От Sereda Ответить на сообщение
К И.Т.
Дата 12.12.2015 16:32:20 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Тексты; Версия для печати

Еврореконструкция Украины


Константин Ващенко: "Госслужащим больше не придется паковать чемоданы с приходом очередного министра, уступая свое место его куму, брату или свату"
Инна Ведерникова 11 декабря, 23:03



255 голосов на табло парламента за закон о государственной службе завершили более чем десятилетнюю эпопею с его принятием. Не в обиду нынешним лоббистам, которые готовили последний вариант законопроекта и продвигали его в парламенте, скажу, что свою первую поздравительную смс отправила экс-главе государственной службы Украины Тимофею Мотренко. Его команда, собственно, и заложила основы принятого в четверг закона.

...

— В четверг многотысячная армия чиновников смотрела новости и получила стресс. Чего им ждать от закона в первую очередь?

— Ключевым принципом закона является разграничение политических и административных должностей на государственной службе и появление института государственных секретарей. То есть процесс перезагрузки государственной службы пойдет с самого верха. Мы надеемся, что он будет сопряжен с изменениями в законе о Кабинете министров и центральных органах власти. У нас также, согласно предстоящим изменениям Конституции в части децентрализации, появятся префекты. Подготовленный законопроект о префектах коррелируется с законом о госслужбе — предусмотрен прозрачный конкурсный отбор.

Однако, возвращаясь к госсекретарям, стоит сказать госслужащим страны главное: им больше не придется паковать чемоданы с приходом очередного министра, уступая свое место его куму, брату или свату. Институт госсекретарей гарантирует это. Более того, единственным критерием оценки работы госслужащего будет профессионализм, а единственным способом продвижения по службе — конкурс. У чиновника появится реальная возможность планировать свою карьеру.

— Вы на самом деле думаете, что норма об обязательном владении одним из трех официальных языков ЕС для госслужащих категории "А" даже через два года станет для нас реальностью?

— А нам деваться некуда. Автор сингапурского чуда Ли Куан Ю назвал английский первым языком в стране и первой реформой.

— Бизнес таки получил доступ во власть? На чем, кстати, и настаивал Данилюк.

— Бизнес ни при каких обстоятельствах не может и не должен иметь доступ во власть. А вот менеджер, имеющий опыт работы на ключевой должности в крупной компании, согласно принятому закону, может претендовать на пост госсекретаря профильного этой компании министерства. Такой логичный компромисс.

— Алена Шкрум на итоговом брифинге заявила о предстоящем сокращении количества государственных служащих на 30% и выше. До этого премьер и глава АП говорили о предстоящей административной реформе — слиянии и сокращении ряда министерств. Мы, конечно, тут же обратились с просьбой прояснить позиции, однако, как оказалось, на сегодня процесс варится на уровне слов.

— Функциональная дерегуляция необходима. Просто уменьшить количество чиновников, оставив за министерствами все существующие на сегодня полномочия и функции, — это абсурд. Сокращение госслужащих только как результат сокращения функций. Вот наша задача.

— Часть знающих экспертов предполагают, что одной из главных задач является еще и освоение 1 млрд 800 млн евро, заложенных ЕС на реформу. Мол, отсюда и весь сыр-бор между институциями. Реформаторы гибнут за потоки.

— Как ни крути, а главный распорядитель финансов в стране — Кабмин, который представил закон в парламент, и которому отвечать за использование средств перед ЕС. Поэтому все инсинуации в этой части считаю надуманными. Другой вопрос, откуда мы вообще собираемся черпать деньги на реформу? Есть несколько источников.

