|
От
|
И.Т.
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
21.04.2014 01:21:23
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Ильин А.Н. Культура общества массового потребления. Монография
В копилке форума выложен файл pdf с полным текстом монографии
Ильин А.Н. Культура общества массового потребления - 2014 Монография:
https://vif2ne.org/nvz/forum/files/Kmf/(140421011336)_Il_in._Kul_tura_ob-va_massovogo_potrebleniya.pdf [13240K]
Ниже приведено письмо и фрагменты из книги, включая оглавление.
15 апреля, 13:101 файл
Здравствуйте!
Отправляю недавно вышедшую монографию, посвященную культуре потребления и широкому полю проблем, которое формирует консьюмеризм.
Надеюсь, работа окажется интересной для Сергея Георгиевича.
С уважением,
Ильин Алексей
Аннотация
В монографии представлен разносторонний взгляд на культуру
потребления. Рассматриваются такие связанные с консьюмеризмом яв
ления, как фиктивные потребности, быстрая смена модных трендов,
проблемы адаптации к тенденциям моды, маргинализация труда, соци
альная атомизация, трансформация нравственных ценностей, деэколо
гизация и т. д.
Адресована философам, культурологам, социологам, политоло
гам и широкому кругу читателей, проявляющих интерес к проблемати
ке консьюмеризма.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................4
Общий взгляд на потребительскую культуру.......................................6
Добро пожаловать в пустыню одноразового многообразия..........................26
Эпоха перепроизводства и ее потребностно-
коммуникационная инфраструктура...............................................36
Проблема адаптации к культуре потребления.....................................50
Трансформация нравственных ценностей при господстве
консьюмеризма.................................................................61
Социальная деконсолидация в эпоху потребления.................................84
Отношение консьюмеризма к труду, досугу и системе
кредитования, практики антипотребления.......................................112
Потребление и экологический кризис...........................................136
Реклама как метатенденция потребительского общества..........................144
Роль моды в обществе потребления.............................................166
Отход от культурной самобытности и традиционности............................177
Заключение...................................................................194
Список публикаций автора.....................................................197
Глава: ОТХОД ОТ КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ и ТРАДИЦИОННОСТИ
Проблематика «обогащения» российской культуры потре
бительскими тенденциями поддается анализу с позиций осмыс
ления взаимосвязи культуры и цивилизации, традиционности
и инновационности. В научной литературе нет единого мнения
на взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация», да и у ка
ждого из этих понятий находится множество толкований. Так,
цивилизация рассматривается через: 1) географическое простран
ство, 2) специфику развития производственных сил и произво
дительных отношений (классовый подход), 3) культурный тип
общества, 4) доминирующую религию, 5) этнический фактор"1.
Одни авторы противопоставляют культуру цивилизации, наде
ляя культуру духовностью, а цивилизацию утилитаризмом. Дру
гие отождествляют данные понятия, не замечая разницы между
ними. Эти подходы, осмысливающие соотношение культуры
и цивилизации, кажутся нам несколько ошибочными, так как:
1. Цивилизация - это форма общественного мироустрой
ства, характеризующаяся достаточно высоким уровнем челове
ческих достижений. Но эти достижения действительно носят
утилитарный характер, они могут быть далеки от эстетических
(искусство) и этических (мораль) аспектов социальной жизни.
К ним в первую очередь относятся достижения техники, изобре
тения, выполняющие прикладные функции и ориентированные
в основном на технические и социально-экономические ценности.
Противопоставление культуры и цивилизации приводит к мысли,
что духовность противопоставляется варварству, ценное - не
нужному, высокое - низкому. Но это неверно, так как цивили
зация не является синонимом варварства, низости и ненужно
--------
111 См.: Степанянц М. Т. Предисловие к словарю «Буддизм» // Вопр.философии. 2012. № 5. С. 134-142.
сти, а обладает многими ценными достижениями, которыми
варвары не обладали. Потому подобное разграничение понятий
не совсем себя оправдывает.
2. Отождествление культуры и цивилизации, равно как
и представление цивилизации в качестве высшего проявления
культуры, также не совсем уместно, поскольку у них есть ка
чественные различия. Культурные достижения удовлетворяют
одни потребности человека (преимущественно высшие, этико
эстетические), а цивилизационные - другие. Технологический
прогресс сам по себе не обеспечивает гуманизацию, а потому
он выпадает из процесса окультуривания и борьбы с антикуль
турными тенденциями.
Мы склонны понимать под культурой форму и степень
духовности, в которой выражены высшие достижения цивили
зации. Культура - «прорастание трансцендентного в человеке
сквозь грубую эмпирию его воплощения, а цивилизация - мате
риализованные и сплошь утилитарные технологии и техники
существования»112. Цивилизация - это материальный (вещный
и предметный) базис культуры, характеризующийся своей по
лезностью, техницизмом, который культивирует ценности преж
де всего не трансцендентного, а имманентного, не духовного,
а бытового. Она не требует полноты духовного, прежде всего
этического и эстетического, участия. У первобытного общест
ва уже имелись образцы культуры, но образцов цивилизации
не было. Напротив, некоторые современные общества, отли
чающиеся высотой развития техники и технологий, пережива
ют упадок в области нравственного и прекрасного. Этические
нормы и представления, учитывая их ментальный характер, сле
дует относить к культуре, а материальные памятники (в том
числе артефакты) как вещное воплощение культуры - скорее
к цивилизации. То есть цивилизация - это материализованная
культура или же материализованное бескультурье. Таким обра
зом, мы прочерчиваем между двумя понятиями параллель, не
отдавая предпочтения ни одной из них - ни Сцилле их противо
поставления, ни Харибде их отождествления.
