От Pout Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 27.08.2002 08:31:44 Найти в дереве
Рубрики Семинар; Версия для печати

не можете судить, так не грубите


K сообщил в новостях следующее:67020@kmf...

> О дидактических методиках Ильенкова и Занкова судить не могу, но если
уж Вы с такой легкостью пристегнули бедного Альтшуллера к марксизму, то
больно сомневаюсь в Вашем мнении и на этот счет. Если там и стоит в их
работах что-то вроде слова <диалектика>, то и там наверняка . обычная
отмазка, что бы <не мешали жить>.
>
> Дмитрий, кончайте пороть ахинею.
>

Наглости убавьте, г-н К. Откуда только такое берется - "судить не могу,
но это все ахинея".

К списку по психологии , дефектологии и педагогике с ходу добавляю школу
Выготского, развивающую психологию , методики (дидактики)Давыдова,
работы советских дефектологов и их результаты. Вот сайт слепоглухонемого
доктора наук А.Суворова.
asuvorov.narod.ru

Ссылки в Архиве форума, про Выготского много раз был разговор . И про
Ильенкова тоже. Статья про Загорский интернат много раз тут
выкладывалась. Отрывки


===========
Можно ли приобщить к человеческой жизни ребенка, лишенного и зрения и
слуха сразу? Возможно ли в данном случае сформировать у него полноценную
человеческую психику? А если можно, то как?

И советская наука доказала, что это возможно, и показала - как. Она
выяснила, что и в таком случае можно открыть ребенку доступ ко всем
сокровищам человеческой культуры и тем самым воспитать из него
всесторонне развитого, по-настоящему талантливого человека.

Причем, я бы добавил, более талантливого, чем нашим школам и нашим вузам
удается пока сделать из большинства зрячеслышащих. В этом сразу же
убеждается каждый, кому довелось познакомиться с четырьмя удивительными
людьми - Сергеем Сироткиным, Наташей Корнеевой, Сашей Суворовым и Юрием
Лернером. Ныне они, будучи слепоглухими, успешно завершают курс высшего
образования на факультете психологии Московского государственного
университета. По единодушным отзывам профессоров и преподавателей, они
уже сейчас не только высокообразованные специалисты-психологи, но и,
бесспорно, талантливые мастера своего дела.

Саша Суворов пишет дипломную работу о развитии способности воображения у
слепоглухонемых детей - с широкими и оригинальными выходами в план
проблемы природы и условий развития этой способности вообще; сочиняет
стихи, и стихи по-настоящему хорошие. Что касается его общественной
активности, то отметим, что в прошлом году его приняли в ряды
Коммунистической партии. Его постоянная общественная работа -
пропагандист.

Сергей Сироткин увлечен проблемой роли языка и речи в развитии
человеческой психики. Его анализ этой проблемы отличается поражающей
специалистов теоретической остротой. Он - бессменный комсорг группы и
активный работник сразу двух всероссийских обществ - и слепых, и глухих.
Влюблен в математику и технику. Ремонтирует не только пишущие машинки,
но и весьма хитроумные электронные приборы.

Наташа Корнеева занята труднейшей темой - воспитанием нравственных
качеств личности. Одновременно она занимается со слепоглухонемыми
малышами, проявляя педагогический такт и незаурядный талант.

Юра Лернер работает над расширением ассортимента наглядных пособий для
незрячих - барельефы, горельефы, рельефно-графические схемы и рисунки.
Когда умер без времени их любимый учитель и друг - Александр Иванович
Мещеряков, Юра вылепил его скульптурный портрет. Теперь портрет отлит в
бронзе.

Все четверо свободно (без преувеличения - блестяще) владеют словесным
языком. И не только в дактильной (пальцевой) и печатной форме его
выражения, но и в форме достаточно внятной живой устной речи. Они часто
выступают с лекциями и докладами перед огромными аудиториями - перед
учеными, студентами, рабочими, - и зал всегда внимает им, затаив
дыхание.

Не каждый студент удостаивается публикации своих научных работ в
центральных журналах. Тексты их докладов на ученом совете факультета
психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, напечатанные в <Вопросах философии>
(? 6 за 1975 г.), президент Академии педагогических наук В. Столетов
назвал <документами потрясающей силы>. Да, они именно таковы - и по
серьезности мысли, и по точности ее литературного выражения.

Сейчас эти студенты быстро продвигаются в освоении английского языка, и
преподаватели удивляются той легкости, с какой студенты схватывают
хитрости строя чужого языка - особенности его грамматики, синтаксиса и
стилистики. Язык вообще давно перестал составлять для них проблему.

