От Tsays.Selke Ответить на сообщение
К Берестенко М.К. Ответить по почте
Дата 24.02.2016 11:38:06 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Теоремы, доктрины; Практикум; Семинар; Версия для печати

Re: Манипуляция, гипноз,...

Уважаемый М.К. - впервые прочёл на этом форуме, что-то достойное внимание не столько «оригинальностью» но и логикой, а так-же тем, что Ваша идея допускает дальнейшее развитие на уровне поиска истины «изнутри», а не только посредством гипостазирования. Не знаю, кто Вы по образованию, но пока, Ваш подход адекватен и несомненно является естественнонаучным. Иными словами — появляется шанс разобраться в сути происходящих явлений, а не только играть в «социальных ботаников». Ваши идеи на этом этапе разделяю полностью. Самое главное, что необходимо начинать делать, как я полагаю, из основной аксиоматики и базовых определений. Я периодически, пишу некие заметки (рубрика-философия) и Вы можете с ними ознакомится на http://samlib.ru/editors/t/tsais_s/
Для лучшего понимания термина манипуляция сознанием, необходимо более чётко определить само понятие — сознание. Я года два назад предложил такую простую модель, которую я копирую в этот текст.
Понятие Время, как и Пространство, две основные абстракции отражающие в нашем сознании базовые свойства нашей Вселенной. Сейчас это наиболее проработанные и успешно применяемые, но и наименее нами понятые свойства Вселенной в глобальном смысле этого слова (от микромира до макромира). Основная причина в том, что мы сами часть реальности под названием Пространство-Время, которая пытается описать сама себя отдельными штрихами образов нашего чувственного восприятия. То, что именно Время, является «наименее понятным» сознанию не удивительно. Жизнь как форма существования материи - это в первую очередь процесс связанный с отдельным объектом реальности, с живым. Когда возникает Разум, как способность живого строить виртуальные модели действительности, которые совмещают отражение внешнего мира, как набора образов нашего чувственного восприятия и отражение самого строителя модели (самосознание), он (разум) изначально опирается на весь свой эмпирический опыт усвоенный ранее. При этом процесс восприятия реальности, процесс самой жизнедеятельности и процесс построения модели параллельны и как бы независимы. В совокупности они являются тем холстом и палитрой с красками на котором и чем, мы «рисуем» наши модельные представления чувственных образов реальности. Срисовываем мы всегда отдельные объекты и явления. Для нас явления выступают как совокупность позиционных, количественных или качественных изменений отдельных объектов. Все изменения синхронизированные скоростью нашего восприятия реальности. Это позволяет однозначно привязать внешний мир к скорости нашего восприятия так, что становятся важны в основном лишь те его свойства, что обеспечивают его стабильность и постоянство (реперные точки). Именно те свойства, что мы ассоциируем с понятием — Пространство. По этой причине это понятие нам кажется более понятным. Образно говоря, в ходе эволюции мы «выбрали» такую систему координат, что измерение — Время привязано к скорости и направлению нашего «движения» (процессу развертывания сознания) вдоль этой координаты. По этой причине эволюционно пока и не выработалось органа чувств позволяющего воспринимать Время. Время для нас всегда связано с некими периодическими процессам т.е. видимыми и повторяющимися пространственными изменениями.
То что мы знаем на данный момент позволяет нам утверждать, что жизнь, разум и самосознание проявляющееся всегда на уровне культуры социума как душа человека, связаны с процессами преобразования энергии. Уточняя, можно сказать , что это иерархия процессов — жизнь, разум, самосознание, душа. Это пирамида, в которой основание — жизнь является ступенью следующей ипостаси, каждая из которых по своей природе является уже сущностным проявлением свойств объектов информационного характера, а не энергетического, как исходный носитель жизни — тело. Каждая ипостась появляется благодаря телу и питается энергией поставляемой телом. Энергия связанная с сущностью объекта — разум больше той, что связана с сущностью объекта — душа. Но душа, лишь малая часть той информационно энергетической структуры мозга, что называется — самосознание. Душа, является основным и главным внутренним «мотиватором» поведения человека разумного. Эта информационно энергетическая структура мозга, отражает самую высокую степень абстрагирования от виртуальной модели действительности. Степень её влияния на поведение индивида, определяет то, что называют богатством внутреннего мира или наоборот, бедностью и простотой внутреннего мира. Сознание любого мыслящего существа — всегда является виртуальной моделью действительности, информационно-энергетическим процессом происходящим в мозгу, задача которого согласовывать поведение индивида с изменением действительности. Насколько велико влияние на этот процесс другого, ему подобного, но более высокого по уровню абстрагирования от действительности, а именно — души и определяет отличие человека социального от человека стадного или стайного.
Более подробно о понятиях стадо, стая, социум у меня написано в:
http://samlib.ru/editors/t/tsais_s/democracyvsmonatchy.shtml



> Манипуляция, гипноз, колдовство… Части 5-8

>.5. О пользе гипноза.

