От Александр Ответить на сообщение
К Афордов
Дата 05.01.2016 21:40:52 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

СГ писал о фильме. Местный бандера и радулова пытаются облить грязью

народ. В ветке поздравлений с Новым Годом.

Но если вам угодно разобрать эту рецензию СГ то пожалуйста.

>Идеальным миром, к которому подсознательно стремится человек, бывает мир близкий, осязаемый – и в то же время недосягаемый. Какие черты придал Э.Рязанов обитателям этого мира, какого рода его недосягаемость? С одной стороны, это – наши типичные интеллигенты тех лет, с близкими этому кругу социальными чертами. Но в то же время они обладают неброскими признаками элитарности, аристо­кратичности. _* Конечно, тогда не хотелось замечать, что нет, не можем мы войти в их мир, что это –ложные образцы, манящие привидения. Начать с того, что обоим главным героям – далеко за тридцать, но у них нет семьи и нет детей. Похоже, и друзья их бездетны. У них поэтому есть время и ходить в баню, и бродить по городу, навещая друг друга. Уже одно это делает их особой кастой и придает особые черты их мировоззрению. Вспомните себя, инженеры и врачи, которые воспитывали детей в 70-е годы.

В фильме изображен "тюфяк" и его превращение в мужчину. Вполне специфический тюфяк, резко отличающийся от своих семейных друзей который женится последним. В этом его отличие от всех его друзей. Которые женились не последними. Его друзья встречаются с ним раз в год. 1 (один) раз в год. Это говорит о том, что у них полно времени? Людям нельзя встречаться и они должны всю жизнь проводить мальчиками на побегушках у баб? Что за странные претензии?

> «Мы разучились совершать сумасшедшие поступки!» -говорит герой. Ах, какой упрек плебеям, как им должно быть стыдно.

Отослать лесом хамло, которое выкидывает маму в новогоднюю ночь чтобы набросить хомут на мужика не должно быть "сумасшедшим поступком". Это рутинный отбор. Хамло вылетает из личной жизни и не отравляет ее ни мужику ни его маме. В этом нет ничего ни "сумасшедшего", ни "глупого". Это то, как должен поступать нормальный мужик. Возможно радуловой кажется что мужик существует чтобы бабе прислуживать, просто потому что у бабы между ног... и другого смысла в его существовании нет. Большая ошибка.

>У героев фильма –энергичные, здоровые мамы, сохранившие достаточно сил, чтобы заботиться о быте своих великовозрастных детей, позволяя им и к середине жизни сберечь прыть и юность духа. В реальности же подавляющее большинство матерей того поколения – вдовы Отечественной войны, измученные непосильным трудом 30-50-х годов. Кому-то, конечно, повезло, и мамы добавили им возможности «совершать сумасшедшие поступки».

Мамы не бросаются в глаза энергичностью. Моя бабушка работала, пока могла. Ей было за 70. Не от нужды работала, а потому что дома скучно. Фильм показывает что мамы живут с детьми в силу квартирного вопроса. Только получили однокомнатные квартиры, других не будет. А до этого жили в коммуналке. Дети должны учитывать это в своем выборе партнеров. Баба, которая может создать маме непереносимые условия жизни на старости лет, вылетает. Остается другая, которая к маме относится с должным уважением.

>Каковы же «структуры повседневности» этих героев фильма? Мягкий, интеллигентный уют. Квартира в хорошем доме, довольно дорогая мебель, хрусталь и кофе, клетчатый плед. Полет в Ленинград – для них не бог весть какое приключение, такси тоже вещь привычная.

Структуры повседневности - только что переселились из коммуналки. СГ этого не замечает потому что у него были другие структуры повседневности. Но я, впервые смотревший этот фильм ребенком в коммуналке, прекрасно понимал что именно маячит за образом новой квартиры, где еще мебель расставить не успели. И все окружающие и в коммуналке и в новостройке понимали.

Полет в Ленинград именно приключение - все друзья, с которыми встречаются раз в год, едут провожать в аэропорт. А доктор и вовсе оказывается в самолете случайно и для него это событие, меняющее жизнь.
Поездка на такси именно приключение. Человека туда запихивают те, кому не впервой. А он, с непривычки, говорит водителю какой ему этаж.

>Герои подтрунивают над тем, что дома в разных городах одинаковые, мебель одинаковая, даже ключи к дверям подходят. Ну, мол, и страна!

Подтрунивает Рязанов, а не герои. Голос за кадром. Мультик.

>Герои фильма составляют братство, говорят на одном языке, понимают жесты друг друга. Условно говоря, «они ходят в баню», хотя у них в доме есть ванна – это подчеркивается на протяжении всего фильма.

Точно. И живут в коммуналках, хотя у них отдельные квартиры.
Герои, блин, росли в домах, где не было ванны. А возможно и воды, по крайней мере горячей. Людям приходилось куда-то идти, ехать на автобусе чтобы помыться. Раз в неделю. У них сложилась такая традиция. Со школы. И теперь, когда в доме есть ванна, они идут в баню по традиции. СГ такая мысль в голову не приходит. У него другие структуры повседневности. Для него баня - это что-то из жизни римских патрициев. А вот московский дворик у Киевского вокзала за несколько лет до выхода фильма
http://lh3.ggpht.com/-kcG3fhkt0gM/Uu46HLtcBVI/AAAAAAAG38k/TbJI8a-gOI4/clip_image005_thumb.jpg



> Отношения между ними тонкие, построены на нюансах, так что неспособный на сумасшедшие поступки Ипполит им не ровня, брак с ним был бы мезальянсом для героини. Он лишь на короткий миг становится почти своим, когда приходит пьяный и лезет в пальто под душ. Тогда он нравится тонкому интеллигенту.