А ведь они как были, так и остались физически слепоглухими, и, если бы
не наука, были бы обречены на бессознательное существование в мире мрака
и безмолвия, и физического и духовного - и в прямом и в переносном
смысле этих страшных слов. В мире, где есть лишь материя, но нет духа,
нет психики, нет сознания и воли, мышления и речи, где есть лишь
примитивные органические ощущения своего собственного тела, его
физических состояний, но нет никакого образа внешнего мира. Даже самого
смутного, не то что <адекватного>...

Теперь они высокообразованные и незаменимые специалисты в той науке,
которая исследует одну из самых трудных - если не самую трудную -
загадок мироздания - проблему возникновения и развития человеческого
духа, человеческой психики, проблему <души>, как ее именовали раньше.
Прекрасно понимая, что именно этой науке они обязаны тем, чем они стали,
все четверо решили посвятить свои жизни, свои силы разгадке тайны
рождения души - продолжению уникальной работы своих учителей - Ивана
Афанасьевича Соколянского (1889-1961) и Александра Ивановича Мещерякова
(1923-1974). Уж кто-кто, а они знают ей подлинную цену и подлинную ее
силу, ее значение для людей, для будущего всего человечества.

И если эту работу можно квалифицировать как уникальный по своей чистоте
и доказательности <эксперимент>, то они - не объекты эксперимента, а его
полноправные и действительно никем не заменимые участники, знающие
проблему не только извне, но и изнутри, как свою собственную, и потому
видящие в ней то, что не может увидеть ни один зрячий. Объектами
исследования они были только в начале своего пути, когда происходил
процесс рождения их личности, закладывался усилиями воспитателей ее
прочный фундамент. Дальнейший же путь - это уже их собственный подвиг,
сравнимый по его нравственному значению с жизнью Николая Островского,
Алексея Маресьева, Ольги Скороходовой и других не менее славных героев
нашей страны, нашей культуры.

И стал этот подвиг возможен именно потому, что они такими воспитаны -
людьми, обладающими развитой человеческой психикой самого высокого
класса: остро аналитическим интеллектом, ясным сознанием, упорнейшей
волей, завидным воображением и критичным самосознанием, т.е. всеми теми
психическими способностями, гармоническое сочетание которых и есть то,
что испокон веков люди называют личностью, творческой индивидуальностью
или талантом.

Они выросли на моих глазах. Я видел, как шаг за шагом совершалось это
почти неправдоподобное чудо: таинство рождения души и формирования
таланта. Ничего мистического тут не было. Был огромный труд
воспитателей-педагогов, продуманный до мельчайших деталей на основе
научно-материалистического понимания природы человеческой психики,
условий и закономерностей ее возникновения и развития. И, что самое
важное, работа И. Соколянского - А. Мещерякова с самого начала имела
значение, далеко выходившее за рамки дефектологии, она давала
возможность ставить и решать самые кардинальные проблемы общей
психологии, проблемы, имеющие самое непосредственное значение для всех.
<Особенность рассматриваемого эксперимента, - сказал действительный член
Академии педагогических наук А. Леонтьев на ученом совете факультета
психологии МГУ, - заключается в том, что он создает условия, в которых
делаются зримыми, мне хочется сказать, даже осязаемыми и притом
растянутыми во времени как бы с помощью замедленной киносъемки - узловые
события процесса формирования личности, становления (подумать только!)
человеческого сознания, условия, открывающие как бы окно в самые
сокровенные глубины его природы>. Очень точные слова.

Исходное условие жёсткое: психики нет вообще, и <сама> она не возникнет.
Ее надо <сделать>, сформировать, воспитать, создать. Для этого нужно
знать совершенно точно: что именно ты хочешь сформировать? Что такое
психика вообще? Что такое специально человеческая психика - интеллект,
сознание, воля? Где граница между психикой животного и психикой
человека? В каких условиях психика - интеллект, сознание, воля? В каких
условиях психика человека развивается нормально, а в каких дает
уродливые перекосы, педагогический брак? Всё это - вопросы, стоящие
перед каждой матерью и каждым отцом, перед любыми яслями и любым детским
садом, перед каждой школой и каждым вузом.
....
Когда четверо воспитанников А.И. Мещерякова выступали однажды в
переполненном университетском зале перед сотнями студентов и
преподавателей, в течении трех часов без перерыва внимавших им, на стол,
в числе прочих, легла такая записка:

