От Ikut Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 09.07.2016 13:28:33 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Тексты; Версия для печати

О прекариате и салариате в России

http://neohr.ru/avtorskie-kolonki/article_post/chto-takoye-prekariat-i-pochemu-salariat-luchshe

Фрагмент из материала

Что такое прекариат и почему салариат лучше?


10.06.2015

Авторская колонка Ольги Быковой, учредителя консалтингового бизнес-проекта HR Project «Olga Bykova», создателя и ведущей медиапроекта «Волшебный пендель» (Radio|TV). Эксперта и организационного консультанта в области управления персоналом, а также в создании и продвижении бизнес-проектов, продуктов через персональный бренд владельцев бизнеса.

Термин «прекариат» происходит от английского precarious и латинского precarium и переводится как «вынужденный вести себя осторожно и осмотрительно из-за сложившейся непростой ситуации». Термин стал модным с выходом в свет книги «Прекариат: новый опасный класс» известного британского экономиста Гая Стэндинга. Если суммировать его мысли, то получается, что в результате глобализации и ряда неолиберальных реформ появился новый угнетенный социальный слой – прекариат (по аналогии с пролетариатом).

Возросшая из-за открытых границ конкуренция на рынке труда, концентрация богатства на верхних этажах общественной пирамиды, появление новых, более «гибких», форм трудоустройства, а также развитие аутсорсинга и аутстаффинга привели к разделению работников на салариат (от английского salary –твердая регулярная зарплата) и прекариат.

Салариат работает с уверенностью в завтрашнем дне: на постоянных контрактах, с фиксированным окладом, имея медицинскую страховку и адекватные пенсионные программы. Подобного человека, по крайней мере в «старой Европе», очень сложно уволить, он может планировать собственную жизнь, способен делать накопления и иметь подушку безопасности.

С прекариатом же все наоборот: временные контракты, иногда заемный труд, множество условностей при начислении заработной платы (пресловутый «процент»), а также облегченный порядок увольнения. При таких условиях прекарий живет в вечном стрессе, поскольку, во-первых, он не может прогнозировать и планировать собственную жизнь, во-вторых, от полномасштабной жизненной катастрофы его отделяет ровно одна болезнь (или несчастный случай, неожиданная трудность в жизни фирмы или просто лишнее слово в разговоре с находящимся в плохом настроении боссом).

Примерно так ситуация выглядит в развитом мире.

Что касается России, то картина здесь несколько иная из-за национальной специфики.

Во-первых, прекариата в России явно больше. К салариату у нас можно отнести лишь некоторых госслужащих и бюджетников, работников крупных компаний с государственным участием и сотрудников этичных иностранных фирм. Всех остальных можно отнести к прекариату.

Во-вторых, даже оформленные по ТК сотрудники у нас de facto часто относятся именно к прекариату. Да-да, несмотря на то, что трудовое законодательство у нас формально защищает сотрудника довольно хорошо, а суды часто встают на сторону работника, Россия является страной неформальных норм. И у нас до сих пор увольняют работников одним днем якобы по собственному желанию, не выплачивая выходных пособий. Почему так происходит –отдельный разговор, и он заслуживает отдельной статьи. Просто любой человек, хоть сколь-нибудь хорошо знакомый с реалиями российского офисного мира, согласится, что все обстоит именно так.

В-третьих, в России до сих пор живет и здравствует серая экономика. Поэтому зарплаты в конвертах, которые вообще ничем не гарантированы, у нас отнюдь не редкость.

В-четвертых, опыт перехода к работе в качестве прекариата у нас был куда более радикальным, чем в странах Запада. Обвал советской экономики и переход к рынку были столь резкими и хаотичными, что трудовое законодательство еще долго отставало от капиталистических реалий. Поэтому средний россиянин уже давно привык к существованию в условиях правовой неопределенности.

Так что у нас две новости.

Плохая: у нас прекариатом являются те, кто в развитой экономике и в условиях верховенства формальных норм точно относился бы к привилегированному салариату.

Хорошая: к этому почти все привыкли.

С другой стороны, ситуация в условиях нынешнего кризиса все же ухудшается, а потому все то, что раньше казалось знакомым и нестрашным, вскоре может обернуться неприятными сюрпризами.

В конце концов, нынешняя стагнация – это всерьез и надолго. Поэтому перепрыгнуть в мир салариата станет сложнее. Возможно, мы избежим массовых сокращений, но темпы найма замедлятся. Кроме того, правительство в условиях сокращения экономики стремится все больше контролировать «серый сектор». И если предприниматели со связями до последнего смогут избежать новых проблем, то все шишки посыплются на работников, что вполне ожидаемо.

Сюда как нельзя кстати вписывается сюжет с возрождением наказаний за тунеядство. Зачастую человек пополняет ряды прекариата не по доброй воле: никому не хочется работать по договору подряда или вообще «вчерную». Тем не менее иногда человек просто вынужден идти на это ради выживания или блага семьи. И любые попытки наложить на такого человека дополнительные санкции могут превратить тяжелую жизнь в невыносимую. Будем надеяться, что самые одиозные из озвученных мер все же не будут реализованы.