Презентован проект Концепции развития образования до 2025 года
Презентован проект Концепции развития образования до 2025 года
Министерством образования и науки представлен проект Концепции развития образования на период 2015-2025 годов. Документ будет принят после процедуры общественного обсуждения.
Проект концепции подготовлен Стратегической консультативной группой "Образование" для оказания консультативной и экспертной поддержки Министерству образования и науки в разработке Дорожной карты образовательной реформы.
Концепция охватывает пять основных направлений развития образования, реформирования которых будет осуществляться в течение последующих лет.
Авторы концепции отмечают, что на протяжении всего периода существования независимой Украины в образовательном секторе страны накапливались многочисленные проблемы системного характера, основными из которых являются упадок материально-технической базы, старение педагогических кадров, низкая заработная плата, снижение социального статуса работников образования.
Также проблемами образовательной системы является неэффективная, чрезмерно централизованная и устаревшая система управления и финансирования, растущее неравенство в доступе к качественному образованию, чрезмерная коммерциализация образовательных услуг, коррупция и "дипломная болезнь", снижение качества образования и падение уровня знаний и умений учащихся, моральное старение методов и методик обучения и тому подобное.
Авторы подчеркивают, что Украине нужна системная реформа образования, которая должна быть предметом общественного консенсуса, понимание того, что образование - это один из основных рычагов цивилизационного развития и экономического развития.
Первым направлением Концепции развития образования является приведение структуры образования в соответствие с потребностями современной экономики и интеграции Украины в европейское экономическое и культурное пространство.
В частности, предполагается, привести в соответствие с типовыми европейскими нормами общую продолжительность обучения в школе (12 лет) и продолжительность учебного года.
Переход с одного уровня образования на другой может осуществляться только с применением внешнего независимого оценивания. Результаты ВНО при переходе с I на II ступень образования будут учитываться только для мониторинга качества, со II на III степень - для дифференциации дальнейшей образовательной траектории: профессиональная школа, профессиональный лицей, академический лицей, гимназия и тому подобное.
Концепция предлагает предусмотреть с 2017 года полный переход старшей школы на профильную подготовку, включая создание новых типов учебных заведений III степени. Постепенно выделить III степень и учредить отдельные учебные заведения, за исключением художественных, спортивных и других.
В высшей и профессиональном образовании предлагается перейти на трехлетний бакалавриат в год первого выпуска 12-летней школы и предусмотреть в университетах "нулевой" курс для лиц, которые получили полное общее среднее образование по другим профилем. Переход к двухлетней магистратуры предусмотрен в год первого выпуска трехлетнего бакалавриата.
Вторым направлением Концепции развития образования является реформирование содержания образования. В этом направлении, в частности, планируется разработать и ввести в течение 2015 - 2017 годов Национальный курикулум для 12-летней школы. Ввести единые стандарты / индикаторы знаний, умений и навыков в области ИКТ для учащихся и преподавателей - соизмеримых с международными показателями: PISA in computer skills, индустриальные международные тесты Microsoft Certified Educator тому подобное.
Также в течение 2015-2017 годов будет разработано и введено новое поколение стандартов высшего образования на компетентностный основе с учетом модельных стандартов Евробакалаврив и Евромагистрив, в 2020-2025 годах будет осуществляться постепенный отказ от стандартов высшего образования.
Одним из приоритетов Концепции развития образования является обеспечение равного доступа к качественному образованию всем гражданам Украины и превращению образования в социальный лифт.
Для достижения этой цели предлагается ввести механизмы поощрения семей с низким социально-экономическим положением к участию их детей в дошкольном образовании и приспособление системы к потребностям семей.
Также авторы концепции предлагают законодательно легализовать семейную и индивидуальное образование, упростить и четко регламентировать процедуры обучения в экстернате, изменить принципы финансирования малокомплектных школ путем ваучеризации школьного образования.
Равный доступ к образованию также будет обеспечено выполнение норм закона об обязательности вступления в вузы по результатам ВНО.
С 2015 года будет осуществлен переход на систему отбора / заказ учебников, учебных пособий и других учебных средств, выдаваемых за счет государственного бюджета, непосредственно школами и отменено конкурсы учебной литературы.
Четвертым направлением, определенным концепцией, является реформирование системы подготовки и переподготовки педагогических, управленческих кадров в образовательном секторе и обеспечение высоких социальных стандартов для работников образовательной сферы.
Концепция предлагает ввести новые программы подготовки администраторов по вопросам менеджмента и лидерства в педагогических вузах; разработать нормы, стандарты, процедуры аттестации педагогических работников; ввести стажировку педагогов в учебных заведениях вне места постоянной работы.