> Конечно, сразу приходит на ум лечение гипнозом. Да, это польза, но далеко не самая главная. Гипноз играет гораздо бОльшую роль и в жизни людей, и в жизни других живых существ. Для этого надо понять глубинную суть гипноза.

> Вспомним теорию систем и теорему Эшби: «управляющая система должна иметь, по крайней мере, не меньшее число состояний, чем управляемая ею система». А теперь рассмотрим любое животное. Его жизнь – это постоянный выбор из возможных вариантов поведения. Но выбор – это и есть управление своим жизненным путём. Своим выбором существо может изменять себя, но только очень ограничено. Намного бОльшие изменения существо производит во внешней среде, благодаря чему оно и живо.
> Получается парадокс: ничтожная кроха живого существа пытается управлять бесконечным окружающим миром. С точки зрения теоремы Эшби - полный абсурд. Перебрать все возможные варианты поведения и выбрать из них наилучший – для этого нужно бесконечное время. А живые существа в природе суть явления мимолётные. Что же, жизнь невозможна, что ли?
> Для дальнейшего понимания применим рассуждения от обратного. Вспомним притчу о Буридановом осле, который умер от голода, не сумев выбрав лучшую охапку сена из двух одинаковых и равноудалённых. Спасением от такой ослиной смерти является гипноз. Он избавляет нас от мук бесконечных сомнений выбора некоторым, не обязательно самим лучшим, приближением. (Сравни поговорку «Лучшее – враг хорошего»). Гипноз не гарантирует лучшего выбора, но сохраняет жизненное время, то есть, возможность дальше продолжать выбор.
> В жизни сплошь и рядом встречаются проблемы, о которых можно сказать: «это почти всегда возможно» и «этого почти никогда не бывает». Гипноз делает подлог, отбрасывает, «почти» и остаётся «это всегда возможно» и «этого никогда не бывает» - и выбор сделан, вы избежали участи Буриданова осла. Хотя отброшенное «почти» иногда может оказаться роковым. Тут уж оказывается в выигрыше не индивид, а вид.
> Ещё один парадокс. В поэзии и в прозе сплошь и рядом встречаются слова «околдовать», «очаровать», имеющие самый прекрасный смысл, адресованные к предмету любви или к чему-то восхитительному. Не напутал ли здесь чего-то великий и могучий язык? Да нет, всё правильно, русский язык в отличие от учёных гипнотизёров знает, что такое гипноз, и что любовь - тоже гипноз. Вспомним слишком разборчивую невесту, которая остаётся старой девой. Не сработал у неё подлог гипноза. Что это гипноз, ясно даже из любовных песен: «Очарован, околдован». И в то же время: «Я гляжу ей вслед – ничего в ней нет. А я всё гляжу, глаз не отвожу!». Чистейшей воды гипноз.
> Гипноз возникает при наличии авторитета, возникшего случайно или созданного искусственно. Прежде всего, чем успешнее гипнотизёр раздует свой авторитет, тем успешнее его сеансы. Сюда же относятся культы вождей и религиозные культы. Но такие гипнозы имеют и положительные стороны. Дело в том, что загипнотизированного чём-то человека весьма трудно перегипнотизировать на что-то иное. Скажем, христианство с его заповедями «не убей», «не укради», «не пожелай другому того, чего не хочешь себе» предохраняет от гипноза теми культами, которые требуют принесения человеческих жертв своему богу и т.п. и в этом смысле оно является благом.
> В итоге получается, что гипноз экономит для нас большую часть нашего жизненного времени. Но с такой же силой гипноз может быть злонамеренно направлен в противоположном направлении.


>.6. Когда гипноз смертелен?

