троцкий. С ним явно большее сходство: клинышек волос, висящий на кончике
подбородка, крупный нос, сливающийся с линией усов, и взор,
пронизывающий до костей. Посмотрите на его фотографии времен революции
или рисунки Юрия Анненкова - и вы убедитесь, что в рисунке Сталина злой
дух Троцкого схвачен точно. Сталин завистливо возненавидел его с момента
их первой встречи в 1906 году и не забывал о своей ненависти до
последнего дня, навязывая эту злобу и нам. Но у Троцкого даже в старости
не было таких глубоких залысин, и он на людях почти никогда не снимал
пенсне или очки.
В 1923 году у Сталина был верный союзник против всех старых членов
ленинского ЦК - Николай Бухарин. Сталин терпел и слушался, пока
занимался низложением Троцкого, Каменева и Зиновьева. В 1928 году
политическая катастрофа постигла и Бухарина. Еще раньше Сталин дал и ему
убийственную характеристику: "помесь лисы со свиньей". У "мягкого как
воск Бухарчика" (Ленин) были большие, прозрачные, как у ангела, глаза.
Но на последних фотографиях в профиле Бухарина легко заметить отблеск
сталинского рисунка. Похоже, перед нами собирательный образ сталинских
соратников, которым совсем скоро суждено стать его злейшими врагами.

На полях "Истории" Иловайского

Историк Дмитрий Иванович Иловайский не был склонен к глубоким
историческим обобщениям, но писал свои сочинения так легко и интересно,
что нередко увлекался и сам. Убежденный монархист и антинорманист, он
среди прочего выдвинул идею сближения Древней Руси с гуннами.
Прославился Иловайский как автор десятки раз переиздававшихся учебников
по всеобщей и русской истории.
И в Тифлисской духовной семинарии, в которой учился Сталин в 1890-е
годы, гражданскую историю преподавали, скорее всего, по учебникам
Иловайского. В советское время, в середине 1930-х, когда Сталин
инициировал работу по подготовке унифицированных учебников истории, он
лично углубился в изучение некоторых дореволюционных изданий. Среди
книг, на которых сохранились пометы Сталина, есть и "Средняя история.
Курс старшего возраста. Составил Д. Иловайский. Издание пятое, с
сокращениями. М. 1874". Книга эта интересна не только многочисленными
пометами вождя. Например, на последней странице он крупно, витиеватым
почерком написал: "Много неверного в этой истории Х.Х.Х.! Дурак
Иловайский!.." На ее страницах сохранилось несколько рисунков Сталина,
сделанных пером, чернилами и в том же стиле, что и портрет "Зиновьева".
Три профиля усатых и бородатых красавцев остались на последних листах
учебника по соседству с оглавлением и картой Европы IX века. Неясно, чем
были навеяны эти образы, но очень может быть, что именно так представлял
себе Сталин средневековых венгров, австрийцев и испанцев. Если это
венгры, то, скорее всего, периода правления короля Матвея Корвина. На
одной из страниц учебника, где сказано о деяниях Матвея Корвина Сталин
написал тем же пером по-венгерски: "Ma'tya's uta'n ninesigarza'g!"3 Так
он сделал обратный перевод с русского языка мадьярской поговорки,
процитированной Иловайским: "После Матвея нет более справедливости".
Конечно, Сталин не знал венгерского языка, как он не знал немецкого,
французского или латыни. Но и на этих языках он ставил небольшие пометы
на других книгах, переписывая их из примечаний, сверясь со словарями или
спрашивая знающих языки людей.
Отметим, что Сталин воспринимал историю через образ. Новые школьные
учебники истории, выпущенные перед войной, содержали обезличенный и
выхолощенный до примитивности текст, но в то же время - большое
количество иллюстраций и фотографий, чего не было в массовых учебниках
дореволюционной поры. Сталин лично следил за идейным содержанием и
качеством этих иллюстраций. О том, что история была для него чем-то
вроде серии "комиксов" на советский лад, говорят не только обильные
иллюстрации в сталинских школьных учебниках, потоки безвкусных
живописных полотен на батальные и исторические сюжеты в выставочных
залах и музеях, но и особое пристрастие вождя к фильмам той же тематики.
Даже гениальные фильмы Сергея Эйзенштейна об Иване Грозном и Александре
Невском - всего лишь иллюстрации примитивного видения вождем образов
князей и царей, вождей и врагов, народа и героев. Но без этих
псевдоисторических образов невозможно нарисовать полнокровный портрет и
самого Сталина.