Также будет демонополизирован и уризноманитнено систему последипломного педагогического образования, введенный ваучер профессионального развития учителя, обеспечив самостоятельный выбор места повышения квалификации.
В течение 2015-2020 годов предлагается ввести комплекс мер, направленных на системное поощрения научной и профессиональной активности преподавателей, их международной и внутренней академической мобильности, расширения практики творческих отпусков и стажировки, в т.ч. за границей.
Концепцией развития образования предлагается добиться к 2020 году поэтапного введения участия иностранных преподавателей в учебном процессе украинских университетов, освоения отечественными преподавателями новейшими интерактивными, индивидуализированными, командными и проектными учебными технологиями.
Также указано на необходимость проведения реформы оплаты труда педагогических работников: на 2020 год установить среднюю величину годовой заработной платы учителей на уровне не менее чем годовой ВВП на душу населения.
Концепция предусматривает законодательное обеспечение заключения обязательного письменного трудового договора со всеми педагогическими работниками по результатам независимой сертификации или аттестации, введение надбавок за использование прогрессивных методик и технологий обучения, учета результатов ВНО учащихся, учета всех видов деятельности и тому подобное.
Предложено изменить систему оплаты труда учителей и руководителей школ, отказавшись от "поурочной" оплаты труда учителей, перейти на оплату полного рабочего дня учителя, осуществить поэтапный переход к новой системе оплаты труда учителей, которая будет содержать стимулирующую составляющую.
Пятым направлением Концепции развития образования на 2015-2025 годы является реорганизация системы управления, финансирования и менеджмента образования путем децентрализации, дерегулирования, введение институциональной, академической и финансовой автономии учебных заведений, соблюдение принципа ответственности учебных заведений за результаты образовательной и воспитательной деятельности.
Для этого предлагается ввести принцип субсидиарности. Просмотр объема и границ полномочий центральных и местных органов управления образованием, сокращение контрольно-надзорных функций, жесткая и четкая регламентация процедур и полномочий институтов, связанных с контролем и надзором.
Авторы концепции отмечают, что должен быть четко определен объем контрольно-отчетной и учетной документации учебного заведения и сведение его к минимуму.
В городах с районным административным делением школы предлагается вывести из подчинения районных управлений образования (в 2015 - 2016).
К 2017 году предложено реорганизовать районные управления и отделы образования в сервисные центры, а также привлечь общественные, родительские и наблюдательные советы в функции контроля за соблюдением запланированного развития, предоставить им полномочия для инициирования отзыва руководства учебного заведения.
На законодательном уровне должны быть четко определены границы компетенции учебных заведений, запрет любым государственным органам требовать от школ выполнения функций, которые не подпадают под эти компетенции.
Также предлагается введение школоцентричного (school-based) менеджмента, перенос "центра тяжести" в процессе принятия решений на операционный уровень (уровень школы). Назначение директоров школ должно проходить на конкурсной основе по 5-летним контрактом, а полномочия аттестации педагогических работников должны быть переданы в ОУЗ.
Авторы концепции предлагают изменить подход к финансированию учебных заведений от принципа содержания учебных заведений (финансирование стен) к принципу формирования их бюджетов, исходя из численности контингента и стандарта стоимости обучения одного ученика, студента (деньги идут за ребенком). Введение экономического стимулирования качественной образовательной деятельности через систему государственных грантов, контрактных отношений и тому подобное. Также предусматривается внесение изменений в Бюджетный кодекс относительно школы как распорядителя средств.
Авторы концепции отмечают необходимость увеличения удельного веса расходов на среднее образование до среднеевропейских показателей (не менее 70% от общих расходов на образование).
Вместе с тем, концепцией предусмотрено создание национальной системы качества образования и внедрение единой системы статистики и параметров измерения качества образования. В 2015 году предлагается принятие на национальном уровне: национальных индикаторов качества образования и национальных индикаторов эффективности образования. В 2017 гг. - Включение Украины в Education at a Glance.
Также предложено законодательное закрепление участия Украины в международных мониторинговых исследованиях таких как, PISA, TIMSS, PEARLS. Создание независимых учреждений оценки и обеспечения качества высшего образования, делегирование им части полномочий Национального агентства по обеспечению качества высшего образования, способствовать международной аккредитации образовательных программ украинских университетов.
Проект Концепции развития образования на период 2015-2025 годов разработан Стратегической консультативной группой "Образование", в состав которой вошли известные образовательные эксперты.