Во-первых, бюджет. Поскольку сегодня декабрь, бюджет уже практически сверстан, очевидно, что в 2016 г. у нас не будет возможности изыскать какие-то серьезные суммы. Что не означает, что мы будем сидеть и ждать года 2017-го. Как я уже сказал, нам предстоит оптимизировать Кабмин, убирая лишние министерства и функции, параллельно сокращая количество государственных служащих. Но есть один ключевой нюанс: при этом будет сохранен фонд оплаты труда министерств. Сегодня общий фонд оплаты труда составляет 14 млн грн. И он уменьшен не будет, что даст возможность повышать заработные платы оставшимся чиновникам за счет внутренних резервов министерств. Этот принцип кардинально изменит подход к реформе тех же министров, которые всегда как огня боялись сокращения и, дабы не потерять финансирования, держались за каждую пустую единицу. Надо сказать, что процесс оптимизации функций и сокращения аппарата уже запущен в министерстве экономики, и в министерстве финансов, к примеру. Они потеряли уже до 40% штата. При этом фонд оплаты труда остался тот же, и уже сегодня заработная плата работников этих министерств существенно отличается от заработной платы остальных госслужащих.

Во-вторых, средства ЕС. Как я уже сказал, речь идет о реформе государственного управления в целом и доплатах к заработной плате. На счет последнего сейчас в ходе переговоров озвучиваются достаточно разные цифры — от 30 до 50 млн евро в год. Вроде бы и не много, но мы ведь не уповаем только на эти ресурсы. Но в любом случае, надеемся, они будут.

В-третьих, средства громад. В ходе децентрализации большое количество функций и полномочий уйдет на места. Вместе с функциями туда уйдут и чиновники. У территориальных громад появится право, исходя из уровня своего экономического развития, самостоятельно определять как количество необходимых им чиновников, так и уровень их заработной платы. То есть уровень заработной платы в органах местного самоуправления будет напрямую связан с тем, насколько эффективно громада работает и развивается. Что весьма важно. Потому что сегодня, к примеру, у главы районной администрации прямых стимулов привлекать инвестиции нет. А завтра такие стимулы появятся.

На самом деле, заработная плата — это только часть программы. Определенная доля средств пойдет на создание ряда информационных ресурсов. Нам, к примеру, нужно будет создать единый веб-портал вакансий государственной службы. Чтобы каждый желающий мог увидеть любую вакансию, условия конкурса, его результаты и пр. Это достаточно серьезный ресурс.

— Так сколько на него миллионов надо потратить? И как проконтролировать все-таки освоение средств?

— Пока трудно оперировать конкретными цифрами. Идут переговоры. ЕС определил, что 1 млрд 800 млн евро запланированы на строительство государства вообще. И здесь (помимо реформы системы госуправления) речь идет о налоговой реформе, децентрализации и других реформах. 600 млн — на реформу государственного управления в целом. Что включает админреформу, реформу административных услуг, Кабмина и ЦОВ, электронное самоуправление, заработную плату.

— Ваша функция на эти ближайшие пять месяцев?

— Ключевая задача — оперативно подготовить всю нормативную базу для внедрения закона, без которой он не заработает. Это и положение о конкурсных комиссиях, и порядок оценивания госслужащих, и новая формула оплаты труда, и пр. Плюс — начать масштабную разъяснительную работу, проинформировать людей о предстоящих изменениях. Причем как самих государственных служащих, так и граждан, которым они предоставляют услуги.
Принятие закона — это еще не реформа. Сам по себе закон о госслужбе решает только часть проблем. Новый закон о Кабмине и ЦОВ, децентрализация, оптимизация всех административных процедур — все это в комплексе и называется реформой государственного управления. Но ключевой шаг парламент, безусловно, сделал.

— Кто-то уже работает над этими законами? Как быстро вообще мы сможем перезапустить систему?

— Это вопрос продуктивной работы правительства, Министерства юстиции. Комплексная реформа системы государственного управления внесена в коалиционное соглашение.

http://gazeta.zn.ua/internal/konstantin-vaschenko-gossluzhaschim-bolshe-ne-pridetsya-pakovat-chemodany-s-prihodom-ocherednogo-ministra-ustupaya-svoe-mesto-ego-kumu-bratu-ili-svatu-_.html