---------------------------------------
112 Сохань И. В. Указ. соч. С. 263.
Обращая внимание на происходящие сейчас глобализаци
онные процессы, можно с уверенностью заявить, что навязы
ваемые в ходе глобализации ценности выхолащивают и унич
тожают национальное наследие, а значит, и национальную куль
туру. То, что часто называют общечеловеческими ценностями,
или ставится в противоречие с национальными ценностями ка
кого-либо народа, приводя к замедлению его развития, или ус
редняет, редуцирует и унифицирует различные культуры. «Бренды
глобальных компаний потребляются как символы причастности
к передовому и прогрессивному, но при этом через них в повсе
дневную жизнь разных регионов мира вторгаются чужие стан
дарты, вытесняются привычные нормы, разрушающие веками
складывающиеся хозяйственные и бытовые уклады, образ жиз
ни»113. Американские идеалы, ярко выраженные в культуре по
требления, наносят сокрушительный удар по национальным
культурам. Здесь имеет значение сущностное ядро потребитель
ства, в соответствии с которым возводится в культ идеология ин
дивидуализма, отрицающая взаимопомощь и выражаемая в прин
ципе «Помоги себе сам», массовая кредитомания, низвержение
духовности до уровня технических приобретений. Также не ме
нее важна для научного осмысления методология расширения
потребительства, которое предполагает убежденность в собст
венном превосходстве по сравнению с другими типами общест
венных укладов, а потому самолегитимирует насильственное на
вязывание Америкой этого типа «культуры» всему миру.
Исходя из антиинтеллектуализма, бездуховности и без
нравственности потребительской культуры, признаем, что сло
вом «культура» она именуется весьма условно. Более целесооб
разно связывать консьюмеризм именно с цивилизацией, а кон
кретно с цивилизацией высокого развития, но лишенной культуры.
Следовательно, в некоторых аспектах развитие цивилизации
идет вразрез с развитием национальной культуры; эти процессы
могут быть не взаимодополняющими, а, наоборот, взаимоисклю
чающими. Потребкульт выброшен из культуры и истории; как
отмечает Г. С. Киселев, философски говорить об истории можно,
-------------------------
113 Зарубина Н. Н. Повседневность в контексте социокультурных
трансформаций российского общества // Общественные науки и современ
ность. 2011. № 4. С. 61.
когда имеется в первую очередь воспроизводство мира челове
ка и накопление культуры, а затем - сложение и усложнение
цивилизации"4. Консьюмеризм - восстание цивилизации про
тив культуры. Культура же призвана ограничивать цивилиза
цию, как мораль - ограничивать рациональность"5. Цивилиза
ция достраивает многообразие мира или, можно сказать, порож
дает все новые и новые миры, но культура ограничивает «дурное
достраивание».
Несомненно, в эпоху научно-технической революции, обер
нувшейся стремительным развитием потребительских гаджетов,
а также информационной (и псевдоинформационной) насыщен
ностью, происходит культурная трансформация, во многих ас
пектах оборачивающаяся деградацией. Цивилизация, основой
которой стали гаджеты и информация, затмевает собой культу
ру. Посредством гиперинформатизации и стремительного роста
технологий цивилизационные аспекты человеческого бытия
приобретают довлеющий статус над культурными. Здесь мы ви
дим актуальнейший парадокс современности: при прогрессе ци
вилизации произошел поворот к регрессу культуры.
Общество должно гармонично сочетать в себе культуру
и цивилизацию, так как существование одного без другого не
представляется возможным. Собственно, общественный прог
ресс - это культурно-цивилизационный прогресс. При усилении
технизации общественной жизни не стоит забывать о ее гумани
таризации. Если же какие-либо крайне консервативные обычаи
потеряли свою актуальность и выступают барьером для даль
нейшего общественного развития, они, будучи одним из прояв
лений культуры, могут уже не обогащать общество духовно
стью, а отравлять его пылью старых догм. Когда цивилизация со
свойственным ей утилитаризмом и механицизмом начинает
преобладать над культурой, когда средства жизни господствуют
над самой жизнью, ее смыслом и целью, когда духовность сме
---------------------
114 Киселев Г. С. История и ее подобие // Вопр. философии. 2012. № 3.
С. 48-58.
115 А. С. Карпенко сформулировал так различие между понятиями «ци
вилизация» и «культура»: первое относится к действию принципа полноты,
а второе - к его ограничению. См.: Карпенко А. С. Философский принцип пол
ноты. Ч. И // Вопр. философии. 2013. № 7. С. 95-108.
няется прагматикой и холодностью сердец, впору говорить о куль
турном кризисе. Кроме того, учитывая антиприродную основу
цивилизации, следует заметить, что последняя, отдаляя человека
от природы, ведет также к экологическому кризису. Вовсе не
обязательно цивилизационное развитие приводит к разрушению
культуры, но сейчас, в условиях глобализации и тотального рас
пространения консьюмеризма, этот процесс имеет место. Куль
тура призвана облагораживать цивилизацию, обогащать ее эсте
тическими и этическими ценностями. Но и цивилизационное
развитие не должно вытеснять этику и духовность своим техни
цизмом и ориентацией на полезность. Самое лучшее для того
или иного общества состояние - это еще культурное и уже цивили
зованное. Причем «еще» здесь не означает прошлое, а «уже» - бу
дущее, поэтому «еще» не призвано неумолимо и окончательно
переходить в «уже».
