От Ягун Евгений Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 10.12.2016 12:38:20 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Компромисс; Версия для печати

Тройка, семерка, туз-Часть I-Червивая тройка

Тройка, семерка, туз

С.Г.Кара-Мурза.
http://sg-karamurza.livejournal.com/242304.html

С.Г. Кара-Мурза сформулировал семь нерешенных задач, которые привели к краху советского проекта – вплоть до распада СССР. Посмотрим на них, но критически – в ракурсе теории этногенеза Л.Н. Гумилева (ТЭГ).

Часть I – Червивая тройка
Для начала обрисуем динамику процесса в положениях теории этногенеза, чтобы увидеть схему в другом свете – допусти, как если бы в рентгене у реставраторов. И с минимумом политических узлов, потому что ТЭГ соотносится с политикой, как научная климатология с ТВ-прогнозом «погоды на завтра».

А) «Графиня была так стара, что смерть её никого не могла поразить …»
(А.С. Пушкин, «Пиковая дама»)

Согласно теории, в 1917 исторический циферблат этногенеза великороссов (условно России) показывал около 700 лет – отсчет генезиса от начала XIII в.
График этногенез суперэтноса великороссов (Е. Ягун)
[73K]


График этногенеза великороссов от начала XIII в. (Е. Ягун)

Таким образом, Россия не только находилась в стадии Надлома, но и вступила в ее заключительную треть.
Надлом характерен резким спадом пассионарного напряжения. По этой причине идет быстрая трансформация стереотипов, а по сути ломка старых. Новые же конструктивные – идеи, откровения и т.д. – хоть и рождаются с должной периодичностью, но не приживаются по причине быстрого падения пассионарности. Также весенние всходы гибнут при заморозках. В этих условиях утверждение новых Доминант требует сверх усилий, а на практике это кровавые революции и гражданские войны.
И лишь в конце стадии появляется возможность для новой Доминанты – как термодинамическая предрасположенность или простая вакансия.
Положения теории хорошо подтверждаются исторической эмпирикой.
Для примера, Древний Рим в аналогичной фазе (генезис от VIII в. до н.э.) последовательно прошел через:
- гражданскую войну Мария с Суллой и диктаторство последнего; восстание Спартака; восстание на Сицилии; гражданские войны Цезаря с Помпеем и, наконец, войну триумвиров Октавиана и Антония.
Аналогичная стадия для Западноевропейского суперэтноса (генезис от VIII в. н.э.) началась со знаковых событий, не замечаемых катехизисами марксизма как «бесклассовые», незначимые – Филипп IV разгромил орден Тамплиеров и «пленил» римского папу, перевезя в Авиньон. Наказал он их может быть «за дело» – но для всей Западной Европы набатом прозвучало – достоинства Церкви и рыцарства попраны!!
Первый треск потолочной балки не бывает последним. Так что, за этим последовала «Великая схизма» правления трех пап, следом сожжение Яна Гуса и гуситские войны. И уже далее – именно в конце последней трети Надлома – разгорелась эпоха Реформации, в итоге спровоцировавшая кровавые войны и геноцид.
Надлом для Османского суперэтноса (Турецкого) – ровесника Великоросского – начался на рубеже XVIII- XIX в. восстаниями янычар и убийством самого султана. Затем были войны за независимость в провинциях, которые чередовались с попытками модернизации и реформ. А уже в конце Первой мировой войны Османскую империю постигла та же участь, что Российскую. И последовала революция младотурков во главе с Ататюрком.
В общем, примеров более чем – будь они из истории древнего Египта, Индии, Китая и т.д.
Таким образом, в начале XIX столетия – от восстания декабристов – Россия вошла в стадию Надлома. И далее – ее по нарастающей ожидали кризисы. Априорно ожидали. Если выводы теории округлить метафорой – Россия забрюхатела Смутой и была обречена на роды – Гвидона, лягушки или неведомой зверушки.
В советских учебниках – как постфактум – именно Октябрьская революция названа Великой и единственно верной. Оспаривать штампы – у истории нет сослагательного наклонения! – бессмысленно. Однако, весьма полезно шире и глубже оценить общую картину XIX в. Чем же именно осложнялась «беременность»? И, желательно, без «правильных глаголов» о классовой борьбе, каковыми нещадно жжет всесильное учение, «потому что оно верно».

