|
От
|
Берестенко М.К.
|
|
К
|
Н.Н.
|
|
Дата
|
17.12.2014 20:56:43
|
|
Рубрики
|
Прочее; Семинар; Тексты;
|
|
Re Береги время - берегись рынка!
Береги время - берегись рынка!
.1. Очень здорово, Н.Н., что Вы напомнили об этом материале.
Неотразимые доказательства вредоносности механизмов рынка.
.2. Жалко разрывать такой материал на кусочки.
Мне кажется, что из этого заключения к книге надо сделать предисловие к сборнику. Такое предисловие (1-2 страницы), которое могло бы гулять в качестве листовки (и в бумажном, и в электронном виде). А за этим многотиражным «форвардом» более успешно мог бы следовать и сборник (с гораздо меньшим тиражом), и другие материалы.
.3. Хорошо бы попросить Сергея Георгиевича лично преобразовать заключение в предисловие-листовку. И, может быть, сделать ещё одно «наоборот». Обычно Сергей Георгиевич пишет, а мы потом разбираем его по косточкам. А давайте сначала мы выложим свои соображения по главным потерям, создаваемым рынком. А Сергей Георгиевич потом напишет предисловие с учётом наших взглядов.
.4. Инициатива наказуема, поэтому начну со своих соображений.
В обсуждаемом отрывке вскрыта сущность рыночных отношений как чёрной дыры, бессмысленно и беспощадно заглатывающей человеческие усилия и саму человеческую жизнь.
Автор привёл четыре примера потоков в прорву рынка:
- безработица;
- частная охрана;
- банки;
- гипертрофированная торговля.
Оценка величины этих потоков сделает примеры более наглядными.
БЕЗРАБОТИЦА
Число учтённых безработных в январе 2014 составило 4 180 000 человек (5,60% от всех работоспособных). Значит, только на этом рынок загубил почти 6% валового продукта.
= = Примечание.
Здесь ещё не учтены тонкости типа:
«Общая численность сельских безработных … в 2,9 раза превышает численность, учтенную статорганами по методологии МОТ»
ЧАСТНАЯ ОХРАНА
Численность сотрудников охранных предприятий оценивают в 650-750 тысяч человек. Это уже сопоставимо с численностью наших Сухопутных войск.
БАНКИ
На 1 ноября 2014 года в России было 799 коммерческих банков. Данных по суммарной численности их персонала не удалось найти, но она вроде бы где-то около полумиллиона. Для примера данные о Банке России (второй по численности персонала, недалеко от 70 тысяч):
«В 2009 году Банк России потратил на содержание своих служащих 65,9 миллиарда рублей».
Ну а что касается роли банков в сегодняшней чехарде с рублём, то здесь даже комментарии не нужны.
ТОРГОВЛЯ
На долю розничной торговли приходится наибольшая численность занятых в экономике (18,2 %). Это ровно в два раза больше, чем занято в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве, взятых вместе
Как утверждают «экономисты», торговля - самая рентабельная отрасль «экономики». Так что если бы переместить половину торгашей в сельское хозяйство, то Россия удвоила бы сельхозпродукцию, восстановила бы свою продовольственную независимость и … стала бы «не рентабельной». У «экономистов» неотразимый довод: в США доля занятых в сельском хозяйстве в три раза меньше, а нам надо равняться на Америку. И поэтому открыто провозглашают курс на увеличение числа занятых в торговле и уменьшение числа работающих в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности.
.5. А теперь ещё несколько примеров потоков в рыночную пропасть.
РЕКЛАМА
В США расходы на рекламу составляют свыше 160 млрд. долларов (!) в год.
Телевидение забирает около 46 процентов всех рекламных бюджетов. Печатные издания - 38%, радио - 11%.
А теперь - самое смешное.
Телевидение приносит рекламодателю 49 центов дохода на каждый доллар, потраченный на телерекламу. Печатная реклама (журналы и газеты) - 91 цент.