Рассматривая соотношение культуры и цивилизации, не
возможно обойти вниманием вопрос взаимосвязи традициона
лизма и прогрессивизма. Пусть современная культура, по боль
шей части высокомерно относящаяся к проявлениям традицио
нализма и считающая его рудиментом, полностью не может от
него дистанцироваться (дистанция подчеркивается сознательно,
а бессознательный скреп продолжает существовать хотя бы в ми
нимальной форме), одномерная глобалистская (и потребитель
ская) культура, грядущая посткультура знаменует собой полный
разрыв с национально-созидающим потенциалом традициона
лизма и, соответственно, национальным наследием, чего допус
тить, естественно, нельзя. Интересно то, что в инновационных
обществах в моменты отмирания старых ценностей и пока еще
неустойчивости новых возникает ностальгия по прошлому, но
она не является всеобщей.
Жесткий традиционализм страдает обычно фундамента
листским диктатом, неприятием прогресса и отчасти иррацио
нализмом, а крайне нигилистический в своем отказе от традици
онности инновационализм - инфантилизмом и амнезией к муд
рости предков. Например, кризис традиций приводит к расша
тыванию семейных устоев, выраженных в увеличении количества
разводов, числа неполных семей, распространении абортов, усиле
нии ценности личной независимости в противовес таким ценнос
-----------
тям, как долг, забота о родителях, ответственность за семью.
Поэтому каждый из описываемых типов, представая в гипербо
лизированном облике, несовершенен в деле обеспечения куль
турной самодостаточности и глубины. Общество без традиций
невозможно, так как оно перестанет быть обществом в культур
но-историческом смысле; оно утратит чувство уважения к своей
истории и культуре и, соответственно, способность к их сохра
нению. Согласно С. Г. Кара-Мурзе, традиции - это фонд, позво
ляющий следующему поколению сэкономить силы и средства
для освоения новшеств и ответить на вызовы. Традиции позволяют
передать следующему поколению весь массив знаний и техники,
избавляя его от бесполезных опытов. Они представляют собой
прочный тыл для дальнейшего общественного развития 116. Бла
годаря традициям происходит отфильтровывание внешних влия
ний или их ассимилирование, «подгонка» под свои социально
культурные особенности. Традиции - это защитный пояс наро
да, сохраняющий его жизнеспособность.
Общество без прогрессивных инноваций также не пред
ставляется жизнеспособным, поскольку инновации как резуль
тат проявляемого творчества необходимы для дальнейшего об
щественного развития. Правда, инновации бывают разными, так
как концентрационные лагеря фашистов, приведшие к обедне
нию значительной части населения реформы Гайдара, ювеналь
ные технологии и многие другие продукты деятельности, ориен
тированной на новизну, следует считать инновациями, но явно
не прогрессивными в социальном, экономическом и. т. д. смыс
лах. Новое - не всегда ценное. Поэтому под инновациями необ
ходимо понимать не просто нововведения, а необходимые ново
введения, и необходимые не узкой категории лиц (олигархам,
чиновникам и т. д.), а большинству населения. Перманентный
инновационизм, выраженный в культе революционной непре
рывности, крайне вреден, так как при нем новое служит не раз
витию культуры и социосистемы, а их полному отрицанию в поль
зу изобретаемого. Направленность на прогресс не должна огра
ничиваться самой собой. Ей необходимо иметь некую социаль
но полезную метацель, сверхзадачу, по отношению к которой
---------------------
116 Кара-Мурза С. Г. Матрица «Россия»; Он же. Угрозы России. Точка
невозврата.
прогресс выступает средством, инструментом достижения. Пра
вильна формула не «новое для себя», а «новое для общества».
Любые новшества требуют по отношению к себе оценки с по
зиции перспектив, которые они способны дать человеку и об
ществу. Новое должно не уничтожать старое, а улучшать или
дополнять его, ибо любое социокультурное развитие ограничено
определенными рамками (жизненно необходимые традиции, спе
цифика прочтения собственной истории, особенности отноше
ния к себе, к миру, к различным видам деятельности и т. д.),
при переходе за которые оно способно смениться своей проти
воположностью. Таким способом прокладывается путь к устой
чивому развитию, не сопряженному с деструктивной тенденцией
кардинального слома прошлой культуры и социосистемы, а пред
полагающему ее планомерное совершенствование. Утвердив
шийся консьюмеризм с характерным для него продуцированием
техноноваций, большинство из которых не отличаются действи
тельной полезностью, способен привести культуру к ее противо
положности, к антикультуре. Наращиваемая потребкультом ско
рость возникновения и смены новаций мыслится как дурная бес
конечность, хаос новизны. Поток гаджетоноваций, актуализируе
мый потребительской экономикой, близится к абсурду. Если
большинство из них обладают сомнительной ценностью, то кон-
сьюмеристские идеалы, пришедшие на смену предыдущим идеа
лам, обладают антиполезностью, а потому их следует считать
вредными культурными новациями. Движение цивилизации впе
ред способно привести к движению культуры назад, эволюция
техники - к деэволюции человека, общества и естественной сре
ды обитания. Наконец, необходимо движение не к прогрессу ради
прогресса, не к сопряженному с культурным регрессом гадже-
топроцветанию. Необходимо движение не вперед к прогрессу
технологий, оборачивающемуся своими интеллектуальными,
нравственными, экологическими и т. д. издержками, а движение
вверх, к совершенствованию человека, общества и культуры. По
меткому выражению В. А. Кутырева, если прогресс не остановить,
а от смерти не уйти, незачем его толкать, а ее торопить117.