Б) «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место»
(А.С. Пушкин, «Пиковая дама»)

У фазы Надлома нет привязки к производственным отношениям. Она также и не абстракция типа общественно-экономических формаций. Пирамидку из последних – без кубика коммунизма – Маркс с трудом собрал лишь в ареале аппендикса Евразии, причем, в средиземноморском. Что до остального мира, то и Дьявол бы с ним! – отсталый.
Зато стадию Надлома можно наблюдать в истории народов мира на протяжении всей истории человечества. В отличие от кубизма марксизма, у нее ясная научная ипостась – термодинамика социумов в процессе их резкого «остывания». И эта физика преломляется через людей – их взаимоотношения, умонастроения, надежды и горькие разочарования.
Катализатором или ингибитором Надлома может быть что угодно – удачная или нет война, эпидемия, политический кунштюк и прочее – включая деструктивное влияние несовместимых этнических компонент. Примечательно – и не случайно! – что именно этнический фактор параноидально игнорируется не только марксизмом (ересь глобализма), но любым клоном западных социологий (ереси европоцентризма), включая «наши» попугайские палимпсесты.
Поэтому надкусим запретный плод.
К началу XIX в. Россия представляла собой сложную этническую систему, не имевшую аналогов в мире – евразийскую. И это была очень резистентная система. Собственно, она и оставалась достаточно «эластичной» вплоть до 1917 года. Причем, даже к началу 17-го была гораздо более прочной, чем советская на ранних этапах 1917-30 гг. и уж тем более на последнем рубеже 1980-90. Как доказательство – отсутствие сепаратизма за всю историю великороссов с XIII в. и вплоть до февраля 1917 года.
Да, передряги за сотни лет накопились – ереси, Смута, интервенции, бунты, перевороты, крестьянские восстания – кстати, не чаще европейских. Однако отсутствовали внутренние войны за независимость.
Тем не менее, исключение случилось – сепаратизм шляхты, зачатый разделом Польши при Екатерине II. Польскую фронду лечили не только военными талантами Суворова и Паскевича, но реформами и послаблениями. Таким образом во второй половине XIX в., т.е. лет через 70 от первой свары, польский сепаратизм потерял накал. А уже к началу ХХ многие поляки приняли общероссийскую доминанту, активно пополняя военную и научную элиты России.

В) «Таких романов нынче нет. Не хотите ли разве русских? - А разве есть русские романы?.. Пришли, батюшка, пожалуйста, пришли!»
(А.С. Пушкин, «Пиковая дама»)

