|
От
|
Социал
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
18.08.2002 00:58:45
|
|
Рубрики
|
Семинар;
|
|
Re: Согласен практически...
>> Попытки жить "лучше Запада" бессмысленны и являются дорогой в тупик, ставка должна быть сделана на "Гармоничное общество" с
>удовлетворением как материальных, так и психических потребностей.
>Но процесс должен быть, разумеется, встречным.
>Помню, когда я слышал в детстве лозунг: "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям", то в комментариях к этому
>обязательно содержалось - это не значит удовлетворение потребностей СЕГОДНЯШНЕГО человека. Имелось в виду, что будет воспитан такой
>человек, который НЕ ЗАХОЧЕТ ТОГО, ЧЕГО НЕ НАДО.
>Другое дело - что "надо", а что "нет". Очень сложный вопрос. %-))) По крайней мере, в условиях, когда сознательно отменяются все
>общие этические нормы в сфере потребления, поведения... еще труднее как-то взывать к людям..
Вот именно! Сегодня отменяются все морально-нравственные нормы. Необходимо вернуть эти нормы. Необходимо, чтобы государство воспитывало здоровых морально и нравственных людей, способных контролировать свои потребности и знающих чего они хотят.
"Человек это звучит гордо", но кто такой человек? - Двуногое с когтями без перьев, или нечто большее? Некоторые утверждают что человек это обезъяна, которая обрела орудия производства и стала производить продукцию (таков, в общих чертах, материалистический подход). Другие считают, что человеком может считаться лишь существо обладающее душой, при этом они не уточняют что-такое душа, как ее измерить и т. п. (таков идеалистический подход). Сегодня я готов предложить еще один подход, притендующий на некоторую научность. Пока это только тезисно изложенная теория, не достигшая четкой формы и очертания, но я надеюсь, что ее смысл всем будет понятен.
Человек перестает быть животным и начинает быть человеком только тогда, когда он начинает контролировать разумом свои желания и потребности. Когда испытывая чувство голода он отдает свою пищу более страждущему, причем даже незнакомому. Это и есть проявление гуманности, добродетели, человечности. С другой стороны, безудержное потребление и жажда наживы - это проявление животных инстинктов. Человек, не ограничивающий себя в потребностях, перестает быть человеком и возвращается в животное состояние.
Исходя из таких позиций Западная цивилизация - цивилизация животных, очень опасных животных, которые не остановятся ни перед чем, ради удовлетворения собственных потребностей, и которые подлежат уничтожению. Как-то Маркс пошутил, что "животное хочет того в чем нуждается, а человек нуждается в том чего хочет", так вот он имел ввиду Западного человека, человека общества потребления.
Рассматирвая человека как сложную систему. Для нормального функционирования системе необходимо удовлетворение определенных потребностей в пищевых ресурсах. При этом количество потребляемых ресурсов строго определено. Одно количество необходимо для поддержания организма на минимальном уровне функционирования, другое - для нормального существования в летний период, третье - для нормального существования в зимний (зимой необходимо увеличивать толщину жировой прослойки, то есть потреблять больше пищи). Но есть определенный уровень, за пределами которого идет черезмерное потребление пищи. Пища перерабатывается но не усваивается организмом. С рациональной точки зрения - бессмысленное перепотребление, с иррациональной - несколько минут наслаждения вкусом, без которых можно было бы и обойтись, но зачем же отказывать себе в удовольствии, сдерживать свои потребности, тем более что есть ресурсы (денежные), которые можно позволить себе потратить. То же самое происходит не только с пищевыми ресурсами.
Человек сложное социальное существо, которое по мимо пищевых потребностей испытывает еще и интеллектуальные потребности - так называемое любопытство. Помните, как в древнем Риме требовали "хлеба и зрелищ", то есть удовлетворения физических и интеллектуальных потребностей. Удовлетворение интеллектуальных потребностей происходит через образование, общение, чтение книг, просмотр телевидения, через радио. Так же как от качества физической пищи зависят процессы пищеварения, так же от качества интеллектуальной пищи зависят процессы происходящие в нашем разуме. Фактически разум представляет собой набор программ, выполняющихся в ответ на то или иное раздражение. Программы эти имеют определенные рамки, за пределами которых действуют другие программы. Границы означенных рамок обуславливаются морально-нравственными нормами. Фактически это и есть нравственность и мораль. То есть для одного человека граница программы "поделиться с ближним" будет установлена на уровне своего физического истощения или даже ниже, а у другого вознесена столь высоко, что данная программа никогда не выполнится.
У людей, которые на самом деле таковыми не являются (животные в человеческом обличьи) рамки вознесены очень высоко и блокируют все программы за исключением программ направленных на удовлетворение физических ("низменных") потребностей. Фактически в последнее время мы наблюдаем стремительный взлет всех ограничений у подавляющего большинства россиян. Им уже нет дела до своих ближних, сняты все органичения и рамки приличия.
Человек может изменить внутренние ограничения и модифицировать свои программы, но зачастую не подозревает об этом или же не в состоянии этого сделать. Помимо здорового тела и трезвого ума нужна еще сильная воля, которая позволяет вмешиваться в стандартный режим работы системы и проводить аварийные работы по изменению рамок и программ. Вы обращали внимание на то, что одному человеку достаточно легко бросить курить/пить, а другой никак не может отказаться от дурной привычки. Дело тут в разом волевом потенцеале у первого и второго человека. У первого потенциал достаточный, а у второго нет. По мимо потенциала большую роль играет разница между текущим и требуемым положением той или иной рамки. Чем больше эта разница, тем большее волевое усилие необходимо применить. При этом происходит осмысленное изменение, порожденное внутренними силами системы. Помимо осмысленного изменения, возможно неосмысленное, порожденное внешними воздействиями на систему. При этом включаются механизмы воздействия на подсознание (например, через рекламу) которые постепенно "расшатывают" регуляторы и изменяют положение планок.
Из сказанного выше следует основная задача государства - создание и поддержание таких условий, при которых воздействия с внешней стороны сопосбствуют укреплению рамок и препятствуют их отпусканию. То есть государство должно быть высоко морально-нравственным и поддерживать человечность у своих граждан. Раньше эти функции были возложены на церковь, которая страшала народ гневом божьим и держала его в более-менее определенных рамках. По мере развития науки, эти рамки все поднимались и поднимались. Менее волевым людям, для полного отпускания рамок было достаточно сказать что бога нет, а с более волевыми шла более тонкая работа. Внешние воздействия на систему "человек" по сути являются искушениями. Поддавшись один раз искушению (повысив внутреннюю рамку) человеку уже сложнее устоять перед искушением второй раз (необходимо более мощное волевое усилие и т. д.
Помимо государства основные воспитательные функции должны возлагаться на семью, которая в полной мере должна нести ответственность за тех, кого они воспитали.