От И.Т. Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 02.11.2015 21:26:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Теоремы, доктрины; Практикум; Семинар; Версия для печати

С.Г.Кара-Мурза. Надо попробовать на практике

http://sg-karamurza.livejournal.com/217552.html

С.Г.Кара-Мурза

Надо попробовать на практике

Товарищи считают «национальный характер» научным понятием. Так почему бы не использовать это понятие и составить структуру национального характера русского народа, скажем, в 1940-е гг., в 1980-е и на данный момент? Только не надо брать за основу свою любимую общность. Надо помнить, что народ – система большая и гетерогенная, хотя и есть в ней связность, иногда почти нулевая.
А то скажут, что вон сколько русских поехали добровольцами в Донбасс - это и есть наш «национальный характер»! Все мы - типичный Василий Теркин!

Стоит вспомнить и опыты Маркса, который увлекался национальными характерами. Он во многом формировал свои представления о России по книге демократа-утописта Н. Флеровского (В.В. Берви) «Положение рабочего класса в России» (СПб, 1869). Она считается и сегодня первой книгой в российской социологии. Маркс исключительно высоко ее оценивал. Он пишет о ней Энгельсу: «Это самая значительная книга среди всех, появившихся после твоего труда о “Положении рабочего класса [в Англии]”. Прекрасно изображена и семейная жизнь русского крестьянина – с чудовищным избиением насмерть жен, с водкой и любовницами» [К. Маркс. Соч., т. 32, с. 358].
Чтобы читать эту книгу, Маркс стал изучать русский язык. Он многократно ссылается на эту книгу как на самый достоверный источник знания «о положении крестьянства и вообще трудящегося класса в этой окутанной мраком стране». Из этой книги, по мнению Маркса, «следует, что крушение русской державы должно произойти в ближайшее время» [там же, с. 367].
Здесь она интересна тем, что Маркс почерпнул из нее сведения о национальностях России. Он пишет о Флеровском: «Он хорошо схватывает особенности характера каждого народа – “прямодушный калмык”, “поэтичный, несмотря на свою грязь, мордвин” (которого он сравнивает с ирландцами), “ловкий, живой эпикуреец-татарин”, “талантливый малоросс” и т.д. Как добропорядочный великоросс он поучает своих соотечественников, каким образом они могли бы превратить ненависть, которую питают к ним все эти племена, в противоположное чувство» [там же, с. 363-364].