":подвесить Брюханова за яйца"

Николай Павлович Брюханов (1878-1938) был руководителем второго-третьего
калибра в советском правительстве. В 1921-1924 годах был наркомом
продовольствия РСФСР и СССР, в январе 1926 года сменил Григория
Сокольникова на посту наркомфина СССР. Хорошее, умное было лицо у
человека - с приподнятыми бровями и потому чуть насильственно
приоткрытым, мягким взглядом, с обвислыми усами и небольшой бородкой.
Весной-летом 1930 года положение в экономике и финансах в стране стало
катастрофическим. Виновником конечно же был нарком финансов, а не
политика горячечной индустриализации и коллективизации. Поэтому нередки
были минуты и даже часы, когда Сталин и его приближенные над кем-то
подтрунивали. Даже над Самим иногда. Правда, он с детства был страшно
обидчив и до смерти злопамятен. Но во время частых пирушек аккуратному,
по-кавказски щеголеватому наркомпроду Анастасу Микояну временами
подкладывали на стул зрелый, сочный помидор. И: по-детски смеялись.
Подвыпившему Михаилу Ивановичу Калинину сыпали в рюмку соль и перец. Зло
шутили над пьяным в стельку Поскребышевым или над очередным гостем,
одуревшим от счастья общения с вождями. Заводилой всегда был Сталин.
Рассказывают, что в расстреле Зиновьева участвовал один из сталинских
секретарей - К. Паукер. Потом Паукер шутливо изображал в приемной
генсека, как Зиновьева буквально тащили на руках к месту казни, а он при
этом повизгивал: "Позовите товарища Сталина!" Рассказ вызвал взрыв
гомерического хохота, и в первую очередь у вождя. А Паукера вскоре
самого расстреляли.
Сталин вообще любил смех, шутки, улыбки, здравицы и карнавалы
по-советски - демонстрации трудящихся и народные гулянья. Несмотря на
уродливую ногу, любил поплясать. По радио после сообщения об очередном
процессе и кровавом приговоре обязательно запускалась пластинка с
камаринской или гопаком4. Анри Барбюс в книге "Сталин" счел нужным
поделиться зарисовкой с натуры: "Он смеется как ребенок. Когда в
Московском Большом театре шло торжественное заседание, которым был
ознаменован юбилей Горького, то во время перерыва, в салонах,
распложенных за бывшей императорской или великокняжеской ложей,
собрались руководящие деятели. Какой адский шум они там подняли! Какой
хохот! Там были Сталин, Орджоникидзе, Рыков, Бубнов, Молотов, Ворошилов,
Каганович, Пятницкий. Они рассказывали эпизоды времен Гражданской войны,
припоминали забавные случаи: "Помнишь, как ты свалился с лошади?": "Да,
вот проклятая кобыла! Не знаю, что с ней случилось:" Гомерический хохот,
юношеская жизнерадостность, мощное веселье, сотрясающее царскую
драпировку в салонах, - короткая, свежая разрядка великих бурлаков
реконструкции"5. Вскоре трое из семерых смешливых "бурлаков" были убиты,
а один покончил с собой.
Вот и этот непристойный рисунок явно отражает игривое настроение вождя,
которое у него случилось 5 марта 1930 года, о чем есть соответствующая
помета на обороте листа6. Рисунок образно иллюстрирует наказание,
которое "дали" Брюханову, до исправления положения с финансами. Брюханов
изображен обнаженным и подвешенным за половые органы на веревке,
переброшенной через блок с противовесом. Внизу, под рисунком, Сталин
аккуратно, печатными буквами написал: "Наркомфин СССР на Второй день
испытания". К рисунку приложена записка, также написанная рукой Сталина:

"О. П.* Членам П. Б.
За все нынешние и будущие грехи подвесить Брюханова за яйца; если яйца
выдержат, считать его оправданным по суду, если не выдержат, утопить его
в реке.
И. Ст."7
И рисунок, и записка сохранились в архивном фонде одного из молодых
тогда сталинских фаворитов - Г. М. Маленкова. Из его фонда эти документы
были изъяты в 1973 году и переданы в архив Сталина.

* "О. П." означает "опросом", то есть Сталин отправил и рисунок, и
записку членам Политбюро на их рабочие места для "ознакомления", как он
это часто практиковал даже в связи с более важными проблемами. - Б. И.

Конечно, к этому сюжету можно отнестись как к грубой мужицкой шутке
одуревшего от напряженной работы генсека. Однако лицо подвешенного
довольно точно передает характерный "удивленный" взгляд Брюханова. Это
говорит не только о цепкой и точной зрительной памяти Сталина, но и о
его умении ухватить и передать в рисунке главную портретную черту
образа.