<А не опровергает ли ваш эксперимент старую истину материализма?
("Ничего нет в разуме, чего не было бы в чувствах.") Ведь они ничего не
видят и не слышат, а понимают всё лучше нас...>

Я передал вопрос - буква за буквой, с помощью пальцевой азбуки
(дактильно) - Саше Суворову, уверенный, что он сумеет на него ответить
лучше, чем то сумел бы сделать я, и Саша, не задумываясь, отчетливо
произнес в микрофон:

- А кто вам сказал, что мы ничего не видим и не слышим? Мы видим и
слышим глазами и ушами всех наших друзей, всех людей, всего рода
человеческого...

Это был умный и точный ответ психолога-марксиста. И зал это оценил,
разразившись бурей аплодисментов. Он имел моральное и научное право
ответить на вопрос именно так - кратко, точно и убедительно, с полным
пониманием сути дела. Подумав немного, он добавил:

- А что касается понимания... Не знаю - наверное, нас просто правильно
учили этому - понимать то, что видишь...


***

Да, тут-то, по-видимому, и весь секрет. Секрет и ума, и таланта, и
<способности суждения>. Всех тех таинственных свойств, которые люди, не
в силах понять их природу и происхождение, целые тысячелетия пытались
объяснять либо вмешательством всемогущего бога, либо столь же
всемогущего случая, сочетающего в неповторимые комплексы материальные
атомы, молекулы и нейроны в составе <одаренного мозга>.

Саша Суворов и трое его коллег прекрасно знают, что бог тут никакого
участия не принимал. Столь же мало он склонен приписывать свои
способности уникальным особенностям своего мозга, неповторимости своих
мозговых извилин. Наоборот - все четверо получили от природы здоровье
неважное, сильно подпорченное болезнями, в том числе мозг, лишенный
таких важных каналов связи с внешним миром, как зрение и слух...

Объяснение всему они и не станут искать ни в особой божественной
благодати, ни в особой милости матери-природы. Все они скажут, что им
просто <повезло>. Посчастливилось попасть к людям, сумевшим привить им
любовь (т.е. неодолимую потребность) к труду, к знаниям, к общению с
другими людьми, к культуре высшего класса. К людям, которые сумели
воспитать их так, что они испытывают удовлетворение от самой добротно
сделанной работы, от самого процесса труда, от самого процесса овладения
знаниями. А не от тех наград и поощрений, которые за это могут
воспоследовать. Вот и вся тайна.


==========

обращение Ильенкова к проблемам развития личности, психологии и
педагогике.

Здесь он выступил не только как философ-логик, но и как выдающийся
педагог, и не только как теоретик, но и как практик воспитания.

Сегодня уже довольно широко известен опыт многолетнего сотрудничества
Ильенкова с А.И. Мещеряковым по воспитанию, интеллектуальному и
нравственно-эстетическому становлению личности у слепоглухих детей в
Загорском интернате. Об этом написано немало статей, снят кинофильм.
Однако в значительно меньшей степени осмыслено до сих пор то
обстоятельство, что этот опыт имеет не частно-прикладное, но всеобщее
значение для теории и практики воспитания, для эффективной перестройки
всей этой сферы общественной жизни

==========
[Русский Журнал]
www.russ.ru/archives/authors/belkin.htm
9.12.1997


[Александра Белкина] [Когорта]




Издательство "РОССПЭН" при финансовой поддержке Российского
гуманитарного научного фонда выпустило уже несколько книг в серии
"Философы России ХХ века"

....
философы ильенковского призыва - изменили лицо аудиторий, для них стали
читать и писать воскресшие и окрыленные В. Ф. Асмус и А. Ф. Лосев.
Восстановилась прерванная школа русской философии.

"Человека" своей философии Ильенков нашел в слепоглухих от рождения
детях Мещеряковской лаборатории, которые прилагали невероятные усилия,
чтобы научиться "простому" - мысли и речи. Эти дети обнаруживали тайну
идеального - его активную, а не зависимую природу. С тем Ильенков и
вошел в схоластику послевоенного "диамата" - с тезисом, что мысль - не
благонамеренно усвоенный урок, а деятельность, труд развития личности
вне заданных ей регламентов.

Ильенков еще писал с большой буквы Логику и Мышление. Его ближайшие
ученики - Трубников, Туровский, Батищев, Библер - во главу угла поставят
Этику мыслящего человека и Культуру м

==========