От А. Е. Ответить на сообщение
К Pokrovsky~stanislav
Дата 08.10.2002 03:18:36 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Версия для печати

Re: Революция переноситься на завтра, я забыл свою кепку и надувное бревно.

>Программы писать не надо. Надо анализировать те или иные тенденции, определяться с отношением к болевым точкам. Наша политическая позиция настолько несовместима с существующей политической и экономической моделью, что для ее реализации, действительно, нужна революция. Вы на нее всерьез рассчитываете? Я - нет. Революции - события эксклюзивные. Для них условия созревают достаточно редко. А вот ползучий поворот от одной модели к другой - вполне реален. По тому же Паршеву: кто стал перекрывать каналы вывода капитала из страны - не Примаков ли? А ликвидация чеченской черной дыры, через которую из государства вытекали огромнейшие деньги? - не по командам ли Путина?
Я уверен, что в январе 1917 года очень многие люди так и рассуждали. Даже Ленин не ожидал февральской революции. Так что там, где зреет глубокое отчаяние, зарождается заря новой надежды. С моей точки зрения, люди в России вполне для революции созрели. Я говоря, разумеется, не обо всех, и даже не о большинстве, так как революцию не делает большинство. Главная проблема - отсутствие революционной идеологии и отсутствие революционной организации. Если эту проблему как-то удалось бы в преемлемые сроки решить ... К сожалению, время работает против революционеров.
>Мы живем во вполне реальном обществе со вполне реальными ежедневными потребностями и интересами людей. И те, кто в силу своего места в структуре государства и экономики, способны что-то улучшить, они в силу необходимости реакции на такие-то-такие-то внешние раздражители, все-таки будут это делать. Особенно, когда к приводным рычагам придет очередное поколение наемных менеджеров и специалистов, уже понимающих, в какое болото мы залезли. У них уже нет возможности просто воровать - все разворовано и продано. Теперь, хотя бы для того, чтобы купить квартиру и "мерседес", необходимо получить деньги из чего-то произведенного. И уже фиксируется пока легкое, но уже чувствительное смещение доли объемов продаж в пользу перерабатывающих отраслей.
>Поэтому фиксация болевых точек, поиск вариантов преодоления тупиковости - это вполне достойная задача. С ней хорошо справился Паршев. Его книга - в числе интенсивно читаемых студентами МГУ. Между прочим. Но этого мало. Нам, действительно, надо находить ходы для мягкого, бесконфликтного выхода из удушающих объятий "цивилизованного сообщества". И я не вижу, почему мы не можем строить экономические модели таких сдвигов - для тех же олигархов, чиновников, того же "Единства". Вспомните, целый ряд действий, которые в полной мере реализовали большевики, до них начали царские чиновники. Программа ГОЭЛРО, национализация оборонной промышленности.

Главная проблема уже давно не в людях. Нынешняя элита ( пожалуйста, не стреляйте в меня ), возможно, вообще состоит из лучшей части нынешнего общества. Те неприятные нам черты поведения, которые нас так раздражают ( возможно, потому что мы тоже мечтаем иметь виллу на средиземноморском побережье, солидный счёт в иностранном банке, отправить детей учиться Оксфорд ), вызваны глубоким культурным кризисом в нашей стране. Если бы на их место попал средний обыватель, он может быть ещё поболе делов наворотил бы. Поэтому я не спешу давать им моральную оценку.

Проблема не в людях. Проблема в системе, которая определяет диапазон их возможностей влияния на ситуацию. В результате произошедших событий очень многие рычаги воздействия необратимо утрачены, и создать что-либо в замен можно только путём слома существующей экономической, политической, социальной системы. Эта система неспособна воспроизвести себя. У неё в любом случае нет будущего, и многие там наверху это хорошо понимают, поэтому их дети и учатся за границей. Вопрос стоит не в том, сломается ли она, а в том, что будет вместо неё. Поэтому лучше сломать её управляемо, чем ждать катастрофы. В этом в действительности нынешняя элита заинтересована не меньше нас самих. На этой почве и возможно сотрудничество с теми или иными её представителями. Но невозможно сотрудничество с организациями, так как эти люди могут иметь юудущее, а вот у организаций его нет.