>Устанавливаются особые дни , ритуалы,
>обряды (День Благодарения, например).
Хе! Есть получше, "презтдетьский день" - выходной в честь для рождения нескольких "отцов основателей".
>Отношение к "житиям" святых, символам власти квазирелигиозны (или, как
>удачно сказал Балагушкин - эта вера есть изоморфизм религии в
>традицинном понимании). Президенты , их выступления
Кстати, у нас подобным образом делали "житие" Ленина. Как он там в детстве кувшин разбил, а потом толи врал толи не врал, но это было один раз в жизни. Полная аналогия с Вашингтоном, чтоли. Дочка притащила домашнюю работу. Вашингтону в детстве топорик подарили, а на другой день любимая папина вишня была заботливо срублена. Мальчишка отнекивался... Как Вы думаете врал или нет. Ну доллар там через Патомак перебрасывал или размышлял стоит ли спасать свинью из грязи или лучше не пачкать курточку.
Но у нас это дело не пошло. У нас всех руководителей кроме Ленина отродясь замалчивали. В моем учебнике истории СССР, включавшем период войны Сталин был упомянут 2 раза, вскользь. Это называли "попыткой реабилитировать...". Зубрить наизусть имена всех президентов, слава богу, не заставляли. Да и то, у нас готь правили пожизненно, а в штатах менялись каждые 4-8 лет, а малышам всех зубри!
С другой стороны, хрен бы американы смогли обожествить Родину как у нас. Земля у них товар, вся в собственности и за заборами. О ней даже думать как о своей - преступление. "хороших и верных товарищей" с их трудолюбивой фтомизацией и стандартизацией людей нет и быть не может. Остаются только фетиши-президенты, которые для всех.
>Как указывает Бенедикт Андерсон, Родина - это то, за что можно умереть
>почетной смертью; это ценность, за которую не только не жалко, но и
>престижно отдать свою жизнь; главный идеологический, эти-ческий и
>эстетический символ-репрезентант Родины - могила неизвестно-го
>солдата.
Ну тут он хватил! "Символ Родины - могила"! Выдает вражина желаемое за действительное. Даже сейчас это не так. Хоть на плакаты посмотрел бы, типа "Ты записался добровольцем?" "Родина - мать зовет!" "Боец Красной армии, Спаси!" У американов на таких же плакатах фигурирует ... Дядя Сэм!
>Не все попытки создания канонических текстов были столь удачны. В целом
>история взаимоотношений между советской властью и советскими писателями
>предстает перед нами историей отчаянных попыток со сторо-ны "инженеров
>человеческих душ" угадать, что именно от них хочет ус-лышать власть,
Кстати, это так. Видно запутала наша власть несчастных "инженеров" в особенности евреев, в доску. На словах евроцентризм, на деле "архаический крестьянский коммунизм". Перечитывал недавно "Швамбранию" Кассиля, думал давать дочке или нет. Так там просто наружу прет. Хочет Лев как надо, да не знает как. И никто объяснить не может.
О фанатизме. Это тоже забавно. Есть книжка "войны Америки". Переиздается каждые 4 года с добавлением очередного десятка войн, случившийся между изданиями. Чудо! Да, они скажут что атомизировать Японию было не обязательно, что этим хотели шантажировать СССР, и все такое. Но в конце добывят что "это дало очередную палку для битья Америки в руки вражеской пропаганды..." "Красные" вышли из Кореи сразу, а янки остались более чем на год. "И это используется как очередная палка для битья Америки"... Ах, каким ударом для америки был процесс над лейтенантом Келли! Многие люди в мире решили что и американские солдаты могут вести себя как коммунисты...
Не знаю как эту книгу воспринимают американы, но для постороннего просто чудо! Все бьют бедную Америку. Все обижают бедную справедливую и щедрую Америку. Со всех сторон на нее сыпятся палочные удары. А атомные бомбы на мирные города, ковровые бомбардировки Ханоя, Напалм - все это вовсе не палки для битья всего остального мира.
> Хотя общая
>"материнская" метафорика семьи (Родина-мать вспоила / вскормила /
>вос-питала / дала все, сыновья / дочери Родины) и сохраняется, акцент
>делает-ся не на темном чувстве крови, а на сверх-этническом, т. е.
>духовном, идейном родстве строителей коммунизма.
Слава богу, вспомнили.
>Советская Родина - это
>новая цивилизация, современное модернизированное государство. Ее
>индустри-альная мощь составляет неотъемлемую часть программы
>строительства нового общества и создания новой общности людей -
>Советского народа.
Все так, как писал СГ в "науке и идеологии", в догоняющих обществах прогресс часто сокрализуется. За что и поплатились. То на картошку ездить не хотели, то речи толкали вроде тех, которыми нас тут на форуме КЕД потчует и под них ломали "совок за отсталость".