:А Брюханова вскоре и в самом деле "подвесили". За связи с оппозицией 18
октября 1930 года он был снят с поста наркома финансов и назначен
зампредом Мособлисполкома. Сталинский рисунок был сделан всего за семь
месяцев до отставки. В 1938 году Брюханов был репрессирован. Точный
способ казни нам неизвестен:

Примечания

1. Малашенко Л., Экштут С. Весь синклит//Родина. 1997. ? 7.
2. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Ед. хр. 25. Л. 100.
3. Там же. Оп. 3. Ед. хр. 31. Л. 151.
4. См. Переписка Бориса Пастернака. М. 1990. С. 160.
5. Барбюс А. Сталин. 2-е изд. М. 1936. С. 354-355.
6. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Ед. хр. 27, 31, 31 об.
7. Там же. Л. 30.




http://www.index.org.ru/journal/14/ilizarov1401.html



В личном архиве Сталина я нашел два рисунка и сотни графических
маргиналий вождя1 [1 На один из них мне указал коллега, доктор
исторических наук В.А.Невежин, за что выражаю самую искреннюю
благодарность.]. Рисунками и такими же карандашными "разводами",
своеобразными росчерками заменявшими пометку "ноте бене", испещрены и
десятки книг его библиотек. По воспоминаниям дочери - Светланы
Аллилуевой - Сталин хорошо рисовал.

Первый рисунок я обнаружил среди разрозненных бумаг, которые собирали
его секретари на столах после очередных заседаний в Кремле. На этом
листке, наверху есть пометы: "Личный архив. Дело 215", а внизу: "Среди
бумаг за 1923 г.". Это год, когда Ленин был еще жив, но временами уже
почти невменяем. Против Троцкого сплотились все члены Политбюро, и
каждый думал, что он если не вожак правящей стаи, то, по крайней мере, -
ровня остальным. Сталин уже тогда начинает думать иначе, но пока ни
малейшим движением не выдает себя. В лидеры рвется Г. Зиновьев. Впервые
после Ленина именно он должен сделать основной политический доклад на
XII съезде партии, который соберется в апреле 1923 г. Значит, все
происходит накануне, на заседании Политбюро, на котором предварительно
обсуждаются и согласовываются, как дважды записал перьевой ручкой на
листке Сталин, "Тезисы т. Зиновьева". Пока Зиновьев докладывает, Сталин
быстрыми, точными штрихами, тонким пером, коричневатыми железистыми
чернилами набрасывает портрет. Потом, уже не спеша, помечает основные
соображения выступавших по поводу тезисов: Калинина, Дзержинского,
Хинчука, кого-то еще... Одновременно, по давно устоявшейся привычке,
машинально чертит: обводы, "скрипичные ключи", какие-то цифры и любимый
росчерк-метку: "Тиф..." А профиль головы "Зиновьева", оставляя за собой
завихрения, стремительно рвется от верхней кромки листа вниз, парит с
устремленным вперед носом и бородкой, с еще более ускоряющей парение
залысиной и дьявольски заостренными резко назад, к затылку, ушами. В
полете завораживает следящего своим большим, хитроумно-злым,
внимательнейшим глазом. Скупой и очень точный по подлинному сталинскому
чувству портрет. Это образ, "гештальт" опаснейшего врага - "двурушника".
Между 1923 годом и 1936-м, тем последним годом, в котором Зиновьев будет
казнен, пройдет целых тринадцать лет, но такое впечатление, что казнь
предрешена, хотя сам Сталин, возможно, еще не осознаёт этого.

Однако это не портрет Зиновьева. У сталинского врага ¦ 2 было широкое,
мясистое, безусое и безбородое лицо и не очень выразительные глаза. Он
был умным человеком и хорошим оратором, но в нем не было энергии полета,
которой буквально заряжен рисунок. Такой энергией обладал враг ¦ 1 - Лев
Троцкий. Вот здесь уже явно большее сходство: клинышек волос, висящий на
кончике подбородка, крупный нос, сливающийся с линией усов, и -
пронизывающий до костей взор. Посмотрите на его фотографии времен
революции или рисунки Юрия Анненкова, вы убедитесь, что в рисунке
Сталина злой дух Троцкого ухвачен. Он завистливо возненавидел его с
первого мгновения их первой встречи в 1906 году и не забывал о своей
ненависти до последнего дня, навязывая эту злобу и нам. Но у Троцкого
даже к старости не было таких глубоких залысин, и он на людях почти
никогда не снимал пенсне или очки.

В 1923 году у Сталина был верный союзник против всех старых членов
ленинского ЦК - Николай Бухарин. Я читал письма Бухарина этих лет
Сталину, в которых тот брал тон советчика - "Старика" (Ленина) по
отношению к младшему коллеге. Сталин терпел и слушался, пока занимался
низложением Троцкого, Каменева, Зиновьева. Потом, в 1928 году то же
произошло и с Бухариным. Но еще раньше он дал ему убийственную
характеристику: "помесь лисы со свиньей". Говорят, у "мягкого как воск
Бухарчика " (Ленин) были большие, прозрачные как у ангела глаза. Но на
последних фотографиях и на съемках со смертного процесса в профиле
Бухарина легко заметить отблеск сталинского рисунка.

