От Семен Ответить на сообщение
К Александр
Дата 14.09.2016 15:17:05 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Компромисс; Война и мир; Версия для печати

Александру, как любителю антропологии. Кстати, Мосс - племянник Дюркгейма

Священное - совсем не лишние сущности

http://ecsocman.hse.ru/text/19176905/

Социальные функции священного. Избранные произведения. Перевод с французского под общей редакцией И. В. Утехина

Опубликовано на портале: 21-02-2004
Marcel Mauss
Санкт-Петербург: Евразия, 2000, 448 с.

Книга может быть интересна исследователям социальных и культурных процессов, антропологам, этнологам и религиоведам.
Очерк о природе и функции жертвоприношения
Предварительные замечания
Определение единства системы жертвоприношения
Схема жертвоприношения
Как схема видоизменяется в зависимости от общих функций жертвоприношения
Как схема изменяется в зависимости от специальных функций жертвоприношения
Жертвоприношение бога
Заключение
Набросок общей теории магии
История вопроса и источники
Определение магии
Элементы магии
Анализ и объяснение магии
Заключение
Приложение
Молитва
Предисловие к французскому изданию
Книга первая. Молитва
Введение
История вопроса
Молитва как социальный феномен
Предварительное описание молитвы
Книга вторая. Природа элементарных речевых ритуалов
История вопроса и граница темы
Есть ли молитва в Австралии
Формулы интичиума
Коллективные представления и многообразие цивилизаций
Внутренняя критика легенды об Аврааме
Различия между миграциями кельтов и германцев
Исторические связи между индуистикой и западной мистикой
Индия
Анна-Вирадж
Правые обычаи в Индии
Приношения в ведической религии
Христианская эра и античность
Апостольский символ
Трактат о литургии
Происхождение епископата
История исповеди
Частный культ в Риме
Теология греческих философов
Восток и Китай
Погребальные обряды в Китае
Зороастр
Буддистская мифология в Тибете и Монголии
Понятие души в Китае
Демонология в Китае
Искусство и культура в Китае
Из области иудаики
Понятие о Боге в Израиле
Еврейское общество после вавилонского изгнания
Пророки и ясновидцы в первобытном Израиле
Истоки древнееврейской эсхатологии
Религиозные течения в Израиле во времена Иисуса
Дух Божий в Ветхом Завете
Приложение
Предисловие к трудам Марселя Мосса – Клод Леви-Стросс
Указатель именной
Указатель мифологический
Указатель источников
Указатель народов
Указатель терминологический
Указатель предметный

0
Ключевые слова
антропология жертвоприношение магия мана молитва профанное религия священное социология цивилизация


Эта книга представляет собой первые публикации на русском языке работ Марселя Мосса (1872-1950), заложивших собой основы социологии религии. В данный сборник вошли работы по социологии религии. Обилие фактического материала, глубокий социологический анализ исследуемых явлений религиозной жизни и все теоретические выводы, которые содержатся в этих работах, надолго определили облик всей современной гуманитарной мысли. Анализируя такие феномены как магическая смерть, техники тела, молитву, жертвоприношение, религиозные ритуалы, Мосс особым способом ставит проблему, которую он так и не смог разрешить. Это одна из ключевых проблем современной теоретической мысли: подчиненность психологического социологическому. В устах Клода Леви-Стросса она звучит так: «Обществу естественно выражать себя символически в обычаях и установлениях, но формы нормального индивидуального поведения, напротив, сами по себе никогда не бывают символическими: они являются элементами, исходя из которых строиться символическая система, способная быть лишь коллективной». Опубликованные работы составляют своеобразный цикл, посвященный социологическому анализу ритуалов, связанных со сферой сакрального.
Первый отдел открывается классическим сочинением «Очерк о природе и функции жертвоприношения» (в соавторстве с Анри Юбером). Здесь предлагается теоретическое объяснение функции жертвоприношения, заложившее основы современного подхода к анализу этого явления в социологии религии и культурной антропологии. Универсальная функция жертвоприношения, с точки зрения Мосса – опосредовать контакт человека с областью сакрального, причем в качестве посредника между сакральным и профанным миром выступает жертва. С точки зрения Мосса, религиозные понятия, коль скоро в них верят, существуют – и существуют объективно как социальные факты. Сакральные объекты, в сфера которых функционирует жертвоприношение, - это социальные объекты. И этого достаточно, чтобы объяснить жертвоприношение. Два условия лежат в его основе. Прежде всего, нужно, чтобы вне жертвователя существовали вещи, выводящие его за самого себя, далее, нужно, нужно, чтобы эти вещи находились близко к нему, чтобы он мог вступить с ними в связь. Следовательно, и для индивидов, и для коллектива жертвоприношение выполняет социальную функцию. Второй раздел продолжает «Набросок общей теории магии». Магия рассматривается Моссом как феномен, отличный от религии. Магия имеет тайный и индивидуальный характер, и при этом является социальным феноменом. Мосс предположил, что в истоках магии можно обнаружить первичную форму коллективных представлений, которые позже стали основаниями интерпретационных форм индивидуального сознания. Вера в силу мага, действенность обрядов, совершаемых им, носит коллективный характер, и может поддерживаться только группой. Для наиболее полного объяснения коллективного характера магии Мосс вводит понятие мистической силы «мана», в котором он видит исток магии, и которое является наиболее рельефным выражением синкретизма любой магии.
Третий отдел – это незаконченная диссертация о молитве («Молитва»). Здесь Мосс делает ряд существенных открытий, которые сильно повлияли на всю социологию религии XX века. Мосс ставит перед читателем вопрос, что же такое молитва. Какие формы речевых ритуалов являются молитвой, и чем молитва отличается от других речевых ритуалов. Мосс обращается к богатому материалу культур австралийских аборигенов, как к фактам, в наиболее чистом виде показывающим самую примитивную стадию развития религиозных феноменов. Годом раньше вышла работа о первобытных классификациях, написанная Моссом в соавторстве с Дюркгеймом, которая была основана на том же материале. Мосс рассмотрел речевые риалы в их наиболее примитивной форме и показал, что и здесь уже существует различение между магическими и религиозными ритуалами.
Дополняют сборник очерки, объединенные под общим названием «Коллективные представления и многообразие цивилизаций», а также «Предисловие к трудам Марселя Мосса», написанные Клодом Леви-Строссом к знаменитому сборнику «Антропология и социология», в котором впервые был опубликован «Набросок общей теории магии».


Все публикации на эту тему:
http://ecsocman.hse.ru/search/?kw=16009843&kw=16009867&kw=16009577&kw=16009579&kw=16009443&kw=16009575&kw=16028409&kw=16009449&kw=16066475&kw=16025147