Материал комментируют:
Александр Бузгалин
Евгений Ясин
Руслан Хасбулатов
В понедельник, 23 мая, проходит первое заседание рабочей группы президентского совета под руководством Алексея Кудрина. На нем экс-министр финансов представляет план структурных реформ, которые позволят достичь среднегодовых темпов роста экономики в 4% ВВП. Об этом сообщают «Ведомости».
Вот как выглядят ключевые пункты плана:
— пенсионная реформа, увеличение возраста выхода на пенсию до 63 лет и для мужчин, и для женщин (постепенно, ежегодно добавляя по полгода);
— реформа судебной и правоохранительной систем, которая позволит «органам» стать более объективными;
— снижение доли государства в экономике (сейчас примерно 60% наполнения ВВП обеспечивает госсектор);
— снижение административных издержек в международной торговле;
— бюджетная консолидация и перераспределение бюджетных расходов в пользу развития человеческого капитала (здравоохранения, образования и науки) и инфраструктуры;
— реформа госуправления.
По мнению Кудрина, денег в российской экономике достаточно. В субботнем интервью телеканалу «Россия 1» он рассказал, что на счетах российских компаний скопились свободные ресурсы, сопоставимые с их годовыми инвестициями. «Они дешевле даже, чем банковские кредиты, потому что это собственные средства предприятий. Но они не инвестируются», — подчеркнул председатель Центра стратегических разработок (ЦСР).
Иных ресурсов для роста Кудрин не видит. Как сказано в аннотации к «плану спасения», при нынешней структуре экономики рост ВВП в 2017—2019 годах возможен исключительно за счет роста конъюнктурной составляющей, и прежде всего цен на сырье. Чтобы ускорить рост до 4% в 2019 году, по расчетам Института экономической политики Егора Гайдара, требуется дополнительно привлечь в экономику 4,5 млн. человек и 40 трлн. рублей инвестиций в основной капитал.
Основной вызов бюджетной политики, по мнению председателя ЦСР, — адаптация к новым условиям торговли через снижение дефицита бюджета до 1% в ближайшие три года при изменении структуры расходов
Кудрин описывает три варианта бюджетной консолидации к 2019 году.
Наихудший для бюджета — сохранение номинальных расходов (15,9 трлн. рублей в год) при росте ВВП согласно прогнозу Минэкономразвития (+0,8% в 2017 году, +1,8% в 2018, +2,2% в 2019) и годовой инфляции на 1 п. п. выше прогноза.
Если же снижать дефицит бюджета до 1%, номинальные расходы сократятся до 14,2 трлн. руб. При допущении, что рост ВВП достигнет 4% в 2019 году, а расходы бюджета сохранятся на номинальном уровне 2016 года, дефицит снизится до 0,8% ВВП.
Снижение дефицита бюджета — важнейший элемент доверия между государством и бизнесом, говорится в аннотации. Кроме того, ключевым фактором долгосрочного развития Кудрин называет низкую и предсказуемую инфляцию — 3−4% в год.
Со своей стороны, Минэкономразвития считает стержнем программы достижения 4-процентного роста активную инвестиционную политику. По расчетам министерства, оптимальное соотношение между текущим потреблением и инвестициями — 22−25% ВВП, для этого инвестиции в ближайшие годы должны расти на 7−8% в год, а уровень потребления — стоять на месте.
Насколько эффективен предлагаемый план действий, поддержит ли его Кремль?
— Кудрин предлагает ряд мероприятий в духе «шоковой терапии», — отмечает бывший председатель ВС России в 1991—1993 гг., заведующий кафедрой мировой экономики Российской академии им. Г.В.Плеханова Руслан Хасбулатов.
— Между там, жизнь не раз доказывала, что такого рода шоки не способны играть роль катализатора экономического роста. Неслучайно от подобной практики отказались и США, и Европа, предпочитая действовать в логике программ количественного смягчения.
По сути, американцы, навязывая всему миру неолиберальные правила Вашингтонского консенсуса (тип макроэкономической политики, который в конце XX века был рекомендован руководством МВФ и Всемирного банка к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис), сами не особо следуют его логике и принципам. На мой взгляд, и России требуется совершенно иная экономическая политика, чем та, которую предлагает председатель ЦСР.
«СП»: — Что вызывает вопросы в кудринской программе?