3

Н.П. Брюханов был руководителем второго-третьего калибров в советском
правительстве. Занимал посты: в 1921-1926 гг. - наркомпрод РСФСР и СССР,
затем, до 1930 г., - наркомфин СССР. Хорошее, умное было лицо у
человека - с приподнятыми бровями и потому чуть насильственно
приоткрытым, мягким взглядом, с обвислыми усами и небольшой бородкой.
Весной-летом 1930 г. положение с экономикой и финансами в стране стало
катастрофическим. Виновником конечно же был министр финансов, а не
политика горячечной индустриализации и коллективизации. Но в целом 1930
г. был годом очередных сталинских триумфов и "великих переломов".
Поэтому нередки были минуты и даже часы, когда Сталин и его окружавшие
смеялись, шутили, над кем-то подтрунивали. Не над всеми, конечно. Над
Самим - никогда! Он с детства был тяжело, страшно обидчив и насмерть
злопамятен. Но во время частых пирушек аккуратному, по-кавказки
щеголеватому наркомпроду А.И. Микояну временами подкладывали на стул,
под зад зрелый сочный помидор. И... по-детски смеялись. Подвыпившему, а
потому осоловевшему М.И. Калинину сыпали в рюмку соль и перец. Или более
зло шутили над пьяным в зюзю Поскребышевым или над очередным гостем,
одуревшим от счастья общения с вождями. Заводилой был Сталин, который,
по-моржовьи задирая усатую голову, громко и от души хохотал.
Рассказывают, что в расстреле Зиновьева участвовал один из его
секретарей и личных домоправителей К. Паукер. А потом Паукер шутейно
изображал в приемной генсека, как Зиновьева буквально тащили на руках к
месту казни, и при этом он повизгивал: "Позовите товарища Сталина!"
Рассказ вызвал взрыв гомерического хохота и в первую очередь вождя. А
Паукера вскоре самого расстреляли.

Сталин вообще любил временами смех, шутки, улыбки, здравицы и карнавалы
по-советски - демонстрации трудящихся и народные гуляния. Несмотря на
уродливую ногу, любил поплясать. По радио после сообщения об очередном
процессе и кровавом приговоре обязательно запускалась пластинка с
камаринской или гопаком2 [2 См. Переписка Бориса Пастернака. М.,1990.
С.160.]. Анри Барбюс в книге "Сталин" счел нужным поделиться зарисовкой
с натуры: "Он смеется, как ребенок. Когда в Московском Большом театре
шло торжественное заседание, которым был ознаменован юбилей Горького, то
во время перерыва, в салонах, расположенных за бывшей императорской или
великокняжеской ложей, собрались руководящие деятели. Какой адский шум
они там подняли! Какой хохот! Там были Сталин, Орджоникидзе, Рыков,
Бубнов, Молотов, Ворошилов, Каганович, Пятницкий. Они рассказывали
эпизоды времен Гражданской войны, припоминали забавные случаи: "Помнишь,
как ты свалился с лошади?" - "Да, вот проклятая кобыла! Не знаю, что с
ней случилось..." Гомерический хохот, юношеская жизнерадостность, мощное
веселье, сотрясающее царскую драпировку в салонах, - короткая, свежая
разрядка великих бурлаков реконструкции"3 [3 Барбюс А. Сталин. 2-е изд.
М., 1936. С. 354-355.]. Вскоре трое из семерых смешливых "бурлаков" были
убиты, а один покончил с собой.

Вот и этот непристойный рисунок явно отражает игривое настроение вождя,
которое у него случилось 5 марта 1930 г. Рисунок образно иллюстрирует
наказание, которое "дали" Брюханову, до исправления положения с
финансами. Недаром Сталин аккуратно подписал: "Наркомфин СССР на Второй
день испытания". К рисунку приложена записка, также написанная рукой
Сталина:

" Членам П.Б.
За все нынешние и будущие грехи подвесить Брюханова за яйца; если яйца
выдержат, считать его оправданным по суду, если не выдержат, утопить его
в реке.
И. Ст."

И рисунок и записка сохранилась в архивном фонде одного из молодых тогда
сталинских фаворитов Г.М. Маленкова. Из его фонда эти документы были
изъяты в 1973 г. и переданы в архив Сталина.

Конечно, ко всему этому сюжету можно отнестись как к грубой мужиковатой
шутке одуревшего от напряженной работы Генерального секретаря партии и
его товарищей, но есть в ней несколько невнятных намеков и скрытых
смысловых пластов.

Лицо подвешенного довольно точно передает характерный "удивленный"
взгляд Брюханова. Это говорит не только о цепкой и точной зрительной
памяти Сталина, но и о его умении ухватить и передать в рисунке главную
портретную черту образа, уловить его "гештальт". Но противоестественная
поза подвешенного и блок с противовесом, используемый в качестве
виселицы, - откуда они?