--------------------------------------
117 Кутырев В. А. Философия (для) людей // Вопр. философии. 2012. № 9.
С. 86-96.
Консерватизм в своей радикальности означает стремление
к удержанию мира в его косности, а радикализм новационизма
предполагает разрушение идентичности мира. Культура и со
циосистема жизнеспособны и способны к развитию, когда они
совмещают в себе обе противоположные тенденции, не скаты
ваясь ни к одному из полюсов. Традиции и новации, как культу
ра и цивилизация, призваны дополнять друг друга, ибо утрата
первого приведет к потере культурного стабилизирующего ядра,
а утрата второго - к потере способности социума двигаться впе
ред. Высказанная нами мысль в своем метафизическом содер
жании отсылает к диалектичности одновременного сосущество
вания устремленности в будущее и укорененности в прошлом.
Общество призвано развиваться, а не стоять на месте, но про
цесс развития нельзя ни замораживать сверхконсервативностью,
ни давать ему полную свободу безграничной инновационностью.
Духовно прогрессивный консерватизм предпочтительнее духов
но консервативного прогрессизма. Наиболее целесообразно на
звать такой путь динамическим консерватизмом. Консерватив
ное ядро должно позволять творчеству инноваций делать свое
дело, но не заигрываться в углублении разрыва между старым
и новым и тем самым в разбалансировке культурной конфигу
рации. Главное, чтобы новшества не стимулировали обществен
ную амнезию к прошлому и высокомерное отношение к прояв
лениям традиционной свойскости (сущностности) данного об
щества, которая отличает его от других. Традиции, их знание
и освоение - основа подлинных инноваций. Для существования
народа и развития областей его жизнедеятельности нужна гар
мония устойчивости и подвижности, чтобы новшества не отме
няли ценную традиционность, но и чтобы традиции не противо
стояли разумным требованиям современности, а, наоборот, стано
вились условием позитивных сдвигов вперед, позволяя экономить
силы для освоения новшеств и отвечать вызовам современности.
Сохранение и развитие народа обеспечиваются балансом устой
чивости и подвижности. Сохранение баланса традиций и нова
ций требует необходимости не их взаимоотрицания, а взаимо
действия, проявляющегося в последовательности наслоения
новшества на традиционный компонент. Однако стоит согла
ситься с А. П. Запесоцким в том, что современная культура
-------------------
строится не на фундаменте прежней, а в стороне от нее, из гру
ды обломков культурных элементов, доказавших ранее свою
I I К
несостоятельность
Двигаясь в будущее, необходимо с уважением огляды
ваться в прошлое и нести его с собой, ибо прошлое далеко не
всегда становится рудиментом, достойным ампутации вслед
ствие своей ненадобности. Наследие предков зачастую транс
формируется в безвременность, обретая статус ценного прош
лого в настоящем и будущем. Прошлое наследие жизненно не
обходимо обществу, так как его трансляция есть передача
в социокультурном времени знаний и опыта. Без наследия прош
лого общество теряет историю и обрекает себя на бесцельное
и бездыханное скольжение во времени. Сохранность социокуль
турных констант, обеспечиваемая «плавным» динамически-кон-
сервативным развитием, ведет к социальному и экономическому
прогрессу. Деструкция же социокультурных констант приводит
экономику и общество в тяжелое состояние, состояние эконо
мического спада, культурной «разбросанности» и разрушения
культурно-исторической идентичности. Цивилизация в своем
стремлении достичь высот лишает себя корней. Само мегапо-
лисное пространство своей цивилизационной насыщенностью
отрывает человека от природы, семьи и предков, национальных
корней и традиций, ориентирует в русло потребкульта.
Но что следует считать «своими» традициями и как стоит
относиться к заимствованиям? Русские философы долгое время
твердят о каком-то особом пути развития России, об особом пу
ти русского народа. Кто-то указывает на коллективизм русской
психологии, хотя в реальности подтверждения идеи о взаимо
помощи и любви к ближнему своему не находится. Народам
Кавказа, например, где каждый считает каждого братом, не чуж
да общинность, сплоченность и вытекающая отсюда взаимо
помощь, чего особенно не хватает русским; хотя мы, равнодуш
но относясь друг к другу, всегда помогали выжить и подняться
цивилизационно и культурно тем этносам, которые когда-либо
проживали на территории России. Кто-то пишет о свободомыс
--------------------------
118 Запесоцкий А. П. Философия образования и проблемы соврем
реформ. С. 24-34.
лии русского, что явно не соотносится со многими годами,
проведенными в условиях освобождения от свободы, в ситуа
ции искусственной конформизации. Кто-то настаивает на пра
вославной сущности русского сознания, забывая о том, что хри
стианская (и православная) апологетика родилась совсем не на
территории Руси, а была насаждена русскому народу агрессив
ными методами, насиловавшими национальную душу. Кроме
того, по замечанию А. В. Черняева, когда через семь столетий
после христианизации на Руси впервые появилось профессио
нальное богословие, оно творилось и преподавалось на чужом
как в национально-культурном, так и в конфессиональном от
ношении латинском языке114
Помимо христианизации, в нашей истории было еще три
глубоких переломных момента, в результате которых произош
ло кардинальное, а потому далеко не безобидное отрицание
прошлого, нарушение исторической прерывности, культурно
цивилизационное переформатирование, демонтаж народа (тер
мин С. Г. Кара-Мурзы), его культуры и экономики. Это Петров
ские реформы, революция 1917 года и перестройка.
