РФ теряет весь украинский рынок - 4 АЭС, 15 энергоблоков. Теперь будут стараться по демпингу сплавить образовывающийся неслабый излишек "хоть кому-то, хоть за сколько".
>На фоне целой череды значимых (к сожалению, чаще негативных событий декабря: убийство посла РФ в Турции Андрея Карлова, крушение самолёта министерства обороны РФ Ту-154 у побережья Сочи) произошло событие, которое осталось в тени. Причины понятны: декабрьские трагедии по определению вызвали огромный информационный резонанс. И в то же время значимость события, о котором речь пойдёт в этом материале нельзя недооценивать.
>В текущем месяце произошло событие, которое уж точно войдёт в технологическую историю России – и войдёт со знаком плюс. Речь о заключении первого за всё время существования государственной корпорации «Росатом» контракта на поставку топливных элементов для атомной электростанции западной, если можно так выразиться, «морфологии».
>Топливная компания «Росатома» «ТВЭЛ» нарушает идиллию, долгие годы царившую на западных рынках ядерного топлива, которые фактически без какой-либо конкурентной составляющей были поделены между американской компанией «Westinghouse» и французской «Areva S.A.». Российская компания впервые разделила контракт на поставки ядерного топлива с упомянутыми компаниями, несмотря на жесточайшие условия работы в этой сфере на западном рынке.
>Кто же стал той самой стороной, которая пригласила российскую компанию для поставок топливных сборок именно российского производства? Здесь сразу нужно подчеркнуть, что речь идёт именно о полноценных топливных элементах для ядерных реакторов западного формата, а не о топливе в виде обычного сырья.
>Этой стороной является Швеция, а точнее шведская энергетическая компания «Vattenfall Nuclear Fuel». Шведы подписали контракт с российским «ТВЭЛом» на поставки топливных сборок для 3-го и 4-го реакторов АЭС Рингхальс. Это крупнейшая атомная электростанция Швеции, введённая в эксплуатацию ровно 40 лет назад. Электростанция основывает свою работу на реакторах двух типов: PWR (реактор с водой под давлением) и BWR (кипящий водо-водяной реактор).
>На основании заключённого контракта, российская компания будет заниматься поставками топливных элементов («ТВС-Квадрат») собственного производства на энергоблоки, работающие на реакторах с водой под давлением.
>Что обращает на себя особое внимание? Это так называемый период контрактации: с 2018 по 2025 год, причём российское топливные системы для АЭС должно начать поступать в Швецию не ранее 2021 года. Почему такой большой временной интервал со дня подписания коммерческого соглашения до начала его реализации российским промышленным объединением? Главная причина, о которой говорят официально, «законтрактованность» Vattenfall Nuclear Fuel на ближайшие несколько лет. В переводе на обычный язык это означает, что контракты шведской компанией на ближайшее время заключены: поставки осуществляются упомянутыми американской компанией «Westinghouse» и французской «Areva S.A.». С 2021 года западным поставщикам придётся несколько потесниться. До этого времени, как отмечают эксперты будет вестись «интенсивная работа по анализу параметров соответствия».
>Интересно то, что на шведской АЭС Рингхальс с 2011 году проводится эксперимент по этому самому соответствию: несколько российских топливных сборок в рамках опытной эксплуатации были запущены в дело. На несколько лет информация о том, как же себя проявили российские топливные сборки на реакторах несоветской/нероссийской «морфологии», оставалась за семью печатями. И вот – полноценный коммерческий контракт «Vattenfall Nuclear Fuel» с «Росатомом» говорит о том, что топливные сборки на реакторах в Швеции «прижились».
>На сайте компании «ТВЭЛ» сообщается, что российские топливные сборки «отработали штатно» и «на них выданы разрешения от шведского регулятора».
>Фактически лучшей рекламы для российского производителя ядерного топлива сложно придумать. Во-первых, дело в том, что для реакторов типа PWR в последнее время обозначился определённый дефицит эффективно работающих топливных систем. Во-вторых, контракт заключён в тот момент, когда коллективный Запад как бы сохраняет комплекс антироссийских экономических санкций. Это в очередной раз говорит как о том, что там, где «прижимает», западные страны вдруг забывают о действии санкций в отношении России и бодро ищут российского партнёрства, так и о том, что при всём желании определённых сил увязывать экономику и безопасность с политикой, выведенная искусственным образом зависимость не работает.
>Важный факт состоит ещё и в следующем. К примеру, Украина, которая в течение всех последних лет громко кричит о том, что она избавляется от «российской зависимости в области атомной энергетики, приобретая американские топливные сборки от «Вестингауз», на систематической основе вынуждена публиковать информацию о сбоях в работе реакторов после загрузки в них топлива американского образца. Шведы в течение пяти лет вели кропотливую работу, помалкивая о том, что «взяли на пробу» сборки российского производства, и теперь – после достаточно длительного опытно-эксплуатационного срока - озвучили свой вердикт: будем брать! И уж шведов точно вряд ли стоит подозревать в какой-либо лояльности как к российским компаниям, так и к России в целом. Как говорится, ничего личного – просто бизнес.
>Но дело в том, что этот «просто бизнес», реалии которого озвучил Стокгольм, теперь может нанести серьёзнейший удар по западным производителям топлива. Безусловно, если потеряна определённая часть шведского рынка французской и американской компаниями, фактически монополистами, то могут почесать затылок и другие, задавшись вопросом: «а если результат один, плюс у русских дешевле, то почему нет?..»
>Исходя из этого, можно ожидать информационного удара теперь не только от WADA в отношении российских спортсменов или от покровителей террористов в адрес российских военных, но и от какого-нибудь «экспертного комитета» относительно того, как Россия своими топливными сборками «хочет убить мировую экосистему, начав со Швеции». Хотелось бы в этом плане ошибаться...