Интеллигент - точно такой же Ипполит. Только беднее. Ни машины, ни шубы. Это у Ипполита есть деньги на глупости типа гонять в машине по льду Невы и разбить ее от огорчения что телку увели. У интеллигента максимум куражу хватает билет в окно выбросить. Просто в эту конкретную ночь интеллигент, в силу невероятного стечения обстоятельств был в ударе. Не пресмыкался перед бобой. Не заискивал, Не пытался ей угодить, и вообще не пытался от нее ничего поиметь и относился к ней как к равной. Чем и взял. Потому что выгодно отличался от домогавшегося Ипполита.

> Но, в общем, Ипполиту с его суконным рылом конкурировать в этом ряду было бесполезно. А вполне разумные слова, которые он сказал «московскому гостю», лишь усилили отвращение к нему в глазах кинозрителя.

Ипполит домогается. Пытается купить. Отвращения тут нет. Скорее сочувствие. Потому что все-таки это удар по самолюбию, когда баба предпочитает другого. Но реально, и Ипполит немного потерял. Баба с возу - Жигулю легче.

>Этот уютный материальный и духовный мирок – их башня из слоновой кости, их экологическая ниша, в которой они отгораживаются от мира. Рождественская сказка допускает чудо – в этой нише случай соединяет две родственные души, и из нее кубарем вылетает чужак-Ипполит.

Это эффект точки зрения. Камера смотрит на Лукашина с Брыльски, потому и кажется что вылетает Ипполит. Направь камеру на Ипполита, или эту прошмандовку, которая Лукашину хомут набрасывала, и кубарем вылетит Лукашин с Брыльски.

На самом деле все просто. Люди оказались вместе из-за взаимных симпатий, а не потому что кто-то накинул хомут или купил. Вот и все. Что лучше чтобы прошмандовка "случайно" залетела и приперла мужика пузом к стенке, чтобы он был "должен жениться как честный человек"? Или чтобы девка вышла замуж за "выгодного" жениха потому что у него шуба и "жигули"? Что за... Но ведь фильм именно об этом. А блестелки из ахматовых с ахмадулиными сверху приперчены. И тут нет большого перегиба. Это реальность. Не зря журналы издавались миллионными тиражами. Да и когда отец между делом продекламировал мне что-то из себя, когда мне лет 20 было, у меня отвисла челюсть от удивления. Ахматовы с ахмадулиными ему в машинистки не годились. Да, советские люди были культурны.

>Пожалуй, наибольшую нагрузку несло ложное утверждение, что «мы разучились совершать сумасшедшие поступки!» Во время коллективизации и войны умели, а потом разучились? Наоборот! Только получив, наконец, теплые квартиры и сытую жизнь, часть из нас стала этому учиться – и всех обучать.

То есть Александр Матросов - на сумасшедший поступок не тянет?

> Но вот что удивительно – эта надуманная элитарность и инфантилизм, переходящий в экзистенциальную безответственность, в 70-е годы были каким-то образом подхвачены и усвоены весьма значительной частью интеллигенции,

Снова. Послать лесом прошмандовку, которая выставляет мать за дверь в новогоднюю ночь чтобы хомут набросить "безответственность"? Это именно ответственность. Перед самым близким и в силу возраста беззащитным человеком - мамой. Безответственно было бы жениться на этой стерве. Я лично, вижу безответственность и инфантилизм именно в том, что Лукашину потребовалось встретить другую бабу чтобы послать прошмандовку лесом. А если бы не встретил, то и женился бы на хамке.

>Близко зная интеллигентов подобного типа, могу сказать, что им и в голову не приходило, что из-за их шалостей люди могут лишиться не только пледа и хрусталя, но и теплых квартир. Им всерьез казалось, что все эти квартиры и отопление, поезда и самолеты - не плод тяжелых постоянных усилий и определенной социальной организации, а дано от природы и исчезнуть не может

Это могло казаться только тем, кто в коммуналку приезжал в гости. И то к родственникам, которые раньше сами владели квартирой, куда советская власть подселила жильцов. Странно подозревать в этом людей, которые впервые переехали в отдельную квартиру вчера. А до этого мыться ездили в баню.

>Известно, в каком доме около метро «Юго-Западная» в Москве снимался фильм, вот и возьмем нынешнюю рыночную цену этой квартиры – 100 тыс. долларов. Это эквивалентно зарплате нынешней учительницы за 100 лет работы. Нет, такую добавку к их зарплате ни учительница, ни врач 70-х годов не замечают. Как не замечают они и того, что на ту их «маленькую» зарплату они могли без большого потрясения для своего кармана полететь на самолете, взять такси и т.д. Они, как дети, не знают, что все это стоит больших невидимых денег, которые и даются им в виде благ как часть платы за их труд для общества.

Они именно замечают что ситуация необычна и случается раз в жизни. Такси и самолет - иллюстрация что это из ряда вон. Это художественные средства, которые Рязанов использует чтобы передать исключительность ситуации. И полететь на самолете, и взять такси для них на грани безумия. Лукашин и не летает и не берет на трезвую голову. Не замечать это может только тот, кто родился в отдельной квартире.
------------------------
http://tochka-py.ru/