Авиа-партизаны: перевозка грузов на этапе самих эксплуатационных испытаний
Программа эксплуатационных испытаний включала в себя 250—400 полётов с общим налётом не менее 1000 часов. Многократные попытки КБ договориться о сокращении объёма эксплуатационных испытаний закончились безрезультатно. Отраслевые институты (ГосНИИ ГА и ГосНИИ АН) также остались без государственного финансирования и были заинтересованы в проведении максимально возможного количества полётов. Поэтому решили зарабатывать средства самостоятельно, начав перевозку грузов на этапе самих эксплуатационных испытаний[13].
Благодаря усилиям занимавшего в то время должность начальника ЖЛИиДБ В. Т. Климова, решение о совмещении эксплуатационных испытаний с грузовыми перевозками на самолётах Ту-204 подписано премьер-министром РФ В. С. Черномырдиным. Появилась возможность оплачивать авиационное топливо, аэропортовые сборы, метеообеспечение и аэронавигацию, а также стимулировать непосредственных участников испытаний в АНТК им. А. Н. Туполева, ЛИИ, ГосНИИ ГА, ГосНИИ АН, Авиарегистре МАК и других организациях. Таким образом, только благодаря этим своевременно принятым мерам удалось закрыть все долги и в полном объёме завершить эксплуатационные испытания Ту-204[14].
Минобороны призывает новых гражданских
Как стало известно «Ъ», Министерство обороны рассматривает возможность вывода из эксплуатации (в 2 раза менее экономичных к современным) самолётов Ту-154, Ту-134 и Ил-62М, используемых в вооружённых силах РФ. Заменой им могут стать новые лайнеры Ту-214 и SSJ 100. Для промышленности — компании «Туполев» и «Гражданских самолётов Сухого» — заказ крайне выгоден, поскольку гарантирует загрузку мощностей на заводах в Казани и Комсомольске-на-Амуре соответственно. Перспективы упираются в финансовый вопрос: министром поручено проработать его так, чтобы военным не пришлось изыскивать дополнительные средства.
О том, что Сергей Шойгу поручил проработать возможность замены пассажирских самолетов Ту-154, Ту-134 и Ил-62М на новые российские аналоги, «Ъ» рассказали источники, близкие к руководству Минобороны, а также несколько топ-менеджеров предприятий авиационной промышленности. По их словам, этот вопрос был поднят министром в ходе одного из ведомственных совещаний в начале января, после чего этим занялся его заместитель по вооружениям Юрий Борисов. «Сейчас ведутся консультации с промышленностью, подбираются оптимальные варианты», — добавили в военном ведомстве. В пресс-службе Минпромторга «Ъ» сообщили, что «никаких документов на этот счет от Минобороны в министерство не поступало», однако подчеркнули:
предприятия Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) могут произвести и поставить для нужд Минобороны самолёты Ту-214, Ту-204СМ, SSJ 100, а также Ил-96−300
>Для уменьшения сопротивления в крейсерском режиме полёта применена автоматическая перекачка топлива после взлёта в хвостовой бак, размещённый в киле самолёта. Это позволяет смещать центр масс самолёта на 10 % средней аэродинамической хорды, тем самым уменьшая потери на балансировочное сопротивление[30].
Динамически выдвижные (вперёд) двигательные консоли значительно улучшают аэродинамические характеристики полёта и экономию топлива соответственно помимо решения задачи обеспечения смещения центра масс самолёта для устойчивости и снижения балансировочных нагрузок. На укороченных (более манёвренных) вариантах фюзеляжа (Ту-204-300(-100)СМ) новый вариант консолей улучшит устойчивость к опрокидыванию (свойство укороченных фюзеляжей).