От Ikut Ответить на сообщение
К Н.H.
Дата 05.07.2016 23:18:39 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Показатели; Ссылки; Версия для печати

Михаил Леонтьев. Кризис европейской идентичности

Михаил Леонтьев. Кризис европейской идентичности


http://www.odnako.org/almanac/material/krizis-evropeyskoy-identichnosti/

Главная вина России в том, что мы не разделяем их «ценностей». Европейские (читай, западные) ценности — это либеральная демократия, понимаемая де-факто как светская религия. Эта религия изымает «ценности» из времени, пространства, истории и культуры. Кризис европейской идентичности, когда европейцы не то что не могут — не смеют — определить, кто они есть по своим культурно-историческим доминантам, —важнейшая составляющая этих «ценностей». Индивидуальное сознание, способность исторически и критически воспринимать себя и окружающий мир должны быть уничтожены для того, чтобы наступило торжество демократии. «Всеобщая демократия формально передаёт участие во власти каждому —при условии, что каждый отдаст ей во власть своё сознание». Сергейцев говорит о «механизме сверхвласти, основанной на социальном управлении людьми, идущем вне государства и помимо него». Проще говоря, наша главная вина в том, что мы сопротивляемся «сверхвласти», отстаивая ненужное и неприемлемое для этой «сверхвласти» государство и право на собственное сознание, то есть на критическое отношение к неподлежащим обсуждению «ценностям».

Примером может служить политическая картина нынешней объединённой Европы, где, как известно, поднимают голову всякие маргиналы, радикалы, появился даже термин, уничижительный в западном официозе, — «понимающие Путина». По факту все эти набирающие силу и популярность внесистемные оппозиционеры — евроскептики. При этом самого разного происхождения, ориентации, политических взглядов —левые, правые, клерикалы, антиклерикалы, националисты, интернационалисты… Но что характерно, у них эти взгляды есть. То есть матрица сознания не стёрта до степени религиозной веры в те самые «европейские ценности». И их евроскептицизм равен их антиамериканизму. Что доказывает от противного, что «Европейский проект», во всяком случае в его нынешнем состоянии, является проектом американским.

У автора был разговор с одним украинским человеком (в самом хорошем смысле слова — нормальным киевским человеком, страдающим от того, что между нами происходит), который сказал: «Наверное, обе стороны виноваты, потому что не смогли договориться». Автор вынужден был заметить собеседнику, что это типично украинская позиция. Ни в коем случае не в смысле какой-то особой украинской ментальности. А в смысле образа политического мышления в терминах «прав, не прав», «виноват, не виноват». Это образ политики, присущий или, точнее, навязанный подавляющему большинству стран, особенно входящих в сферу безоговорочного признания тех самых западных «ценностей».

На самом деле такой дилеммы просто не существует. Для держав, можно даже опустить слово «великих», являющихся не объектами, а субъектами политики. Как не существует её в политике вообще. Субъектная страна не может быть «права» или «виновата». Она может и обязана действовать в своих интересах: правильно или ошибочно, рационально или иррационально, просчитать или просчитаться, выиграть или проиграть. И всё. В сегодняшнем мире есть единственная страна, которая легально, публично и откровенно наделяет себя таким статусом, лишая этого права всех остальных. Кстати, в таком контексте всякие разговоры о «вине Америки» и, соответственно, навязшие в зубах обвинения её в пресловутых «двойных стандартах» содержательно нелепы. Какие стандарты могут быть у великой державы, если не «двойные»? Тройные, четверные?.. Или, на самом деле, никакие.

Весь вопрос, собственно, заключается в том, может ли Россия отстоять право быть той державой, к которой применим такой критерий. Что касается главной темы этого номера, от этого самым существенным образом зависит, каков будет «закат» нынешней Европы и возможен ли последующий её восход.

Мы намеренно предварили тему «Заката Европы» не анализом актуальной практики или судьбой Минских соглашений, а его философской систематизацией и осмыслением. Александр Дугин со своей традиционалистской позиции показывает, как нынешняя Европа превратилась в анти-Европу. То есть нынешние так называемые «европейские ценности» являются абсолютным отрицанием того, на чём строились Европа и европейская идентичность. «Те, для кого никакого кризиса западной цивилизации не существует, просто к ней по большому счёту не принадлежат… Еврооптимистом сегодня может быть только не европейский человек». По мнению Дугина, европейская цивилизация вступила в «терминальную фазу». «Европейская цивилизация, сохраняя отчасти свой фасад, фундаментально перестроена изнутри, населена радикально новыми жильцами, поднявшимися из глубинных подвалов, вылезшими из подземных ходов и захватившими прежних легитимных жителей в заложники». Можно согласиться с Дугиным, который трактует гибель Европы, как подмену её «чем-то совершенно иным». Вопрос в том, может ли это «что-то совершенно иное» существовать и как оно будет взаимодействовать с Россией и миром.

На самом деле, бог бы с ней, с Европой. Несмотря на все иллюзии, подогреваемые квазисамостоятельными «минскими инициативами» сладкой европейской парочки, или даже смотря на них, очевидно, что нынешняя Европа до своего гипотетического распада на национальные государства (а может быть, и после) не субъектна в принципе. Субъектность Европы, если и когда это будет возможно, может быть достигнута только вместе с Россией. Стандартная европейская идея: что мы безумно отстали от Европы, шли не так и не туда, потеряли время — и теперь нам осталось только догонять Португалию. На самом деле именно Россия реализовала предельно и до конца в буквальном смысле на своей шкуре все целевые установки и прожекты европейской цивилизации Нового времени и довела их до логического завершения. Чего Европа в принципе делать не могла и не собиралась. «Теперь мы стоим по ту сторону … западноевропейской культурной цивилизационной мечты. Мы теперь знаем о ней всё: осталось понять, что именно есть это «всё». Эта роль пока ещё не является лидерской, поскольку за нами пока ещё никто не идёт. Нас просто никто не в состоянии понять, поскольку мы ещё не поняли себя сами». То, что мы наблюдаем сейчас в европейском пространстве, —это принудительная, обязательная, тотальная вера в утопию, в которую мы технически верить не можем и не будем, потому что мы это видели, «плавали» и у нас есть прививка. И мы автоматически, безальтернативно становимся лидером процесса новой сборки Европы. Если выживем. Собственно, предложенный нам тест на выживание и покажет, насколько наша заявка на роль самостоятельного субъекта мировой политики соответственна нашим возможностям.

Поскольку вопрос «если выживем и как» является для нас насущным, следующий номер нашего журнала мы посвятим именно этому. Мы намерены отобрать, воспроизвести, дополнить и апгрейдить все наши достойные внимания тексты, посвящённые насущной и конкретной теме: как нам выйти из кризиса. Потому что наш выход из кризиса — в котором мы не сомневаемся — означает совершенно иной контекст и формат всех обсуждаемых нами тем и вопросов. Включая судьбу относительно благополучной Европы и её относительно адекватных ценностей.