===========
http://www.idf.ru/7/2.shtml


ГАЛЕРЕЯ БОЛЬШЕВИСТСКИХ ВОЖДЕЙ
А.Ю.Ватлин, Л.Н.Малашенко

В огромном море архивного наследия КПСС, хранящегося ныне в РГАСПИ,
почти не заметен исторический источник особого рода - рисунки. Чаще
всего они встречаются среди переписки партийных и государственных
руководителей и по манере исполнения относятся к жанру политического
шаржа и карикатуры. Их отличает одна, но очень важная особенность - это
рисунки, сделанные рукой самих большевистских вождей. Лишь недавно стали
появляться их первые публикации, и на них обратили внимание не только
историки-профессионалы.

Карикатура многофункциональна: она служит и своеобразной формой общения,
и политическим оружием. В политическом взаимодействии она начинает
употребляться чуть ли не с XIII века до новой эры, именно в это время
появился сатирический рисунок, изображающий Рамзеса III. (Фараон сидит
напротив антилопы за шашечным столом и, явно выигрывая, всем своим видом
выражает торжество, азарт и самоуверенность). Существовала карикатура и
в Древней Греции и Древнем Риме, где объектом насмешки часто становились
властители с их пороками. Примерно те же объекты карикатуры наблюдались
в истории Российского государства.

Роль карикатуры многократно увеличивается в период революционных
потрясений. В советский период акценты существенно смещаются в сторону
<империалистического> противника. В первые годы советской власти
карикатура стала составной частью агитационно-массового искусства. <Окна
РОСТА> и другие сатирические плакаты были заполнены карикатурами В.Дени,
В.Лебедева, В.Маяковского, Д.Моора, М.Черемных. Но это касается понятия
т.н. <профессиональной> карикатуры, исполняемой профессиональными
художниками.

Во время многочисленных и многочасовых заседаний: Политбюро ЦК, СНК,
СТО, постоянных и временных комиссий партийные, государственные и
хозяйственные деятели <расслаблялись>, рисуя шаржи на своих товарищей.
Зачастую рисование превращалось в ходе того или иного заседания в
коллективную игру - первый набросок обрастал новыми деталями и шутливыми
подписями.

Сделаны они порой наспех, на отрывных листках служебных блокнотов, на
полях официальных документов, чаще всего выполнены простыми карандашами
или черными чернилами, значительная часть рисунков сделана синим и
красным карандашом, традиционно использовавшимися для правки документов,
для виз и резолюций. Бросается в глаза разное качество исполнения
рисунков - от беглых зарисовок до тщательно выполненных работ.

Рисунки в личных фондах и коллекциях архива по совокупности
немногочисленны и разрозненны. Особо необходимо выделить хранящуюся в
РГАСПИ коллекцию, поступившую в 1995 г. из Архива Президента РФ в
составе фонда К.Е. Ворошилова (Ф. 74). Судя по их количеству в одном
фонде (532 рисунка в трех архивных делах), можно сделать вывод, что
Ворошилов занимался коллекционированием такого рода рисунков.

В коллекции Ворошилова есть несколько уникальных серий рисунков,
созданных как бы на одном дыхании, имеющих вполне самостоятельный и
завершенный характер. Например, серия из 56 шаржей под общим названием:
<Весь синклит, военачальники и градоначальники. 1923 г.>, где
представлены как политическая элита, так и сотрудники аппарата ЦК
среднего ранга начала 20-х годов, впоследствии занявшие ключевые посты
во властной вертикали 30-х и 40-х годов. Любопытно, что на чистом листе,
открывающем серию, сделана красноречивая надпись: <Для <Генерального>
место оставлено. (Пока!)>. Автора надписи установить не удалось,
возможно, это рука И.В. Сталина.

Авторами большей части коллекции являются Н.И.Бухарин и В.И.Межлаук,
есть несколько рисунков М.Кольцова. Можно предположить, что авторами
некоторых шаржей были Е.Ярославский, М.Томский, М.Белоцкий.

Хронологические рамки рисунков достаточно широки, как и нашедшие в них
отражение события (от периода создания партии в 1903 г. до
февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 г. Многие рисунки
поддаются точной датировке. Имеющиеся даты позволяют соотнести их сюжеты
с хроникой политической жизни страны. Здесь нашли свое отражение такие
события, как XIV, XV и XVII съезды партии, внутрипартийная борьба конца
20-х годов; широко представлены сюжеты из истории коллективизации и
индустриализации страны; фрагменты решения вопросов внешней политики;
борьба с оппозицией в конце 30-х годов. И, конечно, действующие лица -
Ленин, Сталин, Троцкий, Зиновьев, Каменев, Рыков, Дзержинский, Бухарин,
Орджоникидзе, Ярославский, Калинин, Микоян и др.

Ввиду закрытости заседаний Политбюро, СТО и Совнаркома и общей завесы
секретности, нависшей над <неформальной> историей ВКП(б), ряд ее сюжетов
получает новые оттенки, если смотреть на них глазами высокопоставленных
карикатуристов, творчество которых не иссякало и в 30-е годы,
приобретая, правда, все менее острый характер.