Однако, «национальный штиль» XIX в. был обманчив. С позиций ТЭГ итоги правления Екатерины II стали Прологом будущих потрясений. Сейсмологи свой аналог именуют как затишье магнитуды, указывающее на 100%-ю вероятность землетрясения в скором времени.
Дело в том, что традиционную «евразийскую окрошку», удобоваримую для России, – с конца XVIII в. стали бодяжить чуждыми ей этническими ингредиентами, то есть несовместимыми. Причем массово, миллионами.
Кем именно?
Во-первых, поляки – да, славянский народ, но уже без малого тысячелетие как лимитроф в ареале западноевропейского суперэтноса.
Во-вторых, вроде тоже поляки – «по паспорту» из Речи Посполитой – а по существу потомки литовского этноса и, кстати, ровесника русского.
Появилась еще и третья суперэтническая общность – евреи ашкенази.
Это основные, так сказать, ингредиенты. А прочую «мелочь» отпустим.
Отныне согласно критериям ТЭГ, на западных территориях российского ареала образовалась зона пересечений нескольких суперэтносов, условно стыков. Не разграниченных, а совместно проживающих.
И это притом, что следом – уже к середине XIX в. Россия приобрела такие же стыки на Кавказе. А в конце века и в Средней Азии.
Согласно исторической эмпирике подобные пересечения по своим последствиям аналогичны взаимодействию литосферных плит – с образованиями гор или разломов, и всем отсюда вытекающим.
Таким образом, если по минимуму, так сказать, по самым безобидным итогам, то «в полку» русских, инфицированных западничеством – прибыло. И даже очень.
Да, конечно, православное дворянство (условно русское) подхватило вирус западничества еще раньше. То есть, с XVIII в. – в период престольной ведьмовщины – см. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города», гл. «Сказание о шести градоначальницах».
Но дворяне наши были малочисленны, не чета европейским – во все времена менее 1% от численности населения. И это всех, земельных и без, потомственных, личных, служилых – ср. в Англии до 7-8% и более того во Франции, Испании или Польше.
Что касается купеческого сословия, до середины XIX вв. западничеством оно не страдало. И остальные сословия – они же социальные сегменты – имели иммунитет, страхуемый прививкой православия.

Г) «Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков»
(А.С. Пушкин, «Пиковая дама»)

Согласно ТЭГ в зонах пересечений нескольких суперэтносов образуется «этническая химера» (далее «Х»):
- Форма контакта несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие. Выросшие в зоне контакта люди не принадлежат ни к одному из контактирующих суперэтносов, каждый из которых отличается оригинальными этническими традициями и ментальностью.
В «Х» же господствует бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенческих черт, на место единой ментальности приходит полный хаос царящих в обществе вкусов, взглядов и представлений. В такой среде расцветают антисистемные идеологии. Потеря своеобразных для каждого этноса адаптивных навыков приводит к отрыву населения от кормящего ландшафта. Таким образом, «Х» можно охарактеризовать как общность деэтнизированных, выпавших из этносов людей. В отличие от этноса «Х» не может развиваться, а способна лишь некоторое время существовать, впоследствии распадаясь – происходит своего рода этническая «аннигиляция». Возникшие в недрах «Х» антисистемы выступают, как правило, инициаторами кровопролитных конфликтов, либо «Х» делается жертвой соседних этносов …
Словарь В.А. Мичурина (под редакцией Л.Н. Гумилева):
http://gumilevica.kulichki.net/MVA/mva09.htm

Д) «Письмо содержало в себе признание в любви: оно было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-немецки не умела и была очень им довольна»
(А.С. Пушкин, «Пиковая дама»)