>Между прочим, именно идеалы Разума и Света составляют коренное отличие
>дискурса советской Родины не только от дискурса православного и
>самодержавного Отечества, но и от нацистского Vaterland'a: светлый,
>солнечный, романтический культ советской Родины глубоко чужд игре в
>средневековый мистицизм.
И в водяные счетчики. Эх, не травите душу!
>В библейских контекстах труд - это наказание за первородный грех,
>проклятие ("В поте лица будешь зарабатывать хлеб твой").27 В риторике
>Социалистической Родины труд на благо Родины есть дело чести, почет-ная
>обязанность. Очевиден сдвиг значения "с точностью до наоборот": от
>проклятия к благодати.
>Следует помнить, что труд - это базовая идеологема на протяжении всей
>истории рабочего движения и социализма.
Вот при чем тут рабочее движение не совсем ясно. В крестьянском понимании земля принадлежит тем кто на ней работает: "Мы ваши, а земля наша". Тоесть именно труд - источник длягодати. У буржуев с пролетариями и их частной собственностью все иначе. Для России это не актуально. Хотя многие писатели действительно путались.
>Здесь возникает понятие свободный труд - имя, которое с религиозной
>точки зрения представляет собой оксюморон,
Да ведь разные бывают религии.
>Снова, как и в нарративе об изменни-ке Родины, мы сталкиваемся здесь с
>ветхозаветным мотивом Благодати. Однако советские люди благодарят за эту
>благодать не божество и не сле-пые силы природы, а мудрое руководство
>коммунистической партии, ве-дущей Родину по пути новых и новых великих
>свершений.
Я думаю советские люди, которых солдатики вывозили на БТРах из охваченых погромами Баку и других городов, благодарили не "мудрое руководство", а этих самых солдатиков. И тех кто им БТРы сделал, и т.д. И в более спокойной обстановке благодарили врача, учителя... В штатах не понимают зачем у нас дарят учителю цветы и почему ученики десятилетия спустя навещают своих учителей.
>Так, мы указывали на
>то, что человеческая значимость отношений материнства и детства
>оказывалась вторичной по отношению к идеологеме материнства как метафоры
>взаи-модействия между Родиной-государством и ее гражданами.
Вот ведь указатель нашелся! Что первично что вторично разрассуждался. А на каких основаниях? Он бы не респондентов допрашивал, а домой к ним зашел. Ну а что Родина была нам родной Матерью, а не сакрализованым бюрократом дядей Сэмом, так у нее домен другой. С обычным понятиями материнства она не конкурирует. Она Б-52 отгоняла ит своих детей, но не сама, а руками вставших на ее защиту сыновей. И согревала их, но тоже руками своих сыновей которые сибирские нефтяные месторождения осваивали.
Расширен у нас домен семейных отношений на весь народ, но это не значит что собственно семья стала вторичным явлением. Семья - ячейка общества.
> Точно так же
>из метафоры Родины-дома "соткался" и реальный человеческий дом - се-мья,
>родственная связь, хозяйство, двор и пр. Этот "вещественный" дом
>оказался существующим ровно в той степени, в какой он мог служить
>ос-нованием для метафоры Родины, которую должно защищать.
Этот Дом-Родина был именно домом. Я мог пойти в ближайший лес или на речку с тем же правом с каким входил с себе домой. Они небыли огорожены от меня колючей проволокой, собаками а то и вооруженными охранниками, как на западе. Поэтому Родина-Дом это даже не метафора. Эту фразу надо понимать буквально. Да автор видимо совсем ослеп от своего евроцентризма - мой дом - моя крепость, и уж конечно частная собственность.
> Телесные
>функции (семья, родство, повседневное сосуществование под одной
>кры-шей), таким образом, производятся не столько собственно
>взаимодейст-виями между людьми, сколько метафорическими значениями
>соответст-вующих имен (семья, мать, дом, родина) в рамках идеологической
>картины мира,
Интересно было бы попросить автора обрисовать в общих чертах "неидеологическую картину мира", а потом мы бы все дружно посмеялись.
>Тот же самый символический ход мы наблюдаем в метафорике дискурса о
>величии Родины: ее физические параметры оказываются производными от
>идейного величия объединяющей ее идеологии, наличие в ее географи-ческом
>ландшафте всего "самого-самого" представляется самим собой ра-зумеющимся
>результатом ее исторической избранности и отмеченности; богатство недр и
>протяженность - это своего рода божественная благо-дать,
Да, за это тоже жестоко поплатились. Однако, только обнаружив что всего этого нет, начинаешь лучше понимать все величие нашей Родины, которая в замороженной пустыне создала сверждержаву. Одной любовью, служением, долгом своих сыновей и дочерей.