17.09.2014 00:01:00 Далай-лама обнаружил перерождение России
Сравнение тенденций в политике Москвы и Пекина оказалось не в пользу нашей страны
Игорь Гашков, Владислав Мальцев Обозреватель приложения "НГ-Религии"
Тэги: путин, далайлама, китай, буддизм, россия
( Подпись под фото. Когда говорит Далай-лама, его устами вещает бодхисатва – существо с просветленным сознанием, считают буддисты. Фото Reuters )
Возможно, самая резкая оценка деятельности президента России Владимира Путина, когда-либо дававшаяся религиозным лидером, прозвучала 6 сентября из уст XIV Далай-ламы Тэнцзина Гьямцхо. Глава тибетских буддистов не только назвал руководителя нашей страны «человеком, сконцентрированным на самом себе», но и предрек «самоубийственные» последствия политики «изоляции», которую якобы проводит Кремль. Далай-лама сделал и заявление, которого от него никто не ждал: тенденция к развитию прав и свобод в Китае гораздо более благоприятная, чем в России. Лидер тибетских буддистов продемонстрировал, что стремится к примирению с Пекином, но при этом чрезвычайно рассержен на Москву. Обсуждение характера российской политики изначально не входило в круг тем, предложенных журналистами немецкого издания Die Welt Далай-ламе, считающемуся воплощением бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Организаторов интервью более интересовало отношение 79-летнего духовного лидера к Пекину, заявляющему о своем праве назначать Далай-лам и, в частности, преемника Тэнцзина Гьямцхо. Тибето-китайские отношения обсуждались в мировых СМИ и потому, что в сентябре духовному лидеру отказала в визе Южная Африка. Официальный Пекин приветствовал это решение, которое рассматривает в качестве акта солидарности внутри объединения БРИКС. Организаторы интервью с Далай-ламой имели все основания рассчитывать, что тот выступит с критикой в адрес руководителя КНР Си Цзиньпина, но результат оказался противоположным. Далай-лама заявил о позитивных переменах, происходящих в наши дни в Китае, а резкую характеристику получил от духовного лица совсем другой политик – Владимир Путин.
«Господин Путин был сперва президентом, потом премьер-министром и снова президентом. Это немного слишком и показывает его очень эгоцентричное отношение: я! я! я! В этом-то и кроется корень всех проблем», – считает Гьямцхо. «Мы привыкли к тому, что Берлинская стена пала. Теперь президент Путин, кажется, хочет отстроить ее заново. Но он вредит своей собственной стране. Изоляция – это самоубийство для России», – сказал самый известный в мире буддистский лидер.
Противопоставление между политикой Китая и России стало ключевой темой интервью Далай-ламы. В КНР, по словам духовного лидера, «началась новая эра» с приходом к власти Си Цзиньпина, который «назвал буддизм важной частью китайской культуры». Нового руководителя Тэнцзин Гьямцхо охарактеризовал как «мужественного человека», ведущего борьбу с коррупцией. Противниками Си Цзиньпина Далай-лама считает «старые кадры» в партийной элите КПК.
«Председатель Си Цзиньпин хочет создать более гармоничное общество, чем то, что существовало при его предшественнике Ху Цзиньтао. Теперь задача состоит в том, чтобы современная мировая общественность помогла Китаю стать демократической страной – такой, где соблюдаются права человека, установлены верховенство права и свобода прессы», – сказал духовный лидер. В ответ на вопрос журналистов Welt, согласен ли Далай-лама возвратиться в Тибет, глава буддистов заявил, что это обязательно произойдет.
Высказывания тибетского религиозного лидера, в особенности та их часть, которая касается российского политического курса, поставили в тупик некоторых из его приверженцев в РФ. Официальный представитель Далай-ламы в нашей стране доктор Нгаванг Рабгьял заявил, что «Его Святейшество не имел злого умысла, а лишь как гражданин мира воспользовался правом свободы слова. При этом у нас высокое мнение о России и ее народе. Россия – великая страна и у нас с ней давние исторические и духовные связи».
Российский буддолог Александр Терентьев, участвовавший в организации визита Далай-ламы в нашу страну в 2004 году, заявил «НГР», что не считает выступление Тэнцзина Гьямцхо признаком перемен в его отношении к России: «Далай-лама любил и очень любит нашу страну». Преподаватель Центра изучения религий РГГУ Александр Агаджанян считает, что за действиями Далай-ламы стоят политические причины. «Речь идет о намеке Пекину, что духовный лидер готов смягчить свою позицию и отказаться от политической роли или политического аспекта своего авторитета», – считает эксперт.
Готовность протянуть руку дружбы Пекину, продолжающему преследования его сторонников, Далай-лама подтвердил, сделав заявление, ставшее сенсацией в мире тибетского буддизма. Духовный лидер выразил мнение, что его собственный сан «отжил свое» и нуждается в упразднении. «На протяжении 500 лет у нас были Далай-ламы. Нынешний Далай-лама популярен. Давайте же закончим на популярном Далай-ламе», –предложил он. «В противном случае мы можем получить слабого Далай-ламу».