Крестьянские массы в те химеры не входили (ни в западную, ни в кавказскую), т.к. не смешивались. То же в целом и рабочие.
Западная «Х» России – назовем ее «Х-1» – формировалась обедневшим дворянством (шляхтой), представителями торгового и ростовщического капитала, а также принявшими православие (или же нет) врачами, учителями, журналистами, юристами и прочими работниками умственного труда. Также ее умножали студенты университетов, гимназисты и даже люмпенизированные элементы.
Почти все они проживали в городах и составляли т.н. «общество». А уже во второй половине XIX в. присвоили амбициозное название от латиницы – интеллигенция.
Таким образом, российская интеллигенция стала основным очагом «Х-1» и источником «хаоса царящих в обществе вкусов, взглядов и представлений», о чем явственно свидетельствует русская литература. Именно в среде интеллигенции зародились все радикальные движения, крайне левые и как реакция на них – крайне правые.
Однако следует учитывать, что большую часть тогдашней интеллигенции составляли все же этнические русские – что в дальнейшем отразилось на пестроте Думских фракций и характере гражданской войны. При этом патриотами считали себя люди совершенно противоположных взглядов. Например, весь паноптикум от атеистов до ортодоксальных православных.
В XIX в. главную скрипку в оркестре левых играли как правило атеисты из числа «Х-1» и разумеется – пассионарные. В качестве примера возьмем лишь одну фамилию:
- Лазарь Максимильянович Богораз (после крещения Сергей Максимович Губкин) был первым революционным куратором Владимира Ульянова в Казанском университете;
- Натан Менделевич Богораз (после крещения Владимир Германович Богораз) учился с А.П. Чеховым двумя классами младше; в молодости сочинял декадентские стишки; в столице вступил в «Народную волю»; в годы ссылки пропагандировал марксизм местным гимназистам, а когда теория ученикам наскучила – организовал взрыв квартиры их учителя по греческому языку; в дальнейшем стал этнографом; в 1899 отбыл в США и собирал сведения о восточной России и народах Чукотки (по заданию Американского музея естественной истории); уже в СССР работал профессором ряда ленинградских вузов; в 1929 наш «начальник Чукотки» основал «Институт народов Севера» и, наконец, за 4 года до смерти в 1932 стал директором учрежденного им же «Музея истории религии»;
- Перл Максимовна Богораз (в замужестве Прасковья Федоровна Шебалина) окончила высшие женские курсы; активно сотрудничала с Желябовым, Перовской, Гельфман и другими народовольцами; организовывала подпольные типографии; умерла в тюрьме.

Что примечательно, весь спектр «инакомыслящих» – от бомбистов до умеренных либералов – невзирая на концептуальные разногласия был так или иначе русофобским – через неприятие традиционной России в двух ее базовых компонентах. И по этим двум вышеупомянутый спектр как бы расщеплялся в призме на:
- антиправославных, включая «чистых» атеистов;
- и противников самодержавия, от анархистов до сторонников парламента.
Таким образом, всякий «меченный химерой» непременно обозначался на общей спектрограмме – по одной, либо по обеим компонентам.
Ко всему прочему, бессистемное брожение шло в катализирующей среде безоглядного западничества всех, кто «не от сохи». Т.е. «общества», включая потерявших ответственность правящие круги. При этом катализировалось множество других – больших и малых нюансов, далеких от русского менталитета, включая даже гендерные «закидоны».
Левые радикалы в те времена не гнушались черновой работы. Они были хоть и далеки от крестьянства – чужды ему, скажем так – оторваны от его кормящего ареала и мировосприятия – но из лучших побуждений «ходили в народ» – сострадали о его судьбе и как могли образовывали «несчастных». А в результате велеречивыми языками сеяли смуту, подтачивавшую старые крепежи – «правды нет, Бога тоже, Дарвин от обезьяны, цари и попы от нее же» и т.д. И, само собой, без малейшей рефлексии подсказывали мотивации для безобразий, простенькие как оглобли – каковых православные в России ранее стыдились и каялись (пусть уже по факту содеянного) – бей, грабь, жги, свергай – ибо наступили годы красных петухов и «призрак бродит».

Весь 1917 год и гражданскую войну выведем за скобки.
Конечно, в ракурсе ТЭГ данный период очень интересен. Тем более, что ни один социолог никогда не делал ничего подобного.
Однако, признавая прямую связь с «7 нерешенными задачами», ограничимся изначально взятым ориентиром и продолжим анализ исключительно темой «Х» – этого будет достаточно.

Е) «Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот всё-таки умрёт в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия»
(А.С. Пушкин, «Пиковая дама»)