Предоставим искусствоведам судить о художественных достоинствах
портретной галереи большевистских вождей в карикатурах и шаржах. Для
историка это прежде всего неожиданный срез эпохи, начавшейся с разгула
вольнодумства и закончившейся казенными портретами <великого вождя>.

http://www.idf.ru/7/word.shtml

http://www.idf.ru/7/3.shtml

Внутрипартийная борьба в карикатурах

Лучшим по художественному исполнению в коллекции рисунков и карикатур,
хранящихся в бывшем партийном архиве, является изображение схватки
политических наследников Ленина - Сталина и Зиновьева (рис. 1). Легко
узнаваемы их политические соратники - Бухарин, Рыков, Каменев.
Неизвестный автор делит свои симпатии поровну между участниками дуэли.

Оптимистические тона в сопроводительных надписях к этому рисунку
(<дружеский шарж>, <враги - давно ли?>) явно не оправдались.
Внутрипартийная борьба набирала обороты, появлялись все более острые
образцы политической сатиры. К периоду <объединенной оппозиции>
относится единственная акварель в коллекции Ворошилова, подписанная
Валерием Межлауком, - Лев Каменев перекрашивает Льва Троцкого из льва в
тигра (рис. 2). Судя по высказываниям на пленумах ЦК, истоком этого
сюжета стало то, что в полемике Троцкий сравнил себя с Клемансо,
которого в годы Первой мировой войны называли <французским тигром>1. Эта
тема стала основой для разного рода внутрипартийных анекдотов и
повторяется в нескольких рисунках архивного фонда2.

Серию рисунков с XV съезда ВКП(б), состоявшегося в декабре 1927 г.,
оставил Морис Белоцкий. Выходец из бедной еврейской семьи, Белоцкий в
августе 1918 г. вступил в ряды РКП(б). Был политработником в Красной
Армии, в 1923 г. окончил военную академию, был консулом в Термезе,
инструктором Северо-Кавказского крайкома партии. В 1937 г. Белоцкий,
ставший первым секретарем Киргизского обкома ВКП(б), был репрессирован
за <связь с врагами народа>.

На XV съезде уже не было борьбы, решившихся выступить оппозиционеров
освистывали, буквально сгоняли с трибуны. Настроения чувствовавших себя
победителями партийных работников передает рисунок Белоцкого, где
Троцкий наделен демоническими чертами (рис. 3). Изображенному на нем
Н.И.Муралову кричали из зала: <Николай Иванович, стыдно, брось шпаргалку
Троцкого!> Муралов в конце концов не выдержал: <Товарищи, если любому из
вас скажут, что вы убили свою жену, съели своего деда, оторвали голову
своей бабке, как вы будете чувствовать себя, как вы докажете, что этого
не было?>3 В этих словах вся суть идеологии складывавшегося
тоталитарного режима, требовавшего, чтобы вслед за вождем каждый был
готов назвать белое черным, рабство - свободой, войну - миром4.

После XV cъезда внутрипартийная борьба принимает новые формы -
победители отдают ее на откуп политической полиции, побежденные
возвращаются к дореволюционным методам большевистского подполья.
Публикуемая карикатура на Сталина и Ярославского распространялась
оппозиционерами в качестве листовки (рис. 4). Контуры рисунка
копировались, а затем он раскрашивался цветными карандашами. Неизвестный
автор скрывался за псевдонимом <Овод> (одноименный роман Э.Л.Войнич был
очень популярен среди российской левой интеллигенции).

Карикатур с подобным <антипартийным> содержанием мало в коллекции
Ворошилова - критика власти остается уголовно наказуемым деянием, слабый
проблеск свободы 20-х годов, пусть даже в рамках правящей партии и
сочувствовавших ей <попутчиков>, развеялся без следа. Американский
историк С.Коэн справедливо отметил, что <открытость советской
политической жизни, при всей ее ограниченности, простиралась... до
непочтительных карикатур на большевистских вождей в популярных
журналах>5. Традиции <художественного фронта> политической борьбы после
слома нэпа сохранялись только в русской эмиграции6.

Интересный эпизод произошел в период созревания конфликта между Сталиным
и <правыми>, когда к числу последних примыкал и М.И.Калинин. Накануне
ноябрьского пленума ЦК 1928 г. Бухарин и его соратники направили в
Политбюро ультиматум, восьмой пункт которого звучал следующим образом:
<Привлечь к ответственности автора карикатуры в <Пушке>. Если он
беспартийный - арестовать, если он партийный - предать партийному
суду>7. Это был шаг, явно не вписывающийся в созданный позже образ
<либерала> Бухарина. Партия отреагировала незамедлительно: <Журнал был
закрыт, редактор смещен, карикатурист арестован>, - докладывал
Орджоникидзе на апрельском пленуме ЦК ВКП(б) 1929 г.