В Петровских реформах была выражена искусственность
и «ненашесть» создаваемых общественных структур. При раз
рушении прежних, традиционных структур бытия происходили
социокультурные трансформации, основанные на некритичном
заимствовании западных стандартов, что дошло чуть ли не до
принятия французского языка национальным. Конечно, при ус
ловии отсутствия у русских своего языка возникла бы необхо
димость заимствовать чужой; но в силу наличия богатой рус
ской словесности такая необходимость не проявляла себя. Как
сказал А. И. Герцен, «сначала мы были у немца в учении, потом
у француза в школе - пора брать диплом. А страшное было вос
питание!»120 Теперь учимся у американцев и других представи
телей «цивилизованного» мира.
Сложившиеся основы народной жизни подверглись пере
кодированию. По меткому замечанию К. М. Кантора, Петр про
------------------------
l19 Черняев А. В. Русское богословие: в поисках собственной парадиг
мы //Вопр. философии. 2013. № 8. С. 129-138.
120 Цит. по: Воейков М. А. И. Герцен - наш современник // Альтернати
вы. 2012. № 4. С. 26.
рубил «окно в Европу», но оно стало и «окном в Россию», через
которое хлынула в Россию чуждая ей западноевропейская со
циокультура121. Называвший европейничанье болезнью рус
ской жизни Н. Я. Данилевский критиковал петровское бритье
бород, надевание немецких кафтанов, заставление курить табак,
учреждение попоек (в которых даже пороки и распутство долж
ны были принимать немецкую форму), искажение языка и на
родного быта, введение в жизнь иностранного этикета, измене
ние летоисчисления, заимствование иностранных учреждений,
рассматривание основ русской жизни через европейский (русо
фобский) взгляд и т. д. В результате на все русское наложилась
печать низкого и подлого. Русский народ раскололся на два
слоя: низший остался русским, высший сделался европейским
до неотличимости. Высший имел и имеет притягательное влия
ние на низший, который стремится ему уподобиться. В понятии
народа так же, как и в понятии элит, сложилось впечатление
о русском как худшем и низшем. Такое унижение народного ду
ха у некоторой части народа спровоцировало недоверчивость
к той части общества, которая изменила русскости. «Объевро-
пеившиеся» классы с их чужеземной наружностью представлялись
некоторым как предатели, перешедшие во враждебный России
лагерь. С тех пор русским свойственно прислушиваться к советам
Европы, которую возвели в сан верховного судьи, решительницы
достоинства наших поступков, нравственного двигателя наших
действий. Для России стали характерны трусливый страх перед
приговорами Европы и унизительно-тщеславное удовольствие от
ее похвал122. Но, несмотря на зачастую вредные нововведения,
личность Петра все-таки не поддается жесткой критике, посколь
ку Петр многое сделал для расширения Российской империи,
усиления военной мощи России и ее геополитического значения.
В революционные годы происходила тотальная деконст
рукция царской формы жизнеустройства, прежний тип повсе
дневности представлялся в качестве барьера для строительства
желаемого социалистического мира, поэтому в каждом человеке
будили чувство личного вклада в это строительство, а общество
----------------------------------
121 Кантор К. М. Россия - бета-паттернальный ансамбль // Вопр. фило
софии. 2012. № 12. С. 73-85.
122 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. : Книга, 1991.
мобилизовывали для осуществления глобального проекта ново
го мира. Новая идеология и созданный на ее основе быт не на
ходили преемственности со старыми формами жизнеустройства,
почти не перенимали их опыт, так как изначально противопос
тавлялись им, отрицали дореволюционность.
Во время перестройки произошла делегитимация совет
ского жизнеустройства в целом - экономики, системы управле
ния, философии жизни и форм повседневности. Возникли новые -
западноцентрированные - ценности, связанные с индивидуали
зацией, деколлективизацией, опорой на личные инициативы,
нормализацией социально-экономического неравенства и т. д.
Полки магазинов наполнились иностранными товарами; амери
канские гамбургеры, хот-доги, «Кока-Кола», «Пепси», чипсы,
попкорн, «Мальборо» и т. д. заполонили рынок, началась ориен
тация на западную моду в одежде. СССР исчез в небытие, а Рос
сия превратилась в страну потребления - и не просто потреб
ления, а потребления именно чуждых ей ценностей и продуктов.
Чужие традиции питания, одежды и т. д., с одной стороны,
привнесли в нашу культуру нечто новое, а с другой - обеспе
чили исчезновение национальных традиций и разрушение ос
нов идентификации личности и народа со своей культурой.
Как справедливо заметил Г. Л. Тульчинский, пренебреже
ние культурным наследием оборачивается безоглядными заим
ствованиями в духе Петра, коммунистов и младореформаторов.
В результате российские марксисты становятся самыми марксист
скими марксистами в мире, либералы - самыми либеральными,
масскульт - самым масскультным. Сегодняшнее российское
общество из-за отсутствия традиционной культуры ценностно
невнятно и дисперсно, до неприличия «плоско», оно самое мас
совое в мире, с правящей элитой, которой свойственно массовое
сознание123. Под риторику и пафос о собственной уникально
сти Россия продолжает терять остатки уникальности и, прини
мая западные тренды, с еще большей глубиной погружается
в потребкульт. Согласно справедливому мнению П. Я. Чаадаева,
народы, как и отдельные личности, не могут прогрессировать
------------------------------------------
123 Тульчинский Г. Л. Культура в шопе. С. 128-149; Он же. Маркетизация
гуманизма ...