Что же, бизнес с ума сошёл, рекламирует себе в убыток? Разгадка кроется в том, что реклама очень затрудняет путь на рынок новым разработкам, которые могли бы составить конкуренцию уже разрекламированному товару. У начинающих производств, как правило, нет достаточных средств и времени для ловли потребителей.
То есть, реклама ничего не создаёт и вдобавок является тормозом прогресса. Но на эти миллиарды «рекламщики» потребляют продукцию, которую создают труженики реальных производств.
В России расходы на рекламу пока гораздо меньше - всего лишь около пяти с половиной миллиардов долларов. Данные по окупаемости рекламы в России не обнаружил. Думаю, не выше, чем в США.
Но есть у рекламы ещё одно зло. Если вычесть время, потраченное на сон, то человек имеет в сутки 1000 минут активного времени. Предположим, что человек, когда он смотрит телевизор, слушает радио, работает с компьютером и т.п., теряет в среднем в сутки 5 минут на ненужную ему рекламу - то есть, одну двухсотую своего активного времени. Это по стране равнозначно потере одной двухсотой её населения, то есть, 660 000 человек. Вот таким терактом является реклама!
А есть ведь ещё и воздействие рекламы на психику не только в направлении «бежать за покупкой», но и в сторону психических расстройств.
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА
В советское время обычным был обмен передовым опытом, а рынок навязал нам коммерческую тайну. Так какая часть ВВП теряется из-за задержки внедрения новых изобретений и рацпредложений, из-за ненужного дублирования? Боюсь, что одним процентом здесь не отделаешься.
РАБОТА ПО ПРИЗВАНИЮ ИЛИ ОТРАБОТКА ДЕНЕГ
В советское время около двух третей граждан работали там, где чувствовали своё призвание. После десяти лет рыночных реформ таких осталось только 7%. И, наверняка, сегодня этот процент ещё меньше. Но человек, которому работа по душе, делает своё дело на десятки процентов эффективнее, чем тот, кто просто «отрабатывает деньги». Потери здесь не менее 10% ВВП.
«МАЛЫЙ БИЗНЕС»
Конечно, встречаются производства, где крупные предприятия нецелесообразны. Но это - исключения, подтверждающие правило. А общее правило такое: с уменьшением предприятия катастрофически растут накладные расходы. Но, похоже, что умники, взявшиеся рулить хозяйством Страны, даже не слышали о таком понятии как «накладные расходы». А если слышали, но продолжают настаивать на «малом бизнесе», то как это квалифицировать?
ПРИСАСЫВАНИЕ К ИНФРАСТРУКТУРЕ
Критерий разумности, принятый бизнесом - это его частные интересы, а не интересы народа. Вот и цепляют свои «точки» к существующей инфраструктуре. Из изобилия таких примеров упомяну только торговые гиганты около дорог в Москву. Может быть, застрявшие в пробках сообразят, кто ворует их время?
ОМЕРТВЛЕНИЕ РЕСУРСОВ И ТРУДА
Как правило, олигархи стремятся вложить добытые в стране деньги за рубежом. От этого никакой пользы для страны. Наоборот, это усиливает её конкурентов. С этим вроде пытаются бороться. Борются, но победы не видно
А вот ещё один способ омертвления народного труда - строить то, что практически никому не нужно. «Вложение средств для их сохранения». Всюду дворцы - от Москвы до самих до окраин. А сколько детских учреждений, больниц и т.д. можно было бы построить вместо практически пустующих коттеджей? Думаю, проблема детских садов и больниц была бы решена.
.6. КТО ВИНОВАТ?
Если суммировать хотя бы только перечисленные здесь примеры, то видно, что наш ВВП мог бы ежегодно расти не на десятые доли процента, а на десятки процентов. А то и удваиваться, как во времена Сталина. Но наши хозяйчики заняты «десталинизацией», а мы должны пожинать её плоды. Почему и зачем?
Суть рыночной экономики отражена в анекдоте, который я уже приводил:
«Если грабитель разбогател на тысячу рублей, ограбив вас, вы стали беднее на тысячу рублей. Если же рыночный делец разбогател на тысячу рублей, вы стали беднее на десять тысяч».