Уже в начале 20-х дореволюционная интеллигенция была по факту «ликвидирована». То есть, исчезли все, кто не вписались в советский строй. Одни добровольно покинули страну, а других сплавили пароходами или же просто вынудили бежать. Кто-то погиб на фронтах гражданской, сгинул в объятьях красного террора, умер от голода или тифа. Иные же просто «замерли» в провинции или «потеряли» паспорт, превратившись в сереньких обывателей …
Все верно!
- Der Mohr hat seine Schuldigkeit getan; der Mohr kann gehen – Мавр сделал свое дело, мавр может уходить (И.Ф. Шиллер)
И лишь менее 1% от всего числа худо-бедно вписались в новое время. Это всегда востребованные военспецы, ученые, инженеры, врачи, литераторы, актеры и др.
Советская власть вынуждено восполняла вакуум новыми комбатантами. А куда деваться?
Но кем? – Из каких социальных сегментов?
Да лишь бы не из классово чуждых! – из всех, кто принимал новые установки. И черт бы с ними! – сгодится декларативно, хотя бы для начала:
- отринем и заклеймим все этнические стереотипы предков;
- поднимем знамя агрессивного атеизма;
- объявим всех несогласных классово чуждыми врагами;
- разожжём мировой пожар революции, а весь старый мир разрушим до основанья;
- построим коммунизм.
Весь этот «набор» – включая прилагаемые к нему технологии – ярко проявляет признаки Антисистемы. А подмастерья для ее намерений стали вербоваться из всего этнического многообразия молодого государства, включая волонтеров из нового и старого зарубежья.
Таким образом, рекруты в советскую интеллигенцию вкупе с управленцами стали ядром новой этнической химеры, уже советской.
Или коротко – «Х-2».
Разумеется, среди них были и патриархи – как Авраамы-Заратустры-Конфуции будущей элиты СССР.
Принудительная деэтнизация и атеизм внедрялись сверху-вниз. Однако, когда уперлись в трудовые слои населения, особенно в крестьянство – дали сбой – наткнулись на молчаливый бойкот. «Темный народ» упорно, как иконы охранял свои ментальные ценности.
Ну и что? – Решили взять не мытьем, так катаньем! – активизировали «борьбу с безграмотностью» через «ВЧК ликбез». А для молодежи просто на просто не оставили альтернативы – в пионеры или в комсомол – споются, образуются! А куда тех, кто не хочет? – в никуда. И опять не сработало, что и показала перепись 1937 г. – вопрос о религии был введен в переписной лист по инициативе И.В. Сталина, а результаты шокировали партийную элиту и не были опубликованы …
Что еще примечательно – параллельно с химерной «денационализацией» – и в первую очередь, конечно, русских – в 1922 были созданы первые национальные республики, ставшие впоследствии для СССР минным полем. По иронии судьбы – как когда-то бомбы для царизма.
Кратко основные «деяния» Х-2 за период 1920-х годов перечислены в главе V, «Русофобия и теория этногенеза Л.Н. Гумилева»:
http://zhurnal.lib.ru/j/jagun_ewgenij/rusofobia.shtml

Там же обозначены ее мутация и перерождение в Х-3. А последняя в свою очередь породила Антисистему «реформаторов» – разрушившую дотоле «незыблемый» СССР – и превратившую Россию в лимитроф Запада – его идеологический и экономический придаток.
Таким образом – Х-1, Х-2 и Х-3 – и есть та самая «червивая тройка», давшая название главе.
Х-1 создала предпосылки для максимально «сложных родов» российской Смуты – через кесарево сечение.
Х-2 – родилась одновременно с СССР и чуть было сразу его не сгубила. Затем она попала под мощный, но нецелевой бессистемный прессинг, от которого досталось многим безвинным. Однако сама Х-2 быстро приспособилась – так, что даже пережила ВОВ и суровые годы сразу после войны …
Наконец она заново реанимировалась на рубеже 50-60-х и к началу 90-х породила Х-3, которая и уничтожила СССР. Если же в целом, то:
- Я тебя породила, я тебя и убила …

На этом закончим и перейдем к тезисам СГКМ:
- 7 нерешенных задач, которые привели к краху советского проекта – вплоть до распада СССР.

https://www.vif2ne.org/nvz/forum/files/Eugeneyagun2012/(161210121138)_Trojka__semerka__tuz-CHast__I-CHervivaya_trojka.docx