и развиваться без глубокого чувства своей индивидуальности124.
Как отметил М. Т. Степанянц, Н. С. Бердяев считал одной из не
гативных черт русского характера «чрезмерное самомнение»,
которое выражается в том, что Россия почитает себя единст
венной призванной и отвергает всю Европу как гниль и обре
ченное на гибель исчадие дьявола125. Побольше бы России сей
час таких негативных черт, хочется сказать!
Даже весь совокупный исторический опыт человечества
не даст ни нам, ни любой другой национальной культуре гото
вый рецепт жизни в самом широком смысле этого слова. Поэто
му некритичное заимствование (и необдуманная попытка кого-
то догнать и перегнать) всегда деструктивно, особенно если оно
происходит резко, революционно и перечеркивает ценности уже
достигнутого, десакрализирует богатство прошлых времен. Лю
бое заимствование требует осознанности, сознательного отно
шения к инокультурным явлениям и адаптации их к сущест
вующей культуре. Тупое копирование есть негласное признание
полного неуважения к себе и смерти национального духа. Без-
рефлексивное перенимание чужих образцов разрушает культу
ру. Продукты иной культуры необходимо не бездумно интерио-
ризировать, а усваивать, перекодировать так, чтобы они подхо
дили своей культуре и не вступали в противоречие с ее сущност
ными элементами (аксиологический, этический, эстетический
и т. д.). Для вхождения в другую культуру чужие смыслы долж
ны стать чем-то иным, преобразиться в матрице базовых смы
слов принимающей их культуры. Освоение чужих образцов тре
буется осуществлять на собственной культурной почве, как это
было в Японии во времена принятия ею западной культуры|26.
Только тогда происходит обогащение культуры, которая усваи
вает чужой опыт и двигается вперед своим путем. Успешное за
имствование обогащает культуру, повышает ее внутреннюю ва
-------------------------------------------
124 См.. Козырев А. П. «Шаткость индивидуального»: персоналистиче-
ская лексика П. Я. Чаадаева // Вопр. философии. 2012. № 2. С. 40-48.
125 См.: Степанянц М. Т. Культура как гарант российской безопасности //
Вопр. философии. 2012. № 1. С. 3-13.
126 См.: Скворцова Е. JI. Япония: кризис культурной идентичности при
встрече с западной цивилизацией // Вопр. философии. 2012. № 7. С. 52-63.
риативность. Преемственность через разрыв, да еще и некри-
тичность, едва ли несет в себе конструктивизм. Она превращает
историю в дискретные куски событийности.
Либеральная ориентация на Запад противоречит усилению
России, ее возрождению и облагораживанию российского общест
ва во всех смыслах этого слова. Еще Н. Я. Данилевский в свое
время заметил, что Россия не питалась соками европейского
древнего мира, не составляла части западных империй, не связы
валась с Западом феодально-аристократической сетью, не знала
соответствующей формы религии, схоластики и западных идеа
лов искусства. Россия не принадлежит к Европе, а та не желает
ее принимать и, вооружаясь русофобией, воспринимает россий-
скость как нечто чуждое и враждебное127.
Современная Россия не тождественна России, так как она,
территориально сохраняясь, культурно трансформируется на за
падный манер, хотя Запад сегодня с его консьюмеризмом пере
живает далеко не самые высококультурные времена. Перенимая
чужую культуру, мы автоматически перенимаем чужую форму
потребностей (в данном случае свойственных потребкульту), ибо
именно культура выковывает тот или иной комплекс потребнос
тей. Культура не должна быть полностью закрыта, ибо каждой
культуре необходимо взаимодействие с другими. Но ей непо
зволительно быть и совершенно открытой.
Нет оснований для серьезного разговора о некоей посто
янной субстанции как явления вечного и неизменного в душе
народа, которая, давая отпор любым воздействиям, целостно пре
одолевает историческое время. Национальный характер в процес
се времени меняется; сегодня одни качества выступают соци
ально преобладающими, а завтра - другие. Ведь постсоветский
человек во многом отличен от своего советского предшествен
ника, равно как так называемый homo sovieticus отличается от
человека царской эпохи. Может, именно поэтому - вследствие
такой изменчивости - трудно дать исчерпывающий ответ на воп
рос «Что такое национальный характер?», а потому и эмпириче
ски подтвердить ту или иную концепцию «особого пути» рус
ских. Культура претерпевает изменения в процессе жизни обще
---------------------------
121 Данилевский Н. Я. Указ. соч.
ства, его развития (или упадка), взаимодействия с другими общ
ностями; вместе с тем культура не только поддается веянию
этих процессов, но и направляет их в определенное русло. Не
уместно вдаваться в эссенциализм и считать русскую культуру
неизменной и уж тем более думать, будто она изначально при
надлежит к западной культуре. Когда западники говорят, что
русские «с самого начала» европейцы, хочется спросить: «А где
это начало, откуда точка отсчета?»
Реальность же указывает на то, что наша страна встает не
на «особый путь», а, наоборот, на «унифицирующий путь». По
средством глобализаторских и потребительских тенденций душа
русского человека (и не только русского) в общесоциальном
смысле теряет какой бы то ни было потенциал разнокачествен
ных проявлений и упрощается. Может быть, именно из-за отсут
ствия силы и яркой выраженности национального характера, ко
торый мог бы выступать фильтром для инокультурных инъекций,
наше общество позволяет себе без особой придирчивости прини
мать те ценности и нормы, которые ему ранее не были присущи.
