21 января 16:49 Бизнес-команда Трампа и «конфликт интересов»
Валентин Катасонов о ближайшем окружении нового президента США
Валентин Катасонов
Сразу после победы Дональда Трампа на президентских выборах он начал активно формировать команду «своих людей», которые будут помогать ему реализовывать программу. Большинство этих людей —из штаба предвыборной кампании Трампа, спонсоры кампании или же люди, которые по опыту своей работы или убеждениям способны активно двигать идеи нового президента в жизнь. По сравнению, скажем, с предыдущим президентом Бараком Обамой деятельность Трампа по формированию команды имеет особенности.
Во-первых, поражает скорость. На сегодняшний день почти все основные портфели министерских и иных высших государственных постов уже в предварительном порядке распределены (у Обамы этого еще не было даже после того, как он въехал в Белый дом).
Во-вторых, у большинства кандидатов Трампа нет опыта работы в госструктурах. Из 20 человек команды, представленных в таблице, такого опыта нет у 11 человек. Раньше такие «новички» были большой редкостью в командах вновь избранных президентов Америки.
Команда Трампа
Кандидатура Предполагаемая позиция Со (д
Майк Пенс вице-президент 63
Рекс Тиллерсон госсекретарь 36
Стивен Мнучин министр финансов 65
Джеймс Мэттис министр обороны не
Джефф Сешнс генеральный прокурор 7,4
Райан Зинке министр внутренних дел 86
Уилбур Росс министр торговли 2,
Эндрю Пуздер министр труда 11
Том Прайс министр здравоохранения и социальных служб
18
Бен Карсон министр жилищного строительства и городского развития
23
Элейн Чао министр транспорта 25
Рик Перри министр энергетики 1,
Бетси Девос министр образования 13
Джон Келли министр внутренней безопасности
не
Райнс Прибус глава администрации президента
не
Скотт Прюитт глава Агентства по охране окружающей среды
не
Мик Малвани директор Административно-бюджетного управления
2,
Никки Хейли постоянный представитель США при ООН
не
Линда Макмэн глава администрации малого бизнеса
1,4
Винсент Виола министр армии 1,
В-третьих, команда Трампа состоит из очень состоятельных людей. Многих из них без оговорки можно назвать бизнесменами (или капиталистами). В табл. 1 фигурируют три миллиардера —Уилбур Росс (претендент на пост министра торговли), Линда Макмэн (кандидат на должность главы администрации малого бизнеса) и Винсент Виола (министерство армии). Большинство остальных (по которым имеется информация) —миллионеры. Лишь два члена команды имеют состояние (финансовые и материальные активы) меньше одного миллиона долларов США.
Имеющих опыт работы в госструктурах —менее половины. Кто они? Прежде всего, Майк Пенс, второй человек в команде, вице-президент США. Опыт нарабатывал на посту губернатора штата Индиана. В течение 12 лет работал в Палате представителей, именно поэтому Трамп сделал на него ставку как на человека, который должен обеспечить связь с Конгрессом США для новой администрации Белого дома. По сути это первый человек, которого Трамп определил в свою команду, когда до финиша предвыборной кампании было еще очень далеко (в середине лета 2016 года). Надо отдать должное Пенсу. Он проявил решительность: получив предложение от Трампа, закончил свою кампанию по переизбранию на пост губернатора Индианы и стал баллотироваться только на пост вице-президента. Майк Пенс выглядит в команде «белой вороной» как человек с самым скромным имущественным положением. Но в каком-то смысле это важно, придает ему дополнительный вес как политику, свободному от финансовых «уз».
Среди других членов команды Трампа, имеющих опыт работы в госструктурах, можно выделить Тома Прайса (пост министра здравоохранения и социальных служб) и Элейн Чао (пост министра транспорта). Они сочетают опыт госслужбы с весьма солидным имущественным статусом, позволяющим уверенно называть их полновесными миллионерами.