После подобной <критики сверху> карикатуры - и публикуемые в советской
прессе, и предназначенные для узкого круга членов Политбюро - выполняют
одну функцию: представляют зрителям позицию власти и дискредитируют ее
противников. Так изображены те самые <правые>, которые протестовали
против собственной дискредитации (Бухарин, Рыков и Томский).(рис. 5, 6).
Это явно 1929 год - период их борьбы против политики чрезвычайных мер.
На апрельском пленуме ЦК ВКП(б) генеральный секретарь заявил, что
<группа Бухарина живет в прошлом... и не понимает необходимости новых
приемов борьбы. Отсюда ее слепота, растерянность, паника перед
трудностями>8. Автор карикатуры по-своему интерпретирует сюжет известной
сказки Корнея Чуковского <Тараканище>.

Политическая осторожность <правых> под пером художника превратилась в
паникерство - надо признать, что ему в полной мере удалось реализовать
свой замысел. Рыков в ужасе крестится, Бухарин размахивает очередным
заявлением (<Политика ЦК довела страну до гибели!!!>), Томский внешне
невозмутим. Автор карикатуры явно принадлежит к высшей партийной
номенклатуре и не понаслышке знает своих героев. Так, он высмеивает
склонность Бухарина к теоретизированию, заодно пройдясь и по его хобби -
коллекционированию редких насекомых.

После разгрома <правого уклона> единственным представителем в высшем
эшелоне власти остался А.И. Рыков. Продолжая работать председателем
Совнаркома, он испытывал на себе растущее давление не только членов
Политбюро, но и своих собственных подчиненных, прекрасно осведомленных о
том, что Рыков <висит в воздухе>. Напротив, его бывшие соратники -
Бухарин и Томский - отказались от контактов с ним, чтобы не давать
поводов для обвинений.

Сталину удалось использовать разбор дела <антипартийной группы Сырцова -
Ломинадзе> для начала травли главы советского правительства9.
Генеральный секретарь ЦК выдвинул тезис о разрыве советского и
партийного руководства и заявил в адрес Рыкова буквально следующее:
<Если мы партийный и советский аппарат не превратим в единый кулак,
который бьет в одну точку, у нас будут срывы, и эти срывы будут стоить
лишений рабочему классу. Почему ты этого не делаешь? Почему мы,
партийные волки, бегаем по хлебозаготовкам, а ты никого не нагрузил?>10

Заключительные слова речи Сталина о том, что так <долго продолжаться не
может>, не оставляли никаких сомнений в скорых кадровых переменах11. В
декабре 1930 г. председателем Совнаркома стал ближайший соратник вождя
Молотов, а Рыкова отправили в своего рода <административную ссылку>,
назначив на пост наркома связи СССР. Карикатура Межлаука по этому поводу
беззлобна - его бывший начальник снабжен почтовo-телеграфными атрибутами
и поднимает своих новых подчиненных в атаку на разгильдяйство (рис. 7,
8).

На февральско-мартовском пленуме ЦК 1937 г. цитировались слова одного из
сотрудников рыковского секретариата о негодовании, охватившем бывшего
главу правительства после того, как он узнал о своем новом назначении:
<Вот, говорит, вам и Политбюро, вот, говорит, и линия на сработанность,
попал в почтмейстеры>12. Вероятно, такая реакция имела место. Но тут же
из нее архитекторами <большого террора> выводится указание Рыкова
организовать группы террористов.

Трудно поддается датировке другая карикатура Межлаука, героем которой
выступает Л.Д.Троцкий (рис. 9). Он изображен в виде Агасфера - <вечного
жида>, скитающегося по миру. Гитара, очевидно, должна символизировать
пропагандистские усилия <разоруженного пророка>. Скорее всего, имеется в
виду переезд Троцкого из Турции во Францию летом 1933 г.,
сопровождавшийся шумихой в международной прессе и заявлением ТАСС, что
Троцкому заказан путь в СССР. Возможна и более поздняя датировка -
карикатура делает акцент на Испании, намекая на влияние троцкизма в этой
стране.

Гораздо более определенны образы и герои карикатур, сделанных Межлауком
в ходе работы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 г. Пленум
начался с разбора дела Бухарина и Рыкова, с сообщением о котором
выступил нарком внутренних дел. Доклад Ежова, изобиловавший <фактами> и
избегавший острых формулировок, дополнила эмоциональная речь Микояна, в
то время наркома пищевой промышленности. Последний не удержался от
поклона в адрес главного докладчика: <Аппарат НКВД, который вел это
следствие, выдержал большевистский экзамен правдивости и точности>.