У нас есть богатая история, богатый опыт, которым, к со
жалению, мы плохо умеем пользоваться, дабы не наступить на
те же грабли. Наша история не началась с революции 1917 года,
после которой стоящие у власти казарменные социалисты при
нялись, строя новые социально необходимые культурные образ
цы, искажать историческую память, актуализируя амнезию на
некоторые связанные с «проклятым царизмом» исторические
события, или просто заведомо неверно их толковать. Наша ис
тория не началась с Крещения Руси, после которого христиане
под видом борьбы с «бескультурным и диким» язычеством унич
тожили многие доказательства существования богатой культуры
дохристианской эпохи и выставили себя этакими просвещенца
ми. Ими были переиначены русские мифы, да и письменность,
согласно некоторым историкам, появилась ранее Кирилла и Ме-
фодия на земле русской.
Мы теряем волю для сохранения своих лучших нацио
нальных качеств. Ранее христианизация, затем петровская вес
тернизация, потом советизация обогащали российскую культуру
и одновременно наносили удар по ее целостности. Теперь гло
бализация с ее культом потребительства вполне успешно уни
----------------------------
фицирует наследие, которым некогда были полны наши сунду
ки. Да и, к величайшему сожалению, практически во все эпохи
целесообразность политически ангажированной мифологии ста
вилась выше научно-исторической истины: христиане реши
тельно отрицали ценности и культуру языческого периода, Со
веты - христианской эпохи, а современность - советского пе
риода. Зачастую это отрицание в силу своей гипертрофирован
ное™ носило характер необъективной демонизации прошлого.
Мы не пытаемся дать однозначно негативную оценку христиа
низации и советизации, а просто обращаем внимание на то, что
они реализовывались методом революционного разрыва с усто
явшимся культурным наследием, а значит, беспощадной ломки
существующих традиций и норм; такой резкий разрыв негатив
но сказывается на состоянии национальной культуры и психо
логии. Однако следует отдать должное: хотя исторические со
бытия, о которых идет речь, знаменовали собой точки культур
ного разлома, наносящие удар общественному сознанию, вместе
с тем каждое несло с собой более или менее социально центри
рованную идеологию. В отличие от них, происходящая сейчас
культурная глобализация, являя собой такую же точку разлома,
не обогащает культуру новыми стандартами, а, наоборот, упро
щает ее, редуцирует до уровня потребительских инстинктов.
Недаром в последнее время участились разговоры о куль
турном империализме, в соответствии с которым новый тип
культуры (потребительской) захватывает все больший ареал,
рождая различные мифы, которые делегитимируют и десакрали
зируют достояния национальных культур. Русские на протяже
нии веков относились к труду и жизни в целом как к чему-то,
над чем господствует сверхзадача общесоциального порядка,
которая давала человеку не индивидуальный, а коллективный
смысл. Когда-то сверхзадачей была формула «самодержавие,
православие, народность», позже ей стало коммунистическое
светлое будущее. В качестве сверхзадач можно воспринимать по
мощь славянским народам, создание Российской империи и т. д.
Сейчас скрепляющей сверхзадачи нет, на ее место пришли разъ
единяющие индивидуалистические цели. Возможно, широкое
развитие аддикций является следствием в том числе исчезнове
ния сверхзадач, которые рождали в душе людей глобальный
всечеловеческий смысл и направляли их поведение.
----------------------------
Цивилизация, в которой угасает культура, в которой на
место культуры пришло потребление, которая находится под
протекторатом мирового полицейского в лице США, учит нас
жизни и диктует правила «хорошего тона».
То, что хорошо работает в одной системе, вовсе не обяза
тельно будет так же эффективно работать в другой. Любое за
имствование должно соответствовать традициям и ценностям
общества, которые дают социуму обязательную возможность
поддерживать связь с прошлым, ощущать его в качестве присут
ствующего сейчас. Проблема в том, что российский социальный
код долгое время претерпевает путь если не разрушения, то
трансформации, и сегодня трудно сказать с уверенностью, что
он собой представляет. Проблема в том, что Россия заимствует
совокупность вредных тенденций потребительства, которые
нельзя и не нужно перерабатывать на свой национальный лад,
ибо они в корне противоречат любой национальной инаковости.
Они просто не нужны. России настоятельно необходим напря
женный поиск своей идентичности, создание собственной сис
темы смыслов и ориентиров для будущего.
----------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автор, который пишет в обличительно-алармистском стиле,
обычно встречается с обвинением в отходе от научности и в идео-
логизаторстве. Мы не воздерживались от дачи оценок, предпоч
тя сохранить за собой право на аксиологический приоритет ав
торских суждений. Читатель, увидевший в данном труде пре
обладание идеологизаторства над научностью, пусть задумается
о том, что идеология и наука - вещи, конечно, не синонимич
ные, однако неразрывно друг с другом связанные. Идеология
формируется на основе осмысления действительности, но и ха
рактер осмысления реальности может быть руководим уже су
ществующими в душе ученого идеологическими ориентирами.
Исследователь изначально принадлежит к той или иной духов
ной, интеллектуальной, мировоззренческой традиции и к опре
деленной социальной группе с ее интересами. Он руководству
ется как объективными знаниями, так и политическими, социо-
экономическими, культурными, эстетическими и др. предпоч
тениями, которые зачастую формируются на основе имеющихся
у него научных знаний. Так или иначе, знания переходят в идеоло-
гемы, а идеологемы - в знания, и идеологическая составляю
щая с неизбежностью присутствует в работах ученого. Поэтому
четкое и однозначное отделение науки от идеологии невозможно.