— Кудрин, как и все неолибералы, делает упор на пенсионной реформе, как будто это — сказочный рычаг роста экономики. На деле, существенного влияния на развитие страны, особенно в первые годы после запуска, эта реформа не окажет. Или взять борьбу с инфляцией, которую Кудрин считает ключевой. Этой идее уже четверть века, в течение которых борьба с инфляцией была бесславно проиграна на всех фронтах, и только заглушила источники роста.
На мой взгляд, именно те инструменты борьбы с инфляцией, которые предлагает Кудрин, привели к нынешнему плачевному состоянию нашей экономики. Если следовать нынешнему «плану Кудрина», российская экономика будет и дальше находится в режиме постоянной стагнации.
Я уже не говорю о том, что России для достижения позитивных результатов необходим не четырехпроцентный рост ВВП (такую цель ставит кудринский план), а как минимум шестипроцентный.
«СП»: — Что ждет нашу экономику?
— Наше экономическое будущее представляется мне в печальном свете. Экономика РФ, я считаю, находится сегодня под контролем малосведущих людей, которые являются сторонниками неолиберальной идеологии.
Если наша экономика и пытается выкарабкаться из кризиса — то не благодаря деятельности экономистов-реформаторов, а вопреки ей. Любой кризис имеет свои пределы, а главное — миллионы российских граждан продолжают работать, несмотря на то, что их уровень жизни заметно снижается. В итоге, процесс приспособления экономики к нынешним условиям идет автономно, а не за счет усилий российского правительства и «спасительных» планов экономистов-кудринцев…
— Кудрин предлагает план действий, вполне соответствующий требованиям экономики, — возражает бывший министр экономики, научный руководитель Национального исследовательского Университета — Высшая школа экономики Евгений Ясин.
— Не уверен, что его реализация вызовет быстрый подъем экономики в ближайшие два-три года. Но для роста нам необходимы принципиальные институциональные изменения, и планом Кудрина они частично предусмотрены. Именно поэтому я этот план поддерживаю — меры, перечисленные в нем, правильные, и рано или поздно их придется делать. Думаю, однако, что руководство страны пойдет на реализацию кудринского пакета только после президентских выборов 2018 года.
И надо понимать: идя на структурные реформы, нужно быть готовыми к тому, что первые шаги к оздоровлению будут недостаточными. Это значит, что в последующем потребуются более серьезные меры.
В любом случае, быстрых результатов от реформ не будет. По мои оценкам, процесс оздоровления — выход на нормальную, более-менее эффективную систему функционирования рыночной экономики, — потребует около 10 лет.
«СП»: — Почему же Кудрин говорит о двух-трех годах?
— Потому что он говорит о чисто экономических мерах, которые обеспечат минимальный рост. Но для серьезного продвижения нужно решить проблемы, которые в значительной мере лежат вне экономики. В частности, выстроить доверительные отношения между государством и бизнесом, между силовыми структурами и предпринимателями.
Следует понимать: для устойчивого роста экономики требуется верховенство права. Все участники рынка твердо должны знать, что есть инстанции выше правительства и президента, и есть независимый суд.
Сегодня ничего подобного в России, к сожалению, нет. И решить эти проблемы за год-другой действительно не получится…
— Надежды российского экспертного сообщества на то, что президент изменит экономическую политику, не оправдались, — констатирует профессор МГУ, доктор экономических наук Александр Бузгалин.
— Похоже, никаких изменений не будет, и более того, произойдет праволиберальное усиление экономического курса. Об этом свидетельствуют как последнее назначение Кудрина, так и шаги, которые предлагает его экспертная группа. В эту группу, кстати говоря, оказались включены практически все сторонники праволиберального курса.
Что касается содержания «плана Кудрина» и его основных идей — в них нет ничего нового. По сути, это традиционные рецепты неолиберального направления, которые озвучиваются с начала 1990-х годов. Речь традиционно идет о поднятии пенсионного возраста и сокращении социальных программ, косвенно просматривается неполная индексация социальных выплат, плюс жесткая монетарная политика как средство борьбы с инфляцией, которая на самом деле является средством борьбы с реальным сектором производства.
План Кудрина не предусматривает никаких шагов в сторону активной промышленной политики, перераспределению паразитических доходов сверхбогатой — олигархической, в первую очередь, — группы населения в пользу развития экономики и решения социальных вопросов.
Словом, мы имеем дело со стандартным пакетом неолиберальных мер. А значит, ждать чего-то доброго от него нет оснований…
Читайте по теме
Александр Ионов: «Экономический тоталитаризм — это способ управления геополитикой»