Имена почти всех новичков государственной службы можно связать с именами известных в США и в мире бизнес-структур. «Главный дипломат» США —Рекс Тиллерсон —президент и председатель совета директоров нефтяного гиганта Exxon. Кандидат на кресло министра финансов —Стивен Мнучин —ассоциируется с банком Уолл-стрит Goldman Sachs (Стивен проработал там 16 лет). Уилбур Росс, рассчитывающий занять кресло министра торговли, —основатель крупнейшей американской текстильной компании International Textile Group, а также компании International Automotive Components Group (IAC). Последняя имеет в своем составе 79 предприятий по производству автомобильных запасных частей в 18 странах и осуществляет их поставки таким гигантам автопрома, как Ford, General Motors, Honda и другие. Претендующий на должность министра труда Эндрю Пуздер в 1997 года стал исполнительным вице-президентом корпорации CKE Restaurants. Впоследствии он занял должности президента и генерального директора этой сети, насчитывающей 3200 ресторанов быстрого питания с суммарным доходом 1,4 млрд долл. Претендент на пост главы администрации малого бизнеса Линда Макмэн является руководителем и президентом компании World Wrestling Federation (WWF), специализирующейся на спортивно-зрелищных мероприятиях. Трамп отозвался о WWF как примере успешного, динамично растущего бизнеса. Винсент Виола —матерый игрок на финансовых рынках, владелец одной из крупнейших в мире высокотехнологичных трейдинговых компаний и клуба НХЛ.
Команда президента США, состоящая из профессионалов от бизнеса, дополняется несколькими вояками. В первую очередь, это конечно, Джеймс Мэттис, министр обороны. Он —ветеран войны в Ираке, генерал Корпуса морской пехоты США, бывший командующий Межвидового командования Вооруженных сил США с 2007 до 2010 гг. В 2007—2009 гг. параллельно занимал одну из высших командных должностей в НАТО. Джон Келли, будущий руководитель министерства внутренней безопасности, —отставной генерал. В 2009—2011 гг. в звании генерал-лейтенанта командовал резервом морской пехоты и северным командованием корпуса морской пехоты, в 2011—2012 гг., являлся старшим военным советником министра обороны США. А Райан Зинке, будущий министр внутренних дел, —наполовину политик, наполовину военный. В 1986—2008 гг. служил в спецподразделении ВМС США, капитан 2-го ранга. После увольнения с военной службы, в 2009 —2011 гг. член Сената штата Монтана, затем перебрался в Капитолий, стал членом палаты представителей Конгресса США от штата Монтана. А вот у Винсента Виолы, которому Трамп доверил министерство армии, военный опыт ограничивается тем, что в молодости он служил в 101-й воздушно-десантной дивизии. Зато недостаток такого опыта компенсируется богатством.
На сегодняшний день, как мы отметили, в команде Трампа насчитывается,по крайней мере, три миллиардера. На самом деле, их может быть больше. Во-первых, команда еще полностью не укомплектована. Во-вторых, не все из уже названных кандидатов раскрыли информацию о своих активах (состояние четырех человек не известно). В-третьих, по некоторым членам команды оценки состояния сильно варьируют. Например, имущественная оценка по Бетси Девос (кандидат на пост министра образования) —130 млн долл. Однако позднее появились другие оценки. Называется даже цифра 5 миллиардов долларов.
Окончательное утверждение кандидатур команды будет происходить уже после 20 января 2017 года. Решение будет принимать члены верхней палаты Капитолия —Сената. Уже сложилась практика, что сенаторы заранее получают исчерпывающую информацию о кандидатах. Претендентам на занятие должностей приходится заполнять многочисленные бумаги. В том числе так называемую «форму 278» (публичная декларация финансовой отчетности), перечисляя все свои финансовые и нефинансовые активы и описывая подробно историю их приобретения. Для миллионеров и миллиардеров это совсем не простая задача. Так, в свое время президент Барак Обама предложил пост министра торговли миллиардерше Пенни Притцкер, обладательнице сети сеть дорогих отелей Hyatt. Даме пришлось заполнить декларацию, объем которой составил 184 страницы. Последнее время сенаторы становятся более придирчивыми и требуют от претендентов формы не только за год, а за последние три года. Параллельно ФБР по своим каналам изучает историю жизни каждого кандидата как минимум за предыдущие 15 лет.
Назначенцам Трампа предстоит не только заполнять формы и отчитываться перед сенаторами, но также избавиться от своих авуаров и занимаемых должностей в бизнес-структурах. Как правило, активы передаются фондам в трастовое управление. Этого требует федеральный уголовный закон, направленный на предотвращение конфликта интересов, за его соблюдением следит структура, называемая «Офис правительственной этики» (ОПЭ). Вспомним ту же Пенни Притцкер: она перед официальным назначением на пост министра торговли должна была подписать обязательство продать свою долю в более чем 200 компаниях.