> Упомянутый выше Панченко говорит:
> «Человеку с нормальным набором ценностей невозможно внушить злодеяние, сделать его послушным роботом».
> Это утверждение надо рассматривать как типичный приём гипнотизёра. И дело даже не в сомнительном слове «невозможно». А в том, что сплошь и рядом мы наблюдаем изменение с помощью гипноза самого набора ценностей. К сожалению, гораздо чаще нормальной системы ценностей на ненормальную, чем наоборот.
> Это очевидно хотя бы на примере такой разновидности гипноза как импринтинг («впечатывание»). Указанное явление детально изучал Конрад Лоренц. Типичный случай импринтинга: только что вылупившийся из яйца гусёнок воспринимает первый увиденный им движущийся предмет как свою маму и потом следует за ним как за гусыней. Будь этот «предмет» самим Лоренцом или шариком от пинг-понга и т.п. – всё равно «мама», и в этом его не переубедит даже появившаяся настоящая гусыня. Это сохраняется на всю жизнь. Спасительная роль такого гипноза очевидна. Ведь действительно почти всегда первым увиденным существом является мама. И если бы птенец не следовал этому гипнозу, а задался целью сделать абсолютно правильный выбор, он был бы обречён. Но спасительное предназначение гипноза-импринтинга успешно используется манипуляторами для смертельного зла.
> У человека импринтинг тоже есть, и сильнее всего он проявляется в раннем детстве. Смена впечатанного в детстве «набора ценностей» во взрослом состоянии происходит очень редко (например, смена религиозной веры).
> Тамерлан Айзатулин, в русской крови которого была и частица крови самого Чингисхана, как-то рассказал мне, как татары удерживали покорённые ими народы. Отряды татар периодически устраивали показательную порку мужчин в захваченных селениях. При этом малолетних сыновей принуждали смотреть на порку отцов. Зачем? У мальчика обычно представление об отце как о самом сильном человеке. А такое унижение отца впечатывало в него, что сильнее всего – татары, и страх перед ними сохранялся на всю жизнь. Борьбу против захватчиков возглавили мальчики, которых тайком воспитали при монастырях и поэтому они не знали подобного страха.
> А теперь ечальный аналог из сегодняшней действительности. Родители, желая осчастливить своего малыша, ведут его на выставку или в магазин, где полно всяких соблазнов – сладостей, игрушек. И там или покупают ему всё, что он пожелает, или в кое-чём отказывают: «Это слишком дорого, у нас не хватает на это денег». В итоге в мозгу ребёнка впечатывается, что деньги – это залог исполнения всех желаний. И конец, гарантированно вырастет больной бабломанией.
> Тем более, что он не имеет представления, как деньги зарабатываются честным трудом. Сейчас в большинстве случаев труд родителей такой, что ребёнок не мог бы воспринять его суть даже будучи рядом. А детские учреждения и семьи, где применяют трудовое воспитание, целенаправленно преследуются властями в лице Минобразования и ювенальной юстиции.
> А вот ещё пример смертоносного использования импринтинга. Буза на Украине, унёсшая многие тысячи, а с учётом демографической ямы - миллионы жизней, началась не с Майдана, а с импринтинга. Со сказочки, которой учили детей в детских садиках Украины – о хорошей собачке, защищающей сало, которое хотели отнять злые москали. Полученный импринтинг дальше закрепляли в школе соответствующей трактовкой истории.
> Гипноз во всех его разновидностях опасен не столько обманом в частностях, сколько подменой собственного здравого смысла человека чужим. (Для удобства научного анализа я в своей книге называл его «критерием разумности»). И как видим, гипнотическая сказочка может оказаться намного страшнее Хиросимы и по числу человеческих жертв, и по экономическим потерям.


>.7. Гипноз и «толпотворение».

> Смертельно опасно и использование толпы в качестве объекта гипноза. Уже упоминаемый украинский гипнотизёр Панченко говорит:

>«Вот, например, человек, находясь какое-то время в середине толпы, ведет себя как загипнотизированный. …..
> Он бессознательно повторяет движения, возгласы людей, находящихся рядом».

> «Каждое действие в толпе заразительно».
> «Этим пользуются так называемые ″зачинщики″. Их задача – создать толпу и воспользоваться ее инстинктами, чтобы вызвать необходимые чувства».

>«Дело в том, что толпа очень эмоциональна, восприимчива. Она не интересуется фактами. Зато ее легко увлечь образами. Нарисовать ″врага″. Толпа сама дорисовывает качества ″врага″, преувеличивает их, начинает этого персонажа ненавидеть».

> По моему, комментарии здесь не нужны Да, это Украина, да, кое-кто делает на это ставку и в России, да, это гипноз, используемый как смертельное зло.
> Возникает только один любопытный вопрос: три десятка участников - это толпа или не толпа? Да вроде бы уже толпа. И если государства можно считать участниками толпы, то многое становится понятным в столпотворении толпотворения европейских стран.

>.8. Нужна облава.

> Как же спасаться от трёхглавого дракона – манипуляции, гипноза, колдовства? Постараюсь в будущем написать своё частное видение этой проблемы. Но это по определению будет только некая частность. Вот даже С.Г. Кара-Мурза до чего мастерски выследил эту нечисть. А одолеть, увы, не получается. Для охоты на дракона такого размера нужен не одиночка, а облава. Значит, надо собраться всем охотникам вместе. Ау, есть такие? Объявитесь!