Соответственно, вполне нормальны превращения ученого-следо
пыта в следователя, преследователя и обвинителя.
Идеологии включают в себя смыслы, ценности и цели жиз
ни и деятельности человека. Научные теории, содержащие в себе
определенные знания о фактах действительности и закономер
ностях происходящих социально-культурных процессов, форму
лирующие выводы и дающие прогнозы, превращаются в фунда
мент для формирования идеологий. Но если теория противоре
чит реальности, она не является научной в строгом смысле слова,
а основанная на ней идеология не будет иметь никакого значения
или будет иметь вредное для общества значение. Поэтому наука
дает и должна давать возможность для появления идеологий.
--------------
По нашему мнению, имеет смысл формирование новой
научной области - философии потребления. Интерес философии
к различным аспектам потребления ознаменует не только новую
тематику для философии, но и принципиально новый поворот
философской науки. Знания о различных тенденциях и аспектах
консьюмеризма накапливались в рамках таких научных облас
тей, как социальная философия, философия культуры, культу
рология, социология (прежде всего социология потребления),
психология, экономика, экология, глобалистика. Сегодня воз
никла потребность в интеграции знаний о консьюмеризме и вы
страивании междисциплинарной архитектоники потребления.
Соответственно, междисциплинарность данной проблематики
должна осмысливаться специальной научной отраслью, име
нуемой философией потребления. Задача истолкования консью
меризма во всех его проявлениях, отношениях и последствиях
еще остается открытой...
В данной монографии мы вывели на сцену основные по
роки потребительской культуры. Консьюмеризм - это кризис не
только культурный, но и многосистемный, затрагивающий и по
ражающий общественное сознание и различные стороны соци
альной жизни. Общество утрачивает способность осмыслить ре
альные риски происходящего и выработать достойный проект
их преодоления. Эта неспособность связана с самим характером
потребления, которое, создавая многочисленные риски в реаль
ности, одновременно заглушает ощущение этих рисков и мыс
лительный процесс, направленный на их понимание. У кризиса
потребительской культуры есть все шансы переродиться в «кри
зис бытия», охватывающий различные сферы жизни: нравствен
ность, экономику, образование, труд, политическую активность,
экологию и т. д. К кризису надлежит относиться как к болезни.
Необходимо поставить правильный диагноз современности, по
добрать соответствующие лекарства и оказывать лечебное воз
действие, пока не достигнута точка невозврата, и болезнь не
привела к смерти организма. Лечить необходимо осторожно,
методично и целенаправленно, с привлечением разума, который
притупляется самой болезнью потребительства. Свойственные
потребительской культуре отрицающие болезнь анозогнозические
настроения неуместны, поскольку они отвращают от осознания
----------------------
болезни, а значит, и от излечения от нее. Первые шаги в лече
нии этой болезни должно делать государство, которое призвано
защищать общество от опасностей и рисков, а не превращаться
самолично в одну из социальных опасностей.
Неоспорима глубина и широта социально-культурного
кризиса, который создан консьюмеризмом, этой некоей новой
формой опиума для народа. Поэтому проблема консьюмеризма
является сегодня крайне серьезной, и степень ее серьезности не
умолимо растет с усугублением кризисных тенденций, которые
рождает культура потребления. Хотя потребкульт нельзя на
звать повсеместным и получившим культурную монополию, он
оказывает серьезное влияние на динамику общества, его куль
туры и психологии, и становление человека. «Куда летишь ты,
птица-тройка?» - не просто шутливый вопрос, а применительно
к вектору пути российского общества самый настоящий вопрос
выживания. Ради перенимания у западной цивилизации потреб-
культа мы оказались готовыми пожертвовать сложившимися
ранее системами отношения к другим, к себе, к труду и образо
ванию, этикой и нравственностью и даже природной средой.
Вот только обмен явно не равноценен. Настоящие ценности, ко
торые обеспечивают развитие человека и его качеств, эффектив
ное решение социальных, политических, экологических, эконо
мических и т. д. проблем, лежат в иной плоскости, чем ценнос
ти, предлагаемые потребительской культурой и выстроенной
архитектоникой брендов.
Для противостояния человеческим порокам, выливающим
ся в пороки социальные, необходимо в научной и любой другой
формах изобличать эти пороки. Возможно, данная монография
внесет вклад в проект критического рассмотрения потребитель
ской культуры, придаст ему большую определенность и обосно
ванность и повысит степень рефлексивности читателя в контек
сте осмысления проблемы «я - окружающая меня культура».
Остается надеяться, что потребкульт - это всего лишь времен
ная общественная болезнь, по истечении которой наступит вы
здоровление, и место модели потребительского будущего зай
мет модель потребного будущего.
--------------------
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА
Монографии:
1. Ильин А. Н. Субъект в массовой культуре современного
общества потребления (на материале китч-культуры) : моногр. -
Омск : Амфора, 2010. - 376 с.
2. Ильин А. Н. Культура, стремящаяся в никуда: критиче
ский анализ потребительских тенденций : моногр. / науч. ред.
Д. М. Федяев. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. - 266 с.
Учебные пособия:
3. Ильин А. Н., Барханов П. В. Психотехнологии регули
рования конфликтов : учеб. пособие. - Омск : Изд-во ОмГПУ,
2 0 1 3 .-1 8 4 с.
Статьи, опубликованные в журналах, рекомендован
ных ВАК РФ: номера 4-37
Статьи, опубликованные в других журналах и сбор
никах: номера 38-95