|
От
|
Almar
|
|
К
|
Роман Ш.
|
|
Дата
|
01.12.2000 10:52:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
re: "Чумовое бытие замутняет нам сознание"
Поддерживаю замечание Скептика о том, что спор о бытие и сознании подобен спору о курице и яйце. Однако и в таком споре можно постепенно пытаться приближаться к истине. Я сторонник материализма (материализм не доказуем, но идеализм трижды не доказуем, материализм гораздо ближе к здравому смыслу нормального человека, даже если этот человек примерный христьянин и верит в библейское «сначала было слово»).
Однако чрезмерное упрощение мне не подходит. Как это ни парадоксально, критики левых часто упрекали последних не только за материализм, но и за идеализм, в смысле приверженности идеям и идеологии в ущерб здравому смыслу. То есть мол коммунисты не давали жить людям спокойно, тащили их в какое-то светлое будущее, вместо того, чтобы вкладывать денежки в производство туалетной бумаги, что б было как в цивилизованных странах, тратили их на раздувание пожара мировой революции и т.п. Так вот это похоже вызывает неестественную обратную реакцию. Многие хотят откреститься от первенства духовных интересов над материальными в своем собственном мировоззрении. Они говорят, что их оппозиционность базируется исключительно на собственных материальных потребностях ущемленных в последнее время, открещиваясь от всякой идейной подоплеки. Но это логично лишь, если говорить об исключительно личных интересах. Если же расширять сферу этих интересов на свою семью, своих детей и тем более на свою страну – в этом уже есть определенная идея. Крайнем выражением данной идеи является буддийское «человек не может чувствовать себя полностью счастливым, если в мире есть хотя-бы один страдающий» и хеменгуэевское «не спрашивай, по ком звонит колокол – он звонит по тебе».