От Михаил Едошин Ответить на сообщение
К Сысой Ответить по почте
Дата 14.07.2002 19:19:27 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Версия для печати

Ответ

Мне кажется, от вас ускользнула диалектика фразы, понравившейся вам искренностью.

"Вы правы --- коммунарское воспитание враждебно семейному. Однако лишь в той мере, в какой коммунистическое мировоззрение враждебно
общинному -- не больше и не меньше."

Логическое продолжение: "Коммунарское воспитание также согласно с семейным. Однако, опять-таки, лишь в той мере, в какой
коммунистическое мировоззрение согласно с общинным. Чтобы определить меру враждебности-согласности следует проанализировать семейные
отношения, выделяя, грубо говоря, коллективистские и индивидуалистские. Коммунарское воспитание будет действовать в унисон с
коллективистскими и противодействовать индивидуалистским".

Разумеется, распространившись, коммунарское воспитание изменит семью, она будет уже не той, которую мы знаем. Но и семья, которую мы
знаем, не пребывает испокон веков --- она так же менялась с течением времени, следуя за изменениями основ жизни. В ней было и
избавление от стариков, схожее с тем, что показано в рассказе и фильме "Легенда о Нарайяме", и избиение жен мужьями,
воспринимавшееся как обыденное дело еще менее ста лет тому назад... Прочтите очерк Горького "Вывод" и оцените масштаб изменения
семейных отношений только за несколько десятилетий советской власти. Где эта "патриархальная семья", о которой вы так печетесь? Не
является ли она "беспочвенной выдумкой сухих педантов, изъясняющихся тарабарским языком"? Не кажется ли вам, что образ
"патриархальной русской семьи" представляет собой пестрый набор ее характеристик, понадерганных из разных этапов ее развития? Причем
в зависимости от наклонности исследователя надергиваются либо "положительные", либо "отрицательные" характеристики, и семья выглядит
то адом, то раем, хотя и то и другое одинаково далеко от действительности?

Теперь о самих коммунарах. Надеюсь, вас обрадует тот факт, что наставников в коммунарской методике нет. Наставник --- это человек,
противопоставленный воспитанникам. В коммунарской методике нет противопоставления воспитателей воспитанникам --- и те, и другие суть
товарищи по общему делу с той только разницей, что старшие больше знают, например, могут указать на типичные ошибки. Однако работают
все сообща и вовсе не факт, что предложение старших будет непременно принято. Более того, методика без изменений работает в
коллективах взрослых; тут, наверное, яснее видна ее суть --- нет наставников, есть более опытные.

Разумеется, коммунарское движение в процессе развития испытывало самые разные влияния и нередко сбивалось с курса; не обошлось и без
вырождения в элиту и прогрессорство. Однако, это именно вырождение и разбор соответствующих движений наглядно это показывает; суть
коммунарства, его прямое предназначение --- в воспитании коллективистов, т. е. людей, отдающих свои знания, свой труд на общее дело
и видящих в этом условие личного счастья.