|
От
|
Алекс
|
|
К
|
Иванов
|
|
Дата
|
30.09.2002 19:30:51
|
|
Рубрики
|
Хозяйство;
|
|
Наука ли экономика? некоторые определения "науки" и "экономики"
Прежде чем обсуждать, необходимо определиться с терминологией.
****************************
БСЭ
http://www.rubricon.ru/qe.asp?qtype=1&id=1&ii=1&srubr=0&fstring=экономика
Экономика
Экономика (от греч. oikonomike, буквально- искусство ведения домашнего
хозяйства),
1) совокупность производственных отношений, экономический базис общества;
2) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая
соответствующие отрасли и виды производства;
3) отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические
стороны в определённой сфере обществ. производства и обмена.
...............................
Э. - отрасль науки. Область человеческих знаний, занимающаяся изучением
объективных закономерностей экономического строя общества в рамках
последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций;
теоретическим анализом процессов, явлений в различных сферах и отраслях
народного хозяйства; выработкой практических рекомендаций в области
производства и распределения жизненных благ. Э. - составная часть группы
общественных наук (см. Наука). Формирование экономических наук - продукт
длительного исторического развития. Непосредственный переход к созданию
системы экономических знаний произошёл с появлением политической экономии
как науки.
******************************
*****************************
НАУКА
Источник: Универсальная энциклопедия на www.km.ru
http://mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?topicnumber=42389&search=%ED%E0%F3%EA%
E0#srch0
НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и
теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из
форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового
знания, так и ее результат сумму знаний, лежащих в основе научной картины
мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели
описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности,
составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система
наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и
технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями
общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе
исторического развития превратилась в важнейший социальный институт,
оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.
Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет
(рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии
науки чередуются экстенсивные и революционные периоды научные революции,
приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и
методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое
сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных
и прикладных исследований. См. Научно-техническая революция.
*****************************************
НАУКА
БСЭ
http://www.rubricon.ru/qe.asp?qtype=1&id=1&ii=1&srubr=0&fstring=наука
Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка
и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна
из форм общественного сознания. {......} Понятием <Н.> включает в себя как
деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности -
сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности
научную картину мира. Термин <Н.> употребляется также для обозначения
отдельных отраслей научного знания.
Непосредственные цели Н.- описание, объяснение и предсказание процессов и
явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе
открываемых ею законов, т. е. в широком смысле - теоретическое отражение
действительности.
Наука и другие формы освоения действительности. Будучи неотъемлемой от
практического способа освоения мира, Н. как производство знания представляет
собой весьма специфическую форму деятельности, существенно отличную как от
деятельности в сфере материального производства, так и от др. видов
собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания
лишь используются в качестве идеальных средств, то в Н. их получение
образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде
воплощается эта цель - в виде ли теоретического описания, схемы
технологического процесса, сводки экспериментальных данных или формулы
какого-либо препарата. В отличие от видов деятельности, результат которых в
принципе бывает известен заранее, задан до начала деятельности, научная
деятельность правомерно называется таковой лишь постольку, поскольку она
даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально
нетрадиционен. .........
От эстетического (художественного) способа освоения действительности,
носителем которого является искусство, Н. отличает стремление к
обезличенному, максимально обобщённому объективному знанию, в то время как в
искусстве результаты художественного познания неотделимы от
индивидуально-неповторимого личностного элемента. Часто искусство
характеризуют как <мышление в образах>, а Н. - как <мышление в понятиях>,
имея целью подчеркнуть, что первое развивает преимущественно
чувственно-образную сторону творческой способности человека, а Н. - в
основном интеллектуально-понятийную.
...............(что характерно "экономика" нигде с длиннющей статье не
упомянута, только "политэкономия")
********************
>
> 1) Наука ли экономика? Описывает ли современная экономическая теория
главные, некоторые или хотя бы какие-нибудь черты реально имеющих место
экономических процессов?
>
> 2) Была ли экономическая теория в СССР? Если да, то насколько адекватно
она описывала реальность?
>
> 3)В чем различие (по главным объективным показателям) рыночного и
планового хозяйства?
>
> 4)Как соотносятся экономические теории рыночной и плановой экономики? Что
у них общего, и в чем различие?
>
> 5) Нужна ли экономическая теория солидаристам? Какой она должна быть?