«Это способ задвинуть аппаратного конкурента подальше от реальных дел, дав ему при этом формально более высокий пост»
24.11.2015 16:05
В последнее время в кулуарах неоднократно обсуждали усиление Суркова вплоть до возвращения его в администрацию президента в качестве зама Сфера ответственности помощника президента Владислава Суркова может быть расширена, он может стать куратором отношений России со всеми странами СНГ, говорят собеседники Znak.com, близкие к администрации президента. Стоит отметить, что куратором линии СНГ является глава администрации Сергей Иванов, однако о конфликте интересов двух высокопоставленных чиновников речи не идет, говорят источники. Формально в зону ответственности Суркова входят отношения с Абхазией и Южной Осетией, однако известно, что именно он является главным куратором политической составляющей украинского направления российской политики и именно он помогал готовить так называемые «минские соглашения», принятые зимой в Минске на встрече президента России Владимира Путина, канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и президента Украины Петра Порошенко. Эти соглашения должны обеспечить прекращение огня на Донбассе, а также постепенную реинтеграцию территорий ДНР и ЛНР в состав Украины, но в особом статусе.
Владислав Сурков с 1999 по декабрь 2011 года работал замглавы президентской администрации, именно он считается главным архитектором политической системы нулевых и автором концепции «суверенной демократии». Покинул Кремль Сурков на фоне протестов 2011-2012 года против фальсификации выборов в Госдуму, однако в кулуарах известно, что решение покинуть Кремль он принял за полгода до этого. Далее Сурков шесть месяцев отработал в правительстве в качестве вице-премьера по инновациям, однако в мае 2013 года ушел в отставку на фоне собственного конфликта со Следственным комитетом, возникшим после его лекции в Лондоне, в которой Сурков заявил, что следователи СК не обладают доказательствами хищений в «Сколково». Однако в конце сентября того же 2013 года Сурков был назначен помощником президента с формальным функционалом курирования отношений с Абхазией и Южной Осетией, неформальным же – Украины (стоит отметить, что Сурков отвечал исключительно за политическое взаимодействие, вопросами «ополченцев» занимались силовые структуры, – прим. ред.) В последнее время в кулуарах неоднократно обсуждали возможное усиление Суркова вплоть до возвращения его в администрацию президента в качестве заместителя, однако эти слухи ни разу не подтверждались, во внутреннюю политику Сурков не вмешивается, ее курирует новый первый замглавы администрации с конца 2011 года – Вячеслав Володин.
Политолог Глеб Кузнецов отмечает, что аспекты взаимоотношения России с разными странами СНГ столь различны, что едва ли их можно свести в единый блок: проблемы Таджикистана на фоне ИГИЛ, проблема Донбасса и Украины, армяно-азербайжданский конфликт сами по себе слишком разные. Политтехнолог Алексей Рощин отмечает, что Сурков – человек гибкий и хитроумный, а чем меньше у Кремля сил, тем выше для него значение хитрости. При этом расширение сферы влияния Суркова на всю российскую политику по СНГ эксперт считает сомнительным повышением. «СНГ – не самое актуальное направление, и есть ощущение, что это способ задвинуть аппаратного конкурента подальше от реальных дел, дав ему при этом формально более высокий пост. Ну примерно как Матвиенко задвинули на СовФед, выдернув из-под нее Санкт-Петербург», – отмечает Рощин.