|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
12.02.2002 10:47:10
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Вот сайт(*/+)
http://nationalism.org/aziopa/
А. А. Кизеветтер: Евразийство NEW
Таково в основных чертах учение евразийцев. Пронизанное противоречиями, оно представляет собою слишком легкую, как бы воздушно-фантастическую постройку. Притязая на эмпиричность, евразийцы с полной непринужденностью распоряжаются по своему усмотрению фактами эмпирической действительности. Одни элементы европейской культуры они произвольно признают ее основоположными стихиями, а другие просто-напросто отбрасывают в сторону и вот -- готова характеристика этой культуры, как сводящейся целиком и без остатка на материализм, атеизм и социализм. С таким же пренебрежением к подлинным фактам, засвидетельствованным историей, они рисуют перед нами фатастически-идиллическую картину духовного родства Руси и татарщины и каким-то непонятным образом плодом этого русско-татарского культурного единения у них оказывается торжество на Руси православия. Этой фантастической русско-татарской Евразии они присвояют миссию стать во главе всего внеевропейского мира против европейской культуры, тлетворной, насильнической и дышущей на ладан. А в противоположность этому гниющему европейскому западу (как давно, подумаешь, он уже гниет: еще наши деды, если не прадеды, в 40-х годах XIX в. твердили об этом гниении, а все никак сгнить не может) Евразии предлагается и предрекается явить миру небывалую картину экономического прогресса под пятой патриархального деспотизма.
--------------------------------------------------------------------------------
Николай Бердяев: Евразийцы
Евразийцы неверны русской идее, они порывают с лучшими традициями нашей религиозно-национальной мысли. Они делают шаг назад по сравнению с Хомяковым и Достоевским и в этом они духовные реакционеры. Они партикуляристы, противники русской всечеловечности и всемирности, противники духа Достоевского.
--------------------------------------------------------------------------------
Георгий Флоровский: Евразийский соблазн
О родстве с Азией, и кровном и духовном, евразийцы говорят всегда с подъемом и даже упоением, и в этом подъеме тонут и русские, и православные черты. В советской современности, из-под интернационалистической декорации, евразийцы впервые увидели “стихийное национальное своеобразие и неевропейское, полуазиатское лицо России-Евразии”, увидели и “Россию подлинную, историческую, древнюю, не выдуманную “славянскую” или “варяжско-славянскую”, а настоящую русско-туранскую Россию-Евразию, преемницу великого наследия Чингисхана”. “Заговорили на своих признанных теперь официальных языках разные туранские народы, татары, киргизы, башкиры, чуваши, якуты, буряты, монголы стали участвовать наравне с русскими в общегосударственном строительстве и на самих русских физиономиях ранее казавшихся чисто-славянскими, теперь замечаешь что-то тоже туранское; в самом русском языке зазвучали какие-то новые звукосочетания, тоже “варварские”, тоже туранские. Словно по всей России опять, как семьсот лет тому назад, запахло жженым кизяком, конским потом, верблюжьей шерстью — Туранским, кочевым... И встает над Россией тень великого Чингисхана, объединителя Евразии... Наше отношение к Азии интимнее и теплее, ибо мы друг другу родственнее”,— утверждают евразийцы. Евразийская культура именно “в Азии у себя дома”, ей ближе всего “азиатские культуры”, и “для ее будущего необходимо... совершить органический поворот к Азии”.
--------------------------------------------------------------------------------
П. А. Сапронов: От Руси до России вместе с Л. Н. Гумилёвым
Бесконечные анекдоты и детективы с их «неглупыми», «жестокими» и «беспринципными» персонажами, «великолепно разбирающимися в этнополитической обстановке» или, напротив, делающими этнополитические ошибки, наполняют гумилевское повествование о Руси-России. Никого и ничего, кроме бесплотных теней, на историческую арену Л. Н. Гумилев не выводит... Когда Гумилев считает необходимым объяснить что-либо из описываемых им исторических реалий, для него оказывается достаточным нажать на одну из двух кнопок: кнопку пассионарности или кнопку отсутствия таковой.
--------------------------------------------------------------------------------
Олег Арин: В капкане «Евразии»
Если для Бжезинского Россия представляется "политической черной дырой" Евразии, то для многих наших геополитиков, как уже говорилось выше, Евразия и есть Россия, то есть ни Европа и ни Азия, а некий синтез, нечто третье. Здесь нас ожидает еще один капкан. Действительно, Россия географически расположена на территориях и Европы, и Азии. Но если следовать культурно-цивилизационному принципу, в соответствии с которым европейцы и азиаты - это определенные специфические типы цивилизаций, то россияне не будучи ни теми, ни другими, не могут быть и евразийцами. Точно также как азиаты отличаются от европейцев, россияне отличаются от тех и других. Россияне - это тоже особый тип культуры, мышления и поведения, стоящие особняком от всех остальных типов.