Впрочем, все перечисленные требования распространяются не только на членов команды президента, но также на самого Трампа. Кстати, Трамп до сих пор не обнародовал окончательные данные о своих активах и доходах. Журнал «Форбс» уже многие годы включает в свои списки Дональда Трампа, в последнем рейтинге журнала состояние его было оценено в 4,5 млрд долл. Перед выходом на беговую дорожку предвыборной кампании Трампу пришлось заполнять справку о доходах, которая была подана в Федеральную избирательную комиссию. Она оказалась самой большой среди справок такой формы в истории ведомства —состояла из 104 страниц. А сумма имущества превысила 10 млрд долл. Новая справка, которую надо представить в ближайшее время, будет иметь еще более подробную форму. Можно предположить, что ее заполнение —задача не из легких. Здесь Трампу «подставиться» никак нельзя.
У Трампа обширная бизнес-империя. До него у многих хозяев Белого дома не возникало большим проблем с имуществом. Не так сложно передать в трастовое управление банковские депозиты, облигации, акции и иные «портфельные инвестиции». А вот передача «живого бизнеса», особенно такого многопрофильного и географически рассредоточенного, как у Трампа, —серьезнейшая проблема. Трампу еще придется поломать голову над решением этой задачи. Иначе он может через несколько лет вернуться к «разбитому корыту». А сохранение каких-то нитей управления активами (пусть, на первый взгляд, не видимых постороннему глазу) будет вынуждать Трампа жить под дамокловым мечом возможных обвинений или даже угрозы импичмента.
Впрочем, все-таки в истории США были президенты, которые обладали большими активами; их (как и Трампа) можно назвать президентами-капиталистами. К таким президентам-капиталистам ХХ века можно отнести Теодора Рузвельта, Франклина Д. Рузвельта, Джона Ф. Кеннеди. Им каким-то образом удавалось решать задачку под названием «конфликт интересов», но это уже тема особого разговора.
Впрочем, и для членов команды Трампа принципиально ничего нового нет. Требования, подобные сегодняшним, существовали на протяжении, по крайней мере, последнего столетия. Тем не менее, олигархи редко отказывались от соблазнительных предложений пойти во власть. Вспомним не столь уже отдаленные времена, когда кресло вице-президента США в период 1974—1977 гг. занимал Нельсон Рокфеллер, член известной олигархической династии и сам крупный банкир. А до этого, между прочим, на протяжении периода 1959−1973 гг. он был губернатором штата Нью-Йорк. На этой должности, как можно догадываться, также возникали свои «конфликты интересов». А среди министров финансов США вообще трудно найти таких, кто до этого не работал в банках и не имел солидных капиталов. Вот, например, Эндрю Меллон —американский миллиардер, банкир, владелец сталелитейных и алюминиевой компаний, железных дорог. Тем не менее, это не помешало ему быть министром финансов при трех последовательных президентах —У. Гардинге, К. Кулидже и Г. Гувере (с 1921 по 1932 гг.). В середине 1920-хгг. Эндрю Меллон выплатил третий по величине налог на прибыль в Штатах, уступив только Джону Д. Рокфеллеру и Генри Форду. В 1929—1930 гг. его состояние достигло максимального уровня, порядка 300−400 млн долл. (больше было только у Рокфеллера). И при этом, заметим, никто из биографов этого олигарха не вспоминает, что у Меллона были какие-то скандалы на почве «конфликта интересов». Умели ведь делать бизнес на государственных должностях!
И по возвращении в бизнес активы таких получиновников-полукапиталистов почему-то всегда заметно прирастали. О том, что упомянутая выше структура «ОПЭ» сегодня «не ловит мышей» свидетельствует,в частности, разгоревшийся в этом году скандал вокруг Фонда Клинтонов. Хиллари Клинтон,заняв пост государственного секретаря США в команде Барака Обамы, обязалась воздерживаться от получения ее фондом средств от правительств других государств. Такие средства поступать перестали, но вместо них было много взносов от зарубежных юридических и физических лиц, ассоциированных с правительствами других государств.
Судя по тому, какая среди американских банкиров и прочих деятелей бизнеса возникла конкуренция за должности и портфели в команде Трампа, моральные тонкости, связанные с «конфликтом интересов», их мало волнуют.