Одним из центральных пунктов обвинения в адрес Бухарина стали его
контакты с учениками, <красными профессорами>, которые он не прерывал и
после осуждения <правого уклона>. <Не случайно, что вся бухаринская
школа сидит в тюрьме, почти все признались, что они были двурушниками,
врагами, потому что учились у Бухарина>, - настаивал Микоян.13

Обвиняемый не отрицал своих связей с молодыми обществоведами, которые
помогли ему пережить десятилетие нападок со стороны партийного
руководства. Бухарин подчеркивал человеческий, а не политический
характер общения с учениками: <они часто за меня заступались, когда были
нападения, которые я считал несправедливыми... я считал себя им
обязанным>. С его точки зрения, главный удар по нему наносили показания
Карла Радека, уже осужденного в ходе второго показательного процесса, но
оставленного в живых. Следователи Ежова в любой момент могли обратиться
к этому источнику фальсификации, черпая из него все новые обвинения.

Выступая в первый день работы пленума с эмоциональной речью (хотя то или
иное ее содержание уже ничего не могло решить), Бухарин обрисовал
сценарий предстоявших событий: <...когда есть определенная политическая
атмосфера, когда все глаза и пальцы на меня направлены (ведь когда Радек
говорил, что я такой-то и такой-то, этот указательный палец Радека,
направленный на меня, он перед всем миром висит); когда речь идет о
каком-нибудь из подследственных, в особенности о правом, когда ему
задают вопрос - <кто вами руководил?>, то перст указующий, перст двух
процессов, перст Радека показывает на меня>14.

Иллюстрацией этих слов стала первая из публикуемых карикатур, сделанная
Межлауком в ходе пленума и получившая название <В тупике> (рис. 10). На
<правых> указывает высунувшийся из-за тюремной решетки <перст> Радека.
Здесь же фигуры Каменева и Пятакова, расстрелянных в ходе двух первых
процессов. Наконец, в тюремный двор вбегает школа Бухарина,
представителям которой еще предстоит внести свою порцию аргументов в
материалы сфальсифицированного следствия.

Характерно изображение Бухарина и Рыкова - это уже звери с человеческими
головами, причем у первого на хвосте пропеллером вращается свастика.
Сквозь грубость подобных аллегорий просвечивает страх их автора, как и
других деятелей высшей партийной номенклатуры, самим оказаться в роли
обвиняемых. Отсюда желание перестраховаться, находившее свое выражение и
в потоках лжи с трибуны пленума, и в добровольной художественной
самодеятельности. Приближенные вождя умели угадывать его скрытые
замыслы - не случайно прокурор Вышинский в ходе третьего процесса будет
рассуждать об обвиняемых как об ублюдках, помеси лисицы и свиньи. В
таком же ключе будут изображать их и карикатуры Бориса Ефимова в
советских газетах.

Вторая из публикуемых карикатур также мало чем отличается от стиля
газеты <Правда> - правые и левые оппозиционеры, пресмыкающиеся перед
укоренившимся еще со времен гражданской войны образом капитализма -
жирным банкиром в парадном одеянии, не хватает только сигары (рис. 11).
Трудно понять, зачем Сталин написал своим синим карандашом над цилиндром
банкира слово <капитализм>, - все и так предельно ясно. Обращает на себя
внимание интересная деталь - на кармашке капиталистического фрака
американский флаг, хотя в ходе дискуссии поверженных оппозиционеров
обвиняли в пособничестве германскому нацизму и японскому милитаризму.
Так, Ежов заявил, что <правые> <вступили фактически в блок с
троцкистами, антисоветскими партиями эсеров и меньшевиков, и вместе с
ними возглавляли антисоветские осколки разгромленных классов в нашей
стране, и превратились, в конечном счете, в агентуру фашистской
буржуазии>15.

Следующая карикатура посвящена выступлению в дискуссии на пленуме 26
февраля 1937 г. В.В.Осинского, которому позже предстоит разделить судьбу
жертв <большого террора> (рис. 12). Бывший соратник Бухарина и по
фракции <левых коммунистов>, и по редакции газеты <Известия> явно не
хотел выступать - <меня выдвинули в ораторы>. В своей речи Осинский
пересказал несколько эпизодов теоретических споров с Бухариным (тот
признавался в своем непонимании диалектики и категории качества16),
завершив их выводом, что последний оказался буржуазным позитивистом.
Участники пленума ждали иного - Межлаук прозрачно намекает
большевистскому <Платону>, что надо не в облаках витать, а спуститься на
грешную землю и говорить про террор (Радек тащит наряду с легко
узнаваемым фашистом то ли английского моряка, то ли японского самурая, а
Бухарин стреляет по СССР почему-то с Дальнего Востока) и продажу родины
всем мировым империалистам сразу.

Эпизод с вынужденным выступлением Осинского показывает, что период
<большого террора> стал для Сталина не только средством избавления от
вчерашних политических противников, но и способом проверки абсолютной
лояльности своего ближайшего окружения. Тот, кто отказывался признать
белое черным, рисковал жизнью. Впрочем, в этой игре не было правил.
Событиями февральско-мартовского пленума 1937 г. завершается коллекция
карикатур, собранная Ворошиловым.

===========