От Афордов Ответить на сообщение
К Афордов
Дата 20.10.2015 20:40:47 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Семинар; Тексты; Версия для печати

Не заставить ли наших ученых общаться на английском? Отвечает Медведев (ФАНО)

http://m.gazeta.ru/science/2015/09/2_a_7724357.shtml

«Не всегда наши исследования интересны иностранцам» Замглавы ФАНО о том, как работать иностранным ученым в России

http://www.gazeta.ru/science/2015/09/2_a_7724357.shtml

Николай Подорванюк

О том, как в российской науке создать англоязычную среду, нужно ли это и кто этим должен заниматься, в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» дискутирует первый заместитель руководителя Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Алексей Медведев.

— В зарубежных научных учреждениях большая часть общения происходит на английском языке. Нет ли идеи создать в российских институтах аналог той «курилки», которую вы упоминали ранее в интервью «Газете.Ru», где обсуждаются научные идеи, только на английском языке?—Вы затронули несколько тем. Первая: любые попытки установить границы для науки —бессмысленны. Сам характер научного знания противоречит принципу изоляционизма и предполагает максимальную открытость и участие всех тех, кто разделяет заинтересованность в научной теме и решении «головоломки», которая объединяет совершенно разных людей с разными политическими и культурными ценностями для достижения общего результата.

ПОДРОБНЕЕ: Президент РАН о Петрике и российской науке

И в этом смысле, безусловно, бесполезно ставить границы, как с нашей стороны, так и со стороны наших партнеров. Федеральное агентство всегда выступало за то, чтобы такие контакты были, взаимодействие происходило, и оно должно только развиваться.

И все формы горизонтальной мобильности, которые только могут происходить, они должны приветствоваться.

— Ну а, может быть, вообще сделать рабочим языком в российских институтах английский? И за счет этого больше и глубже интегрировать российскую науку в международное пространство?—Тезис о том, что английский язык мог бы стать рабочим для российской науки, на мой взгляд, достаточно спорный. Тут позволю себе с вами не согласиться. И не в силу того, что я чиновник, а в силу того, что русский язык сам по себе является очень большой ценностью и его сохранение позволяет обогащать научный мир. Открытия и вклад, который сделала имперская, российская и советская наука, во многом базируются на том, что они были сделаны на русском языке. Я не знаю других языков в мире, которые были бы настолько пластичны и приспособлены для организации или вынашивания в себе того, что называется научным исследованием, научным поиском и научным открытием. Это мое искреннее убеждение.

Помимо этого, здесь есть и практические вещи, лежащие в области геополитики.

Кроме глобального англоязычного научного пространства существуют локальные языковые научные агломерации, и тяготение к русскому языку стран Восточной Европы или сопредельных южных республик нельзя игнорировать. Русский язык является международным для большого количества людей, и это нужно всемерно поддерживать. Больше того, традиции советской науки создали богатую самобытную научную культуру, которая является базисом для современной науки в соседних с нами странах. Эти две составляющие: исходная, онтологическая, бытийная возможность русского языка для вынашивания в себе самых удивительных научных гипотез —с одной стороны и практические задачи, связанные с обеспечением присутствия России в мире, —подсказывают нам, что в русский язык нужно вкладываться и поддерживать его.

Но это не отменяет того, что базовым навыком современного исследователя должно быть владение различными иностранными языками, особенно научной лексикой.

ПОДРОБНЕЕ: Академик РАН Рашид Сюняев об астрономии и науке в России

Это касается не только английского, но и испанского, китайского и других языков —вопрос в емкости научного сообщества, которое может быть причастно к результатам.

— Я все же продолжу фантазировать и представлю идеальную модель научного института в России — когда такой институт становится местом для работы иностранных ученых. Но как их туда зазвать? Чем им платить?Как они будут жилье снимать? Да и как их на работу оформлять: представляю, как в отдел кадров стандартного российского института, где еще с советских времени работают одни и те же тетеньки, приходит оформляться на работу иностранный профессор, не знающий русского языка… —Привлечение иностранных сотрудников для работы —это одновременно и важная задача, и показательная характеристика, ведь ученые едут работать туда, где им действительно интересно. Если только экономические условия ограничивают приезд сюда иностранных ученых —это не самое сложное.

Хотя мне кажется, что, если бы научные коллективы и руководители научных организаций ставили бы одной из своих задач привлечение научных сотрудников из-за рубежа и организацию здесь лабораторий с иностранным участием, это был бы, безусловно, очень интересный опыт, который следовало бы поддержать.

Желание иностранных ученых работатьв России свидетельствует о конкурентоспособности наших исследований и распространении наших научных идей вовне: не просто популяризация, а продвижение российской науки и принципов организации научных исследований, которые есть у нас, за пределы страны. Поэтому такая практика должна только приветствоваться.

ПОДРОБНЕЕ: В ФАНО объяснили, почему число научных сотрудников РАН будет сокращаться

— Ну а почему нет практики приглашения иностранных ученых в Россию с долгосрочными визитами?—Я бы не утверждал однозначно, что ее нет. Это скорее позиция отдельных руководителей. Нужна система, нужны успешные пилоты, через которые можно было бы эту практику тиражировать.

— …нет никакой программы, которая бы это стимулировала. А кто должен это инициировать — ФАНО или Минобрнауки?—Еще раз говорю, очень хорошо тиражировать то, что уже растет. Нужно найти примеры такой практики, посмотреть, как они институализированы, как решены все бытовые и экономические проблемы, которые действительно возникают при привлечении сюда иностранцев, и в этой ситуации пытаться реализовать ее через создание механизмов, обеспечивающих ее распространение среди институтов. Не формировать некоторую умозрительную модель и пытаться ее насадить, а выявить пример, который уже работает, и поддержать его…