Реакция ближайшего окружения религиозного лидера показывает, что решение на этот счет еще не принято. Секретарь Далай-ламы Ринзин Чоекяпа заявил, что вопрос о судьбе духовного института будет рассмотрен вновь, когда нынешнему лидеру исполнится 90 лет. В тибетском правительстве в изгнании заключили, что высказывание Тэнцзина Гьямцхо было вырвано из контекста: тот якобы заявил, что решение вопроса о его преемнике будет передоверено всему народу. В учреждении отрицают даже сенсационный характер недавнего выступления Далай-ламы.
Китайские власти, к которым, согласно мнению большинства наблюдателей, были обращены высказывания Далай-ламы, сдержанно восприняли заявления Тэнцзина Гьямцхо. Официальный представитель КНР Хуа Чунъин заявила, что Пекин осуждает намерение Далай-ламы упразднить свой сан и не станет принимать его позицию в расчет. «Когда Тэнцзин Гьямцхо умрет, его преемник будет определен в соответствии с установленной религиозной процедурой и историческим обычаем», – подчеркнула Хуа. Близкий к официальным кругам профессор Китайской академии социальных наук Цин Юнчжан выразил сходную мысль иначе: «Тибетский буддизм не принадлежит Далай-ламе, и тот не может отменить практику перерождений, существовавшую в течение пяти столетий, одним своим словом».
Несмотря на недоброжелательную реакцию КНР, тибетские лидеры продолжают заявлять, что надеются на сближение с Пекином. Представитель Далай-ламы в Индии Тампа Церинг рассказал СМИ, что рассчитывает на якобы имеющее место дружеское расположение Си Цзиньпина к Тибету: «Новый лидер заявлял о необходимости внимания и уважения к тибетской культуре. Это имеет значение, поскольку раньше китайские власти говорили только о ее так называемом развитии. Кроме того, отец председателя Си Чжунсюн написал биографию Панчен-ламы». Панчен-лама –второй по рангу лидер в иерархии тибетского буддизма школы Гелуг.
Правда, в настоящее время Панчен-лама XI Гьялцэна Норба, «назначенный» Пекином, проживает в Китае, а признанный Далай-ламой Гедун Чокьи Ньима пропал без вести. Отец нынешнего председателя КНР написал биографию X Панчен-ламы.
Нельзя исключать, что решение Далай-ламы вновь поднять вопрос о своем преемнике имеет некоторое отношение к государственному визиту Си Цзиньпина в Индию, намеченному на 17–19 сентября с.г. Тибетское правительство в изгнании, учреждения которого находятся на территории этой страны, призвали Дели поднять вопрос о Тибете в ходе переговоров с Пекином. По совпадению или нет, именно сейчас в Индии открылась сессия тибетского парламента в изгнании, собирающаяся на две недели дважды в год. Депутаты уже обратились к Пекину с просьбой направить их представителю приглашение для посещения КНР. Из заявления парламентариев следует, что они готовы смягчить риторику в отношении Пекина. Китайские власти, однако, не дают понять, что стремятся к переговорам.
Буддологи Запада подчеркивают, что Пекин намерен по-прежнему настаивать на своих полномочиях по избранию Далай-лам, которое профессор университета Индианы (США) Элиот Сперлинг сближает со стремлением манипулировать тибетцами. По словам ученого, «китайцы хотят Далай-ламу, но им нужен их собственный Далай-лама».
Исследователь из университета Абердина в Шотландии Мартин Миллс утверждает, что исторические прецеденты воздействия китайских императоров на избрание Далай-лам существенно преувеличиваются Пекином, несмотря на то что именно из императорского дворца традиционно приносили золотую урну для голосования лам. Право китайских императоров вмешиваться в выборы Далай-ламы, по словам эксперта, было тесно связано с принадлежностью тогдашних правителей Поднебесной к буддизму и потому в наши дни может быть поставлено под сомнение. О неприемлемости вмешательства небуддистов в дела буддистов продолжают заявлять и в окружении самого Тэнцзина Гьямцхо.
Российский буддолог Александр Агаджанян, отвечая на вопрос «НГР», заявил, что Далай-лама волен сделать свой выбор, в том числе и в отношении перерождения, в широких рамках имеющихся у него возможностей: «Далай-лама и некоторые другие высшие тулку (очередные перевоплощения святых в буддизме. – «НГР») считаются полностью просветленными и потому полностью контролирующими свое перерождение; он вправе переродиться в качестве нового Далай-ламы, но может – и в любой другой форме. Например, в качестве бодхисаттвы, остающегося в мире до тех пор, пока в нем есть страдание».
Александр Терентьев выразил нехарактерное для его коллег мнение, что исчезновение института Далай-лам потенциально может быть невыгодно Пекину, поскольку приведет к усилению второстепенных, но при этом радикальных буддийских лидеров. В случае если это допущение верно, предложение Тэнцзина Гьямцхо можно рассматривать как такую уступку, которая несет в себе и намек на угрозу, а именно: указывает на возможность с течением времени радикализовать Тибет.