--------------------------------------------------------------------------------
Александр Елисеев: Мистика Крови
Почвенническим "мифам" евразийства надо противопоставить грозовой арийский Миф Крови. Именно Миф, понимаемый как объединение идеального и материального. Миф, отрицающий все формы материализма и спиритуализма, преодолевающий трагическую раздвоенность белого полубога - ария - на дух и плоть. Этот Миф ляжет в основу истинно консервативной революции - революции Крови. Она уже близка, и её грозовые всполохи отчётливо видны в причудливых зигзагах патриотической рефлексии, происходящей в России и во всём белом мире. Русские заговорили о расе и, что самое характерное, стали связывать её чистоту с чистотой веры, с православной мистикой. Вспоминается сбывшееся пророчество Ноя о том, что сыны Иафета вселятся в шатры Симовы, то есть станут опорой истинной Веры. Арийство христианизируется, а христианству возвращается его арийское понимание.
--------------------------------------------------------------------------------
Егор Холмогоров: Традиция vs традиционализм
Как и всякий синкретический проект — проект Дугина это стилизация. Не более того. Посему судить о нем богословски можно коротко — просто констатировать тот факт, что это не Православие, а, в лучшем случае, попытка попользоваться Православием для каких-то инородных ему целей. В ней может быть больше или меньше православных элементов, они могут быть прилажены более или менее удачно, но, в любом случае, Православие тут будет не более чем еще одним символическим языком для выражения иной, чуждой ему и, возможно, враждебной ему реальности. Собственно, именно такое похищение православного христианского языка, для выражения чуждого ему содержания и называется ересью.
--------------------------------------------------------------------------------
Андрей Новиков: Катехизис попокоммунизма
Евразийская доктрина есть выдающаяся геополитическая мистификация современности, формулирующая неототалитарные (псевдотрадиционные) культурно-политические императивы конца XX столетия как «естественные» географические. Т. н. «Евразия» не есть объективный географический или геополитический или мистический статус России, она есть псевдоним посткоммунистического тоталитаризма. Россия никогда не была Евразией, она есть европейское и только европейское государство; «евразийство» же есть искусственный миф, созданный самими евразийцами. Рассматривание России как Евразии есть определение её как Орды. Лев Гумилёв есть ИДЕОЛОГ ОРДЫ, создавший ордынскую версию России, видящий в России Орду; и вся его теория направлена на то, чтобы превратить Россию в Орду. Видеть в России Евразию есть тягчайшее издевательство над душой России, её европейской культурой, её исторической трагедией."
--------------------------------------------------------------------------------
Дмитрий Галковский: Русская политика и русская философия,
глава IV
Евразийство, сконструированное ОГПУ, и есть единственная идеология марксизма... При знакомстве с текстами евразийцев бросается в глаза декларативность, полная укладываемость в две-три фразы. Больше всего это напоминает "легенду" прилежного диверсанта: "Эвакуировался в тыл, отстал от эшелона". Многочасовые допросы никакой новой информации не добавляют, из подвала доносится все то же монотонное бубнение: "Отстал от эшелона. Не помню. Эвакуировался в тыл". В первых строчках евразийских статей размашистой кистью провинциального журналиста рисуется грандиозная панорама: "великая равнина", "континент Евразия". Хорошо. Заинтригованный читатель ждет, "что дальше". Но, увы - дальше ничего нет.
--------------------------------------------------------------------------------
Владимир Ступишин: Соблазн неоевразийства
А вот свидетельство отца Георгия Флоровского, виднейшего участника изначального евразийства, прозревшего раньше многих других своих сподвижников. "Судьба евразийства - история духовной неудачи", - писал он в 1928 году. На поставленные жизнью вопросы евразийцы "ответили призрачным кружевом соблазнительных грез. Грезы всегда соблазнительны и опасны, когда их выдают и принимают за явь. В евразийских грезах малая правда сочетается с великим самообманом... Евразийство не удалось. Вместо пути проложен тупик. Он никуда не ведёт"."
--------------------------------------------------------------------------------
Алексей Кара-Мурза: Между Евразией и Азиопой
Проблематика "Азиопы" - это и есть образец осмысления полномасшабного кризиса русской идентичности. Ибо действительный идентификационный кризис имеет место "на грани небытия", т.е. не тогда, когда предлагается "на выбор" несколько цивилизационных решений, а тогда, когда приходится выбирать меньшее из зол среди нескольких вариантов социальной деградации. Иначе говоря, кризис идентичности - это ситуация не "между двумя цивилизациями" (например, между Востоком и Западом), а между двумя "варварствами". Драматизм этой ситуации заключается в том, что самоидентификация здесь осуществляется "от противного" и потому - несвободно; она требует повышенной дозы мифотворчества, порождающего все